Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кучанова Светлана Михайловна

Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет__русский язык__класс___3___

Учитель начальных классов Кучанова Светлана

Тема урока

Место урока по теме

Правописание приставок и предлогов.

1 урок по теме «Правописание приставок и предлогов»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия нового знания.

Индивидуальная работа , работа в парах, групповая работа,фронтальная,домысливание,словесный,наглядный,практический

Цель урока

Задачи урока

Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки).

1.Предметные результаты:

- Понимать,как отличить приставку от предлога.Объяснять правописание приставок и предлогов.

- Воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

- Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: применять разные способы фиксации внимания (словесный,схематичный) ,находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий,правил, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока;ориентироваться в учебнике и в листах с заданиями, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы;осуществлять взаимоконтроль; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников,проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Личностные результаты:

Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания предлогов и приставок и верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.

Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная:

Информационная;

Коммуникативная

Технология игровых методов обучения, метод проектов,  проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

Учебник «Русский язык» 3 класс.Канакина,Горецкий.ЧастьКарточки – схемы.

-Листы с заданиями.

-Сигнальные кружки.

-Плакат «Елка».

- Открытки, сделанные ребятами, - подарок гостям.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

             УУД

I этап:  Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап).

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Громко прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться,а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Сегодня у нас на уроке гости.Поприветствуйтеих.Садитесь.

-С каким настроением вы начинаете урок?

-Если вы спокойны,сосредоточены,внимательны,готовы к работе,поднимите зеленый кружок.Если вы чувствуете себя некомфортно,обеспокоены чем – либо,поднимите красный кружок.

-Я думаю,что на уроке вы соберетесь,волнениепройдет,вы будете активны,получите новые знания.

-А чего вы ждете от урока русского языка?

Слушают учителя.Участвуют в диалоге с учителем.

Приветствуют гостей.

Отвечают на вопросы учителя.Выражают свое эмоциональное состояние.

Отвечают на вопрос.

СОбобщать полученную информацию,слушать учителя и получать эмоциональную мотивацию, настрой на урок.

 проводить аналогии и делать выводы.

Оценивать эмоциональное состояние.

Прививать интерес к русскому языку.

II этап:  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии .

Чистописание.

Повторение изученного материала.

Фиксирование индивидуального затруднения.

Выявление причины и места затруднения.

-Какой этап урока следующий?

-Хорошо,послушайтезагадку,которую для вас подготовил Святослав.

Кто ,угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки?  (Зима)

- Спасибо,выставляй свою работу на стенд.

-С какой целью мы использовали загадку?

-Верно,мы запишем  букву ,которая обозначает звонкий парный,мягкий парный согласный звук.

-Сели правильно,откройте тетради ,запишите число ,классную работу и пропишите букву «З» по образцу,используя любую последовательность.

-Молодцы,Сейчас поиграем .Игра «Снежный ком».Запишите слово «Зима».Подберите к нему однокоренные слова.

-Какие слова называются однокоренными?

(Работа в парах).

-Кто желает к доске?

-Выделите корень.При помощи каких частей слова образовались новые слова?

-Молодцы,о зиме русский народ составил много пословиц и поговорок.

Дима выбрал некоторые пословицы о зиме и подготовил для вас интересное задание.

-На партах лежит разрезанная на слова пословица,ее нужно собрать.

-Спасибо,Дима,выставляй на стенд  лист с пословицами.

-Вы работаете в парах.Чья пара быстрее выполнит задание,запишет ее на доске.

(В зимний холод всякий молод).

-Объясните смысл пословицы.

-скажите,ребята,а вы любите зиму?

-Предлагаю вам на время стать писателями.Я запишу предложение ,а вы допишите еще по два,так,чтобы получился небольшой текст.

-Наступила зима. ……….

-Докажите,что это текст.Какой это текст?

-Молодцы,оцените свою работу на данном этапе с помощью сигнальных кружков.

-Спасибо,продолжаем урок.

-У вас на партах лежат листы с заданиями.Найдите №1.

Читаем задание.(Спишите,раскрывая скобки.)

-Выполняем самостоятельно.

( Русый заяц (по)бежал (по) полю.)

-Как написали слово побежал? Почему,докажите.

