Система упражнений по изучению явления полисемии на уроках русского языка в начальных классах (на материале лирики М. Ю. Лермонтова).
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова(Коршунова) Светлана Юрьевна

Многозначное слово «присутствует в сознании со всеми своими значениями, скрытыми и возможными, готовыми по первому поводу всплыть на поверхность», так писал В.В. Виноградов в своей книге «Русский язык». Однако сколько значений всплывет на поверхность, когда мы встречаем многозначное слово в художественном тексте – одно, два, или, может быть, сразу все. Эта область по-прежнему остается полной тайн и нерешенных вопросов. Речь идет о таких незаметных, на первый взгляд, примерах, которые не имеют пока однозначного толкования, но играют  важную роль в понимании и анализе художественного текста.

Помещенное в художественный текст, многозначное слово способно не просто активировать все свои значения, но и создать глубочайший подтекст, предоставляя читателю право увидеть и понять столько, сколько он может понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЯ ПОЛИСЕМИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА).

Этапы изучения             Типология                           Виды упражнений

      полисем                 и последовательность        в зависимости от цели

                                         изучения                                    обучения                          

Пропедевтический Пропедевтические  Упражнения по формированию  

                                                             понятия многозначное слово;

                                                             на нахождение в тексте много

                                                            значного слова; направленные

                                                            на работу со словарем.

Репродуктивный   Иллюстративные    Упражнения, направленные на

                       Закрепительные       работу со словарем; на нахож

                       Повторительные    дение и пояснение значения

                      Обобщающие            многозначного слова; в составлении

                                                          контекстов.

Продуктивный       Творческие              Упражнения на употребление

                                                                    учащимися многозначных

                                                                   слов в речи.

Упражнения по формированию понятия многозначного слова:

Цель: познакомить учащихся с сущностью явления полисемии, научить правильно воспринимать различные значения и свойства полисемичного слова, толковать значения полисем разными способами.

  1. Прочитайте строки из стихотворения М. Лермонтова «И скучно и грустно…»:

               И жизнь, как посмотришь… Такая пустая и глупая шутка…

      Каким словом играет автор? Объясните, как вы понимаете значения этого слова? Рассмотрите иллюстрации на доске. Почему в словосочетаниях пустая шутка и пустая коробка употребили одно и тоже слово? Что общего в значениях этих слов?

2. Даны  две иллюстрации: лист дерева, лист книги.

Сопоставьте картинки, ответьте на вопросы:

                     - Что изображено?

                     - Похожи ли предметы, изображенные на картинках?

                     - Почему два разных предмета назвали одним словом?

                     - Можно ли  употребить слово «листок» из строчек М.Лермонтова «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» к одному из значений этих слов? Объясните, в каком значении автор употребляет  слово листок.

3. Прочитайте выражения: «дети играют», «студеный ключ играет», « играет на скрипке». На доске иллюстрация одного из выражений. Какое выражение проиллюстрировал художник? Объясните его значение. Какие еще значения имеет этот глагол? Какие из значений прямые, а какие переносные?

  1. Перечитайте  первую строчку из стихотворения М. Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива…». Найдите многозначное слово. Подумайте, в каком значении употребляет это слово автор? Объясните, с помощью развернутого описания,  другие значения слова.

5. Перечитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Подчеркните слова, с помощью которых поэт описывает тучи. Какими видит тучи  автор? «Вечные странники, изгнанники, вечно холодные, свободные..»

 В каком значении употреблено слово тучи?   В каких значениях можно употребить данное слово? Составьте предложения. Что можно сравнить с тучами? Подберите подходящие сравнения, запишите в тетради.

6. Объясните значения выделенных слов «свежий» лес, «свежий» ветерок, «свежее белье»:

 а) путем подбора синонимов;

 б) подбором антонимической пары.

7. По толкованию лексического значения узнайте слово: очень быстро перебирать ногами, перемещаться в каком-либо направлении, синоним глагола  из строк «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники».

8. Какие действия человека приписываются в стихотворении неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют  слова, называющие эти действия?

          На севере диком стоит одиноко

          На голой вершине сосна.

          И дремлет, качаясь…

          Одета, как ризой, она

          И снится ей все…

9. Определите, являются ли выделенные слова многозначными? Объясните  значения этих слов.

          «Но остался влажный след в морщине

            Старого утеса…»

10. Рядом с данными выражениями запишите в скобках их значения :

                Стоит прямо (         )

                Стоит одиноко –(           )

                Стоит январь – (             )

                Стоит за победу – (           )

                Стоит полк в селе – (            ).

  1. С помощью  развернутого описания определите значение слова глубоко в  выражении  «задумался глубоко». Составьте предложение с этим выражением.
  2. Укажите слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Объясните, какое сходство сделало возможным употребление данного слова в переносном значении:

«Но остался  влажный след в морщине

Старого утеса».

След зверя вел нас в чащу леса.

  1. Проследите, как употребляются выделенные многозначные слова в речи. С какими словами еще могут сочетаться? Выпишите предложения (словосочетания) с данными словами из стихотворений М.Ю. Лермонтова:

                            глубокое озеро – глубокое раздумье

                            железная воля – железная дорога

                            холодное молчанье – холодные руки

  1. Найдите в тексте изученного произведения М. Лермонтова «Бородино»  устойчивые обороты речи, построенные на основе явления многозначности.
  2. Найдите в изученных строчках стихотворения «Родина» Лермонтова образные выражения, созданные на основе явления многозначности. Как вы их понимаете?
  3. Выпишите из прочитанных самостоятельно произведений Лермонтова предложения со словами: дорога, лист, холодный. Объясните значения этих слов.
  4. Найдите словарную статью слова «живой». Как подается в словаре многозначное слово? Сколько значений? К какому из значений соответствуют лермонтовские строчки «И все мне кажется: живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я».
  5. Уточните в словаре, какие синонимы имеет слово «ясный» в значении «точно и понятно выраженный». Сопоставьте значение со значениями выражений «ясный ум», «ясный день».
  6. С помощью словаря подберите антонимы (синонимы) к многозначным словам: острый, мир.
  7. Какие действия человека приписываются в стихотворении неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

                                            Ночевала тучка золотая

                                            На груди утеса-великана,

                                            Утром в путь она умчалась рано,

                                            По лазури весело играя.

21. Объясните значения выделенных многозначных слов наиболее удобным способом.

                                          «В небесах торжественно и чудно!

                                           Спит земля в сиянье голубом…»

  1.    Прочитайте строчку из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

                                         «Горные вершины спят во тьме ночной…»      

                       Кто может спать? (Человек). А может ли спать горные вершины? (Нет). Почему же поэт сказал, что горные вершины спят? (Он говорит о людях, которые устали.) Верно, мы видим картину, только не нарисованную красками, а словами. То, что нам сказал поэт, мы чувствуем. Как же поэт достиг этого? Одним из средств выразительности является употребление слова  спят в переносном значении.

Упражнения на нахождение многозначных слов в тексте.

Цель: научить учащихся находить многозначные слова, употребленные в разных значениях в тексте, толковать значения разными способами.

1. Определите многозначное слово в тексте. Объясните его значения.

                           « Про любовь мне сладкий голос пел».

2. Прочитайте текст. Какое слово употреблено в переносном смысле? Какие еще значения этого слова вам известны? Сопоставьте значения этого многозначного слова и объясните, как на базе основного значения возникли переносные?

                                  «Глубокая еще дымилась рана».

3. В каждой паре предложений укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении. Какое сходство между предметами, действиями или качествами сделало возможным употребление слов в переносном значении?

             «Ветер воет и свистит». Собака воет.

             «Усталый день склонился к ночи». Усталый человек склонил голову.

4. Найдите и объясните смысл многозначных слов в предложении. Если это возможно подберите синонимы (антонимы).

                «Выхожу один я на дорогу;

                Сквозь туман кремнистый путь блестит».

5. Какие значения слова язык вам известны? Приведите примеры употребления этого слова в речи. Все ли они отражают многозначность слова? Какие значения слова не имеют общности? Сделайте вывод.

Язык колокола,  язык волны, русский язык, язык Лермонтова, змеиный язык.

6. Найдите в тексте изученного произведения устойчивые обороты речи, построенные на многозначности.

7. Найдите в тексте изученного произведения многозначные слова. Объясните их значения.

8. Найдите в тексте изученного произведения образные выражения, созданные на основе явления многозначности. Как вы их понимаете?

9. Найдите в текстах изученных произведений М.Ю. Лермонтова многозначные слова, употребленные в переносном значении. Как вы понимаете их смысл? Какова их роль?

10. Выпишите из прочитанных самостоятельно произведений М.Ю.Лермонтова предложения (словосочетания), в которых бы слова: дорога, дерево, свежий, встретить употреблялись в разных значениях. Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

11. Найдите многозначные слова в предложениях. Объясните их значения. Слово тьма замените синонимами.

                      «Наступила тьма». На улице тьма народу.

12. К каждому значению слова чистый подберите синонимы.

13. Замените синонимом многозначное слово в предложении:

            «Дубовый листок оторвался от ветки роимой».

14. Какие из этих слов однозначные, а какие - многозначные? Докажите (устно или письменно).

            Дерзкий, сухо, ограда, холодный.

15. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

             « В груди дремали жизни силы». Старик дремал.

16. Укажите лексическое и грамматическое значение слов каждой пары:

                       Работа – труд, жара – зной, темнота – сумерки.

                  Какие слова однозначные, а какие – многозначные? Докажите.

Упражнения, направленные на работу со словарем.

Цель: познакомить учащихся с различными типами словарей, научить пользоваться ими, находить многозначные и однозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.

1. Определите по толковому словарю (разные авторы) однозначны или многозначны слова:

           Лес, медленный, растет.

  1. Найдите словарную статью слова огонь. Как подается в словаре многозначное слово? Сколько значений дано в словарной статье? Определите, где прямое, а где  переносное значение слова? Проследите возникновение значений этого слова.
  2. Найдите в словаре слово: ключ. Чем интересна словарная статья этого слова. Проследите образование значений слова. Составьте словосочетания с этим словом.

  1. Проследите, как образовались значения слова живой?

  1. Прочитайте слова: слышать и слушать. Расскажите о значениях этих слов. Проследите, как образовались значения этих слов. Определите разницу в значениях.

  1. Уточните в словаре, какие синонимы имеет слово дрожