Программа учебного курса "Занимательная грамматика" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

     Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

               Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

     Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

    Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” пробуждает  у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.           Курс  «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

По итогам учебного года планируются следующие  результаты изучения курса:

Предметные результаты

учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические  и пунктуационные правила;

учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  •  подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  •  различать слова-  омонимы, архаизмы, неологизмы;
  •  пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы;

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Учебно - тематический план

Количество часов:

всего  - ___ ч,  в неделю - ___ ч

Тема занятия

Количество часов

1

Сказочное царство слов .  

1

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Где же хранятся слова?

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23

Искусство красноречия.

1

24

Опасные согласные

1

25

Праздник творчества и игры.

1

26

Трудные слова.

1

27

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

         Словарь- грамотей.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Календарно-поурочное планирование

урока

Календар

ные сроки

Тема урока

Планируемые результаты

Коррек

ти

ров

ка

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Сказочное царство слов .  

Анализировать  слова и объяснять их лексическое значение

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала  

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательнойцели;анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Установление

связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Установление

связи между целью учебной деятельности и её мотивом

2

Путешествие в страну Слов.

3

Где же хранятся слова?

Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне   слова, разными способами проверять правописание слов

4

Чудесные превращения слов.

Работать со словарями

5

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

6

В гостях у слов- родственников.

Применять изученные правила правописания

Подбирать родственные слова

7

В гостях у слов- родственников.

8

9

Добрые слова.

Выявлять особенности письма. Уметь писать

и редактировать письма.

-Выполнять правила безопасного поведения в школе.

-Адекватно воспринимать оценку учителя.

самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

10

Добрые слова.

11

Новые слова в русском языке.

Применять изученные правила правописания ;

Работать со словарями

12

Новые слова в русском языке.

13

Встреча с зарубежными друзьями.

Выявлять 

слова-синонимы, объяснять их значение

14

Синонимы в русском языке.

15

Синонимы в русском языке.

Применять слова-синонимы, объяснять их значение

16

Слова- антонимы.

Различать слова-антонимы, объяснять их значение

17

Слова-омонимы.

Выявлять  слова-омонимы, объяснять их значение

18

Крылатые слова.

Различать  фразеологизмы

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

19

20

В королевстве ошибок.

В королевстве ошибок.

Применять правила правописания

слов

Применять изученные орфограммы

21

В стране Сочинителей.

Анализировать, пересказывать текст, составлять план текста

познавательные: смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка результата деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи;

регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

положительное отношение к школе;

-проявление особого интереса к новому школьному содержанию занятий,

выявление сходства и различия в объектах;

22

В стране Сочинителей.

Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов

23

Искусство красноречия.

Применять правила постановки запятой между однородными членами

24

Опасные согласные

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

широкая мотивационная основа учебной деятельности включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

-строить рассуждения в форме связи простых суждений

25

Праздник творчества и игры.

26

Трудные слова.

Применять правила правописания

слов

познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

27

Волшебное средство – «самоинструкция»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

28

Анаграммы и  метаграммы.

Подбирать  анаграммы и  метаграммы

29

Анаграммы и  метаграммы                                            

30

Словарь- грамотей.

Работать со словарями

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

31

Словарь- грамотей.

32

Откуда пришли наши имена.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности 

33

Занимательное слообразование.

34

КВН по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...