-Что такое приставка? Как ее найти?

-Как написали по полю? Почему,докажите.

-Что такое предлог?Как он пишется?

-Как же нам не ошибиться в написании предлогов и приставок?

-Какую проблему будем решать на уроке?

(Как отличить приставку от предлога).

Отвечают на вопрос.отгадываютзагадку,определяют букву для прописывания.

Прописывают аккуратно и красиво букву.

Подбирают однокоренные слова,Выполняют морфемный разбор слова.

Дают определение однокоренных слов.

Слушают задание ,собирают пословицу из слов,записывают, комментируют и обосновывают свой ответ.

Оценивают свою работу.

Составляют небольшой текст.Отвечают на вопросы.

Работают с листами заданий.Записывают предложение ,раскрывая скобки ,самостоятельно.

Отвечают на вопросы,доказывают,аргументируют,дают определения приставки и предлога.

Затрудняются ответить на вопрос.

анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание.

Применять знания в повседневной жизни.

Формирование правильного каллиграфического почерка.

Планирование учебного сотрудничества.

Анализ изученных языковых объектов и выделение их признаков.

Проявление познавательной инициативы.

Создание письменного высказывания.

Адекватно оценивать результат работы.

Определять трудности,нахождение способов их преодоления.

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того,что уже известно и того,что неизвестно.

III этап:  Построение проекта выхода из затруднения 8 минут.

Физкультминутка

.

-Сформулируйте тему и задачи урока.

Мы научимся ……….

Мы будем ………………..

-Запишите тему урока «Правописание приставок и предлогов».

-Откуда мы можем получить ответ на проблему?

-А интереснее открывать знания каким образом?

-Давайте будем наблюдать,сравнивать,делать выводы.

-Я предлагаю вам карточки – опоры(приставка.предлог,частьслова,частьречи,пишетсяслитно,пишетсяраздельно,образует новые слова,связывает слова в предложении.)

-Давайте построим схему.Кто сделает это у доски?

-Остальные выполняют это же задание на листах.Задание №2.

-Соедините стрелками слова из 1 столбика со словами из 2 столбика.

-Проверяем.

-А теперь ,давайте соотнесем нашу схему с правилом в учебнике,с.132,читаем.

-Что можно поставить между предлогом и словом?

-Какой вывод можно сделать?

Вы ,наверное,устали?

Ну,тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились,повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,дружнодо пяти считаем.

Открываем,поморгаем и работать продолжаем.

-Отдохнули ,продолжаем работу.

-Формулируют тему и задачи урока.

-Различать приставку предлог.

-Будем правильно писать приставку и предлог.

-В интернете.всправочнике,уучителя,в учебнике.

-интереснее разобраться самим.

Работают с карточками-схемами.

Выполняют задания на листах.

Читают правило.

Соотносят схему и правило в учебнике в соответствии с инструкцией.

Отвечают на вопрос ,делают вывод.

Выполняют физминутку.

Выполняют движения по тексту стихотворения.

Эмоционально настраиваются на продолжение работы.

составлять план выхода из затруднения.

Закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение сравнивать приставки и предлоги, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Формировать умение работать со схемой и по учебнику; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  .

Понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу,, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно

 Осуществлять профилактику утомления,активно участвовать в физминутке.

IV этап:  Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за написанием слов.

-Читаем на листах задание №3 (Записать словосочетания,раскрывскобки.выделитьприставки,обвести предлоги)

-Пишем с комментированием.

(До)ехал (до) деревни,(по)бежал (по) дороге,(про)читал (про)

завод,(за)шел (за) девочкой,(у)строился (у) березы,(от)плыл (от) берега.

-Молодцы,ребята.

-Предлоги требуют очень бережного к ним отношения.Часто они ставят перед нами каверзные задачки: какой предлог нужно употребить в том или ином случае.Предлагаю вам быть внимательными и исправить ошибки в словосочетаниях. Работаем в парах.Задание № 4     на листах.

(Пришел с школы,работал в заводе,вышел с автобуса

Записывают словосочетания,раскрываютскобки.выделяютприставки,обводят предлоги.

Выполняют задание с комментированием.

Слушают задание,работая в парах,редактируютсловосочетания.Записывают в исправленном виде.

