Проект урока. Русский язык. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx44.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока учителя начальных классов МБОУ «Школа №64» Немятовой Натальи Николаевны

Учебный предмет – русский язык

УМК   «Начальная школа ХХI века»

Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. – М.: Вентана- Граф, 2013

Рабочая тетрадь в 2 ч. Пишем грамотно. М. И. Кузнецова. – М.: Вентана- Граф, 2013

Программа «Русский язык» 2-4 классы/ авторы: С. В. Иванов. –М. Вентана-Граф, 2011

Тема урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • создать условия для наблюдения за способами обозначения звука [ы] после [ц] в разных морфемах;
  • научить обозначать звук [ы] после звука [ц] буквами «и» или «ы» в различных частях слова;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова;
  • развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
  • формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные: формирование грамматических и орфографических понятий, предопределенных дидактическими задачами урока; ученики смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать в устной речи.
  • Метапредметные:

(познавательные) умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;

(регулятивные) умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

(коммуникативные) умение вести учебный диалог, взаимодействовать друг с другом;

  • Личностные: развитие умения самостоятельно делать свой выбор, формирование положительной мотивации к изучению родного языка.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, тетради, тест (на листках), модели.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Учащиеся умеют выполнять разбор слова по составу, умеют определять в какой части слова находится изученная орфограмма.

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Организационный момент.

1 мин

2

Мотивация к учебной деятельности.

3 мин

3

Актуализация знаний.

2 мин

4

Выявление места и причины затруднения.

2 мин

5

Построения проекта выхода из затруднения.

5 мин

6

Реализация построенного проекта.

8 мин

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8 мин

8

Физкультминутка.

1 мин

9

Самостоятельная работа с самопроверкой.

5 мин

10

Включение в систему знаний и повторение.

3 мин

11

Рефлексия учебной деятельности.

2 мин

Содержание урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

1

Орг. момент

Ребята, поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, всё ли у вас в порядке. Мы сегодня будем снова раскрывать тайну русского языка.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

2

Мотивация к учебной деятельности

- Начнём с минутки чистописания. Послушайте стишок.

Цапля – царственная птица.
В цирке цапля как царица.
Но однажды у крыльца,
Цаплю цапнула овца.

- На что вы обратили внимание?

- Давайте повторим написание буквы Цц, а также написание слогов с данной буквой:

ца цо цу ци цы це

- Что вы заметили при произношении некоторых слогов?

- Хотите узнать, почему так происходит?

-Тогда за работу.

- Часто встречается в словах звук [ц].

Дети прописывают букву и слоги.

- Одинаковые сочетания звуков могут быть обозначены разными буквами.

Личностные УУД:

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку

 Регулятивные УУД:

- целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке

3

Актуализация знаний

Учитель предлагает определить какая пропущена буква в словах и на какое правило.

Слайд №1:

у…кий, см…треть, звёз…ный, п…лёт, ч…рный, и…кусать, нарц…сс

Учащиеся определяют орфограмму, подбирают проверочные слова.

Познавательные УУД:

-развитие мыслительных операций анализа, сравнения, повторение способов действий

Регулятивные УУД:

- оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено.

4

Выявление места и причины затруднения

- Почему возникла трудность в последнем слове? В чём особенность?

- Мы вернёмся к этому слову позднее.

- Ребята, как будет называться тема сегодняшнего урока?

- И чему мы можем научиться на этом уроке?

- Мы не знаем правило, которым можно здесь воспользоваться.

После ц  пишется буква и или ы?

- Узнать, когда звук [ы] записывается буквой ы, а когда буквой и;

- Научиться применять это правило на практике;

- Научиться писать слова с этой орфограммой.

Познавательные УУД: формулирование  проблемы.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение того, что еще подлежит усвоению

Познавательные УУД: общеучебные

5

Построения проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает понаблюдать за словами:

Слайд №2:

цирк         синицы    секция

циркуль   скворцы   акация

цифра      птенцы    станция

- Что общего у всех слов 1-го столбика?

- Найдите нужную схему.

- В какую часть слова входит орфограмма в словах 2-го столбика?

- Найдите нужную схему.

- Какое общее буквосочетание есть на конце слов 3-го столбика?

- Найдите нужную схему.

- От чего зависит выбор написания буквы ы или и?

- Во всех этих словах звук [ы] обозначен буквой и, орфограмма находится в корне слов.

- Орфограмма находится в окончании слова и обозначается буквой ы.

- В словах, оканчивающихся на –ция, пишется буква и.

- От того, в какой части слова находится орфограмма.

Познавательные УУД:

систематизация, обобщение,

общеучебные – знаково-символические действия,

работа с моделями

6

Реализация построенного проекта.

- Давайте сформулируем правило.

Учитель предлагает ознакомиться с правилом в учебнике на с.121.

- Что ещё вы заметили в правиле?

Слайд №3:

-Запомнить слова, в корне которых пишется буква ы, поможет предложение: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыц – это окрик, обозначающий запрет говорить, кричать, петь.

И в однокоренных словах пишется буква ыцыганский, цыганёнок, цыпки, цып-цып, цыканье.

- Давайте запишем слова –исключения в тетради.

- Мы достигли первой цели, узнали правило.

- Давайте поучимся применять правило на практике. (учебник с.121-122) Воспользуемся алгоритмом из учебника. В качестве примера возьмём слово «нарц…сс», с которым у нас возникла проблема.

1-й пункт алгоритма …

- Что надо сделать?

2-й пункт алгоритма …

- Что делаем?

-Учащиеся обобщают сведения.

- Существуют слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.

- Дети читают текст и составляют алгоритм:

(Слайд №4)

- Разбираем слово по составу. Определяем, что орфограмма в корне.

- Проверяем, не является ли слово исключением или родственным ему; если не исключение – пишем «и», если исключение – пишем «ы».

- Слово «нарцисс» не исключение, значит пишем букву «и».

ПознавательныеУУД: обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме

Регулятивные УУД:

Соблюдение намеченной последовательности действий

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждения.

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Переходим к третьей цели.

Потренируемся в написании слов с новой орфограммой. Работаем в парах. Учебник с. 122 упр.1. Прочитаем задание. Что требуется выполнить?

- Проверяем…

- Какие слова вы не выписали?

- Кому было трудно?

Учитель знакомит учащихся со значением слов циклон и цилиндр.

Слайды №5, №6.

Дети выполняют задание.

Дети зачитывают столбики, доказывают правильность написания слов.

- Слова на –ция.

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательные УУД:

повторение ключевых понятий темы урока

8

Физкультминутка

Загадки, составленные по типу «Доскажи словечко»:

«Этот зверь тебе знаком –

Ест мышей, пьёт молоко.

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных …»

«Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …»

«К солнышку подняв свой рог,

Дремлет толстый, неуклюжий …»

Ученики договаривают отгадки, изображают походку, движения животного.

Физкультминутка позволяет переключить внимание детей, сменить вид деятельности.

9

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учебником, с.122 упр.2. Выписать только те слова, в которые нужно вставить букву и. – В каких случаях это бывает?

Учащиеся работают по учебнику.

Самопроверка. Слайд №7. 

Регулятивные УУД: контроль.

Личностные УУД:

мотивация успеха (дети готовы к его качественному выполнению)

10

Включение в систему знаний и повторение.

Учитель предлагает детям выполнить тест. (Приложение 1) Затем обменяться работами, проверить друг у друга, обсудить результаты.  

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

11

Рефлексия учебной деятельности.

Слайд №8.

- Продолжите предложения:

Сегодня я узнал …

Сегодня я научился …

Мне было трудно …

- Оцените свою работу в тетради по линеечкам. Показатели – правильность и чистота.

Учитель ставит отметки и хвалит за активную работу.

- Для закрепления дома выполним следующие задания:

Рабочая тетрадь - урок 50, упр.1 и 3 (всем). А упр.2 (тем, кто хочет учиться преодолевать трудности).

По желанию – подобрать ещё слова с новой орфограммой, которые нам ещё не встречались.

- Спасибо за дружную работу на уроке!

Продолжают высказывания.

Оценивают работу в тетрадях.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценивание степени освоения новых знаний

Личностные УУД:

каждый ребенок оценивает свою работу на конкретном уроке

Познавательные УУД: общеучебные – информационный поиск.

Личностные УУД:

выбор д/з связан с самоопределением.

Д/з - дифференциация по уровню творчества.

Самоанализ урока

Бланк №1

№ п\ п

Порядковый

№ в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Само-оценка учителя

Оценка преподавателя

НИРО

1

1 

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

 3

 

2

2 

Реализация компетентностного подхода

 2

 

3

3 

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

 2

 

4

4 

Развивающая направленность заданий

 2

 

5

6 

Логика построения урока

 3

 

6

7. 

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

 2

 

7

8 

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

 2

 

8

9 

Характер используемой наглядности

 2

 

9

10 

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

 3

 

10

12 

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их

индивидуальных особенностей

 2

 

11

13 

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

 3

 

12

14 

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

 3

 

13

15 

Формирование познавательных УУД

 3

 

14

16 

Формирование регулятивных УУД

 3

 

15

17 

Формирование коммуникативных УУД

 2

 

                                              Всего баллов

 37

 

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка учителя  

Оценка преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

 3

 

2

Качество диагностического блока проекта

 -

 

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

 2

 

4

Соблюдение требований к плану урока

 3

 

5

Качество теоретического обоснования

 2

 

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

 3

 

 

Литература

  1. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие для учителей начальных классов. – М., 2005.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие /Под ред. Н.Н. Деменевой. — М.: АРКТИ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...