Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мельникова Юлия  Валерьевна

Конспект и презентация к открытому  уроку. 4 класс. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniy_v_rechi_konspekt.docx218.48 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx357.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль личных местоимений в речи»

Автор     Мельникова Юлия Валерьевна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык
Класс – 4
Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимениия
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока,  карточки для подведения  итога урока

карточки для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя                                                   СЛАЙД  1

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Минутка чистописания

3.Пробное учебное действие.

Определение темы урока.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.

4.Открытие нового знания.

Цель этапа: : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физминутка

5.Этап  закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: закрепить  полученные знания,

развитие умения решать учебно-познавательные задачи

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

- Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

                                                                                   СЛАЙД 2

- Посмотрите внимательно на доску и определите девиз нашего урока. Каждому началу предложения  найдите продолжение.

Думай,        

внимательно           слушай        окружающих            

высказывай                             своё   мнение

обобщай                    знания свои и своих друзей.

- Запишите число, классная работа.             СЛАЙД 3          

- Сегодня напишем соединение двух букв Яя ( заглавной  и строчной), обратите внимание на нижнее соединение. 

                                                                                       

- Что знаете об этой букве?

- Может эта буква быть отдельным словом?

- Какие ещё знаете местоимения?

 -Прочитайте предложение.                                            СЛАЙД 4

Я, ты, он, она –

Живёт дружная семья.

Работа в парах

-Найдите орфограммы в словах, объясните их правописание друг другу.

Какие орфограммы вы увидели?                                     СЛАЙД 5

-Напишите по памяти. Подпишите части речи над  словами и разберите по членам.

Взаимопроверка, оценка

- С какой частью речи в этом году не работали?  

-Какая тема нашего урока?

Тема «Личные местоимения. Роль местоимений в речи».

                                                                                        СЛАЙД 6

-Откройте учебник на стр. 52.

-Сегодня мы уточним знания, которые получили в 3 классе, возможно, что многие узнают новое на уроке.

Будем работать по плану:                                           СЛАЙД 7

1.Общее, грамматическое значение (На какие вопросы отвечают, что обозначают, называют????)

2. Морфологические признаки (лицо, число, род)

3.Роль в речи.

Пункт плана 1.

Общее грамматическое значение.

Почему местоимение?

-Вернёмся к предложению.                                          СЛАЙД 8

- Задайте вопросы к местоимениям. Вместо каких слов употребили. Семья - это кто?  Сравните вопросы , а которые отвечают существительные и местоимения, которые их заменяют Вместо какой части речи?

 

- Может кто-то догадался, почему часть речи  названа местоимением??                                                         СЛАЙД 9

                                                                                           СЛАЙД 10

Вывод 1. Местоимения заменяют имена существительные, отвечает на такие же вопросы.

Задание

Работа в группах.                                                      СЛАЙД 11

Создается  проблемная ситуация

Обучающимся предлагается текст.
(слайд)
Задание 1

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: он отличный.

        

Дайте ответы на вопросы

и выполните письменное задание.

1. Найдите в тексте подчеркните, а потом выпишите местоимение «он» и все его формы в тетрадях.

2.Как вы думаете, кто же это "он"? (обязательно предположить)

3. Как догадались?

        

Построения проекта выхода из затруднения. 

-Какие формы личного местоимения он выписали?

- Кто это «он?»

- Почему вы по-разному отвечаете, ведь так много местоимений выписали?                                                                      СЛАЙД 12

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Что такое лён?                                                                СЛАЙД 13

Вывод в учебнике стр.  52- Прочитайте!!!        

На какие вопросы отвечает? Изменяется по падежам?  СЛАЙД 14

-Оцените работу каждого, за письменную работу и помощь группе смайликом на полях тетради.

                   

                                                                            Слайд2. 2.Морфологические признаки местоимений.

- А теперь  приступим к 2 пункту плана.

- Прочитайте вопросы  упражнения  109, стр52.

- Как думаете, почему местоимения называются личными??

- Прочитайте, на что могут указывать местоимения?

-Какие  местоимения  указывают  на  того кто  говорит? (я, мы)

-На того, к кому или к чему обращаются с речью?(ты, вы)

-Указывают на того о ком или о  чем говорят. (Он , она , оно они)

- На какие группы разделили?

- Откройте учебник на стр. 54.

- Вспомните все грамматические признаки  местоимений по таблице.

                                                                       Слайд 16

Вывод: местоимения имеют лицо, число и в 3 лице, в единственном  числе местоимения изменяются по родам.

-Найдите упр.  114.  Прочитайте про себя все задания.

- Что нужно сделать?

1 вариант – 1и 2

2 вариант-3 и 4.

- Читаем, самооценка смайликом.  

                   

3. Осталось ещё  ответить на один вопрос.     Слайд 16

-Какую роль в речи играют местоимения?

- Предлагаю поработать парами.

 Замени выделенные существительные местоимениями и запиши в тетрадь

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

Замени, где нужно существительные местоимениями и запиши в тетрадь.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями и запиши в тетрадь

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух

- Прочитайте каждый свой текст.

-Понравился он вам?

-Что нужно было, чтобы избежать повторов?

- Так какую роль играют местоимения в речи?

                                                                            Слайд 18

 Итог урок                                                     Слайд 19

  • Какую цель ставили на урок?
  • Удалось ли достичь цели?
  • Каким способом?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем нужно поработать?
  • Какое открытие сделал ты  на уроке?

Домашнее задание.                                       Слайд      20



Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Выполнение работы

Ответ: даёт гласный звук «а» после согласного, при этом смягчает его.

Даёт 2 звука «йа» в начале слова, после гласного , после мягкого знака.

Ответ: - Да, местоимение я.

Ответ: -Мы, ты , вы, он, она, оно, они.

Ответ: с местоимением

Читают….

Вспоминают, как обычно изучают часть речи, на что обращаем внимание?

Предположения детей

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е).

Группа представляет ответ

Ответ: Куст, мальчик, конь.

Ответ: Местоимение не называет предмет, или человека(конкретное лицо), а только указывает на него.

Ответ: Травянистое растение, из стеблей которогорого получают прядильное волокно, а из семян - масло.

- Они указывают на конкретное лицо.

Ответ: нет, много повторов

Нужно чередовать слова и местоимения

Ответ: Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

                                           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов Мельникова Ю.В Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Думай . В нимательно слушай своё мнение. Высказывай знания свои и своих друзей. О бобщай окружающих.

Слайд 3

Первое марта. Классная работа.

Слайд 4

Я, ты, он, она – Живёт дружная семья.

Слайд 6

Я, ты, он, она – Живёт дружная семья. Тема : « Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи»

Слайд 7

Значение, вопросы. Морфологические признаки. Роль в речи. План изучения

Слайд 8

Я, ты, он, она – Живёт дружная семья.

Слайд 9

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. (Этимологический словарь) Что такое местоимение место имени е местоимение

Слайд 10

Местоимение заменяет имена существительные. Вывод 1

Слайд 11

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: он отличный.

Слайд 12

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: он отличный. Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Слайд 13

Лён Травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян - масло.

Слайд 14

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Вывод 2

Слайд 15

Морфологические признаки. Упражнения 109, стр52, Таблица, стр. 54., Упражнение 114, с 54, 1 в.-1и2, 2 в.-3и4 .

Слайд 16

Вывод 3 Местоимения имеют лицо, число. В 3 лице, в единственном числе местоимения изменяются по родам.

Слайд 17

Роль в речи.

Слайд 18

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Вывод 4

Слайд 19

… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей , которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре , выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) О местоимении

Слайд 20

Какую цель ставили на урок? Удалось ли достичь цели? Каким способом? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем нужно поработать? Какое открытие сделал ты на уроке? Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 21

Упр. 110, стр. 53 Упр.111, стр.53 Выполнить по выбору. Домашнее задание

Слайд 22

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? 2. Сколько личных местоимений в слове семья? 3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. 4. Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. 5. Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. 1 2 3 4 м 5 е Я М Ы С Е М Ь Т Ы К В А Я Щ И К Я Б Е Д А Е О Н И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....

Открытый урок по русскому языку 4 класс " Личные местоимения"

Открытый урок по русскому языку 4 класс " Личные местоимения"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. "Роль местоимений в речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о личных местоимениях в речи, формирование умений правильно употреблять их в речи. Планируемые результатыПредметные: Знать роль местоимений в речи; ...