Работают над культурой речи.

Формировать умение коллективной  работы; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать свою  работу.

Учить применять знания в повседневной жизни

Формировать положительную мотивацию к изучению приставок и предлогов  и верному  их употреблению в   речи, как показателю личной образованности и культуры речи.

Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

V этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) . Дифференцированное задание.

Применить  полученные знания в самостоятельной работе.

-Вы работали коллективно,сейчас будете работать самостоятельно.На листах у вас задание №5.Оно разноуровневое,т.е. каждый выберет задание по силам.

-Желтый кружок – легкое задание.Синий – посложнее и красный – самое сложное.

1) Желтый –(Списать,выделитьприставки,подчеркнутьпредлоги.)

(Катюша забежала за Колей.Они побежали на улицу.Дети построили снеговика.)

2)Синий – (Списать,раскрывскобки,выделитьприставки,обвести предлоги.)

(При)шли трескучие морозы.Костя (вы)носил (в) сад корм птицам.(К) кормушкам (при)летали синички,воробьи.)

3) Красный – (Записать слова выделить приставки ,дописать к ним слова- антонимы,поменяв приставку)

(Прикатился -………..,приползла - ………, убегал - …………..,приклеили - …………… ,долил - …….. .)

-Проверяем .Переверните свои листы.На них записаны  ответы на задания ,которые вы выполнили.Проверьте с эталона.

-Оцените свою работу на этом этапе.Кому было трудно,были ошибки,,неинтересно,поднимите красный кружок.Если вам было легко и интересно ,не было ошибок,поднимите зеленый кружок.

Работают самостоятельно ,выполняют разноуровневые задания,

проверка по эталону ,

коллект. проверка .

Выделяют приставки,подчеркивают предлоги.

Записывают,раскрываяскобки,выделяяприставки,обводя предлоги.

Записывают,выделяютприставки,дописывают антонимы.

Проверяют выполнение по эталону  с обратной стороны листа.

Оценивают качество своей работы.

Закрепить умение правильно определять приставки и предлоги  в письменной речи.

Учить применять знания в повседневной жизни.

Формировать умение правильно писать приставки и предлоги ,, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Формировать умение адекватно оценивать свою работу .

VI этап: Подведение итогов, рефлексия, д/з 7 минут

Подвести итоги. Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей

-Спасибо,ребята,а теперь вернемся к задачам , которые мы ставили на урок.

-Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

-Чему научились?

-Какой вид работы понравился?

-Что было выполнить трудно?

-На уроке мы использовали материал о зиме.Послушайте стихотворение ,которое подготовила Даша.

М.Пожаров

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек –снежинок.

Вся в алмазах,жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье :

- Лягте ,мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках,Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты,метелица,чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи,землямоя,усни,

Сны волшебные храни:

Жди,в парчу одета,

Нового рассвета!

 -Спасибо,Даша.

- Ребята на стенде выставлены работы,которые выполнили наши ученики.Как мы можем их использовать?

-Верно,мы оформим  эти работы и получим проект о зиме.

-Спасибо.Ребята,а какой зимний праздник приближается?

-Как мы готовимся к Новому году?

-Сегодня мы украсим елочку,которая выросла в нашем классе.

-Если вам понравился урок,вы получили знания,вам было комфортно,украсьте елочку шариком. Если вам было неинтересно,оставьте шарик на парте.

-Ребята,а обязательно нужно рубить елочку?

-Берегите природу!

И в заключение,подарите гостям свои новогодние шарики.

 -Д/з : дифференцированное

1) с.132,упр.260,правило.

2) Составить и записать сочинение –миниатюру о зиме,оформить на листе.

 начальную цель  сравнивают с полученными результатами.

Слушают стихотворение.

Обсуждают создание проекта о зиме.

Отвечают на вопросы о новогоднем празднике.

Оценивают свою работу на уроке.

Говорят о бережном отношении к природе.

Вручают гостям подарки.

Записывают домашнее задание.

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки.

Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу  других учеников.

Формировать умение общения с одноклассниками и со взрослыми

Учиться выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.

1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу; 2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; у...

Открытый урок по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания....

Урок русского языка "Правописание приставок и предлогов"

Представлена технологическая карта урока русского языка...

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....