Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomsya.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организационный момент.

(Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в классе гости. Давайте повернёмся улыбнёмся, теперь  улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость и много полезной информации.

-Откройте тетради. Запишите число:

       12 апреля.

Классная работа.

(Слайд 3) II. Минутка чистописания и словарная работа.

Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

-Вы любите разгадывать тайны?

- Тогда отгадайте загадку:

То под горку, то полого,

Нас с тобой ведёт …….(дорога)    (Слайд 4)

 (Слова заранее записаны на доске и закрыты)

- Какая орфограмма есть в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

- Можно ли подобрать проверочное слово? (Нет, это словарное слово, поэтому его нужно  запомнить)

- Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.

( Открываю запись на доске)               ДОРОГА

- Как это слово назовём ласково? (дорожка, дороженька, дорожечка)

(Слайд 4)

- Проверим. Да, действительно, ваши ответы верны.

- А вот ещё одна загадка:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

                                                          (Подорожник)

- А что такое подорожник?   ( Растение)    (Слайд 5)

- Давайте послушаем краткую информацию об этом растении от Захара.)

(Это растение чаще всего можно встретить около дорог и тропинок, по обочинам.

Семена подорожника имеют свойство набухать после росы или дождя и становятся липкими. Из-за этого они прикрепляются к подошвам обуви и таким образом разносятся людьми. Это растение обладает ранозаживляющим, противовоспалительным свойствами.

(Открываю запись на доске) (дорожка     дорожечка      дороженька     подорожник)

- Запишем эти слова,  продолжая строку. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную, непроверяемую ударением.

( Прохожу, смотрю соединения)

- Ребята, в этих словах есть сочетание –оро-, правописание которого не у всех получается.

- Пропишем это сочетание на новой строке.

- Посмотрите на доску и постарайтесь написать это сочетание красиво до конца строки.

(Дети пишут в тетрадях)

III.   Актуализация знаний.

- Прочитаем полученные слова: (дорожка     дорожечка      дороженька     подорожник)

-  Как их можно назвать одним словом? (родственные, однокоренные)

- Почему мы их так называем?

(Однокоренными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение)

- Как называют общую часть однокоренных слов? (Общую часть однокоренных слов называют корнем)

- Выделим корень в словах. (1 ученик у доски работает) – Что заметили?

( Некоторые согласные буквы в корне могут заменять друг друга)

- То есть чередоваться. Подчеркните их.

- Какую ещё часть в слове мы можем выделить? ( Окончание)

- А что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении или в словосочетании)

- Выделим в каждом слове окончание.

- Какое окончание в слове подорожник? (Нулевое)

- Как мы его выделяем? (          )

(Слайд 6)

Физкультминутка

Пора немного отдохнуть

IV. Постановка проблемной ситуации.

-Посмотрите на слова в минутке чистописания и скажите: все ли части слова обозначены?

-Почему же мы их не можем обозначить? (Мы не знаем, как их обозначать, потому что не изучали их.)

- Хотите узнать? (Да)

-Какую проблему мы с вами поставим на уроке?

(Слайд 9)

  • Узнать, какие части ещё есть в слове?
  •  Как они называются?
  •  Как обозначаются новые части в словах?

- Какая часть слова главная? (корень)

- Предположите, где могут находиться другие части слов?

( Предположение: до корня или после корня)

V. Решение проблемной ситуации.

(Слайд 10)

-Сейчас поработаем в парах. У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части слова. Составьте из этих частей слово. (Дети работают в парах).

- Какое слово получилось?

(Слайд 11)                                  (ПОДСНЕЖНИКИ)

-А что это такое? (Цветы)

-Давайте откроем страницу учебника 105 и прочитаем о них интересную информацию в упр. 509.

- А что это за цветок, мы ещё узнаем от Нины.

Подснежник – лесной цветок. Подснежники расцветают первыми. Вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто и на продажу. Срывают охапками, выдёргивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы. Поэтому их занесли в Красную книгу.

-Это редкие растения, поэтому мы должны их беречь и охранять.

- Запишем это слово на доске и в тетради с большой буквы.

- От какого слова оно образовалось? (от слова снег)

-Запишем через чёрточку: Подснежники – снег.

- Какие части мы умеем выделять? (Корень, окончание)

- Какую часть вы приставили к корню? (под-)

- Где она находится? (перед корнем)

-ЕСЛИ МЫ ЭТУ ЧАСТЬ ПРИСТАВИЛИ К КОРНЮ, ТО И НАЗОВЁМ ПРИСТАВКОЙ И В СЛОВЕ ВЫДЕЛИМ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:

- Какую часть вы поставили после корня? ( -ник-)

- ТУ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКС И ОБОЗНАЧАЕТСЯ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:  

- Какие части слов вы сейчас узнали?

(Слайд 12)

- Прочитаем важные сведения об этих частых слова в учебнике на стр 106

-А сейчас вернёмся к нашим словам в минутке чистописания и выделим все части  (1 ученик у доски)  

-Какие части выделили в словах? (Приставку и суффикс)

- Скажите, а получили ли мы новые слова с помощью приставки и суффикса? (Да)

- Предположите, так для чего же нам будут служить приставки и суффиксы?

( Для образования новых слов)

VI. Первичное закрепление изученного материала.

(Слайд 15)

- А сейчас поиграем с нашим учёным ёжиком. (Диск «Кирилл и Мефодий»)

Урок 7 – слушаем и читаем хором слова и следим как с помощью приставки образуются новые слова

Урок 8 – 5 слов делает ученик на интерактивной доске, 5 слов – самостоятельно, выделяя корень и приставки

- С помощью какой части слова образовали новые слова? ( Новые слова образовали с помощью приставки)

Урок 9 – со словом лист и гриб один у доски, со словом кот письменно на доске полный разбор и все в тетрадях.

- С помощью какой части слова образовали новые слова? ( Новые слова образовали с помощью суффикса)

Работа в задачнике №3.

- Сейчас мы продолжим эту работу в задачнике №3, стр.5, упр. 511.

(Эту работу выполняют по цепочке, комментируя с места, доказывая, с помощью какой части слова образовалось новое.)

VII. Итог урока.

(Слайд 17)

- Подведём итоги нашего урока.

1).Мини – тест с выбором ответа (интерактивная доска)

1. Приставка и суффикс – это

А) слова

Б) части слова

В) члены предложения

2.  Приставка и суффикс служат для

А) связи слов в предложении

Б) образования новых слов

3. Приставка стоит

А) после окончания

Б) перед корнем

В) после корня

4. Суффикс стоит

А) после окончания

Б) перед корнем

В) после корня

VIII. Д/З    (Слайд 19)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр.513, 514, с. 106 знать правило.

(Слайд 20) «Большое спасибо за работу».

IX.  Рефлексия.

-Ребята, оцените свою работу:

* Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко: поднимите зелёную карточку.

* Мне кое-что непонятно: поднимите желтую карточку.

* Мне ничего не понятно: поднимите красную карточку.

- Свою работу мы с вами продолжим на следующих уроках, и, я думаю, у вас всё получится.

Приложение

Под    снеж    ник    и

Под    снеж    ник    и

Под    снеж    ник    и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Знакомьтесь: другие части слова!"

Урок по русскому языку во 2 классе по программе "Гармония"Ознакомить учащихся с новыми частями слова.Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.Воспитывать сознательное отн...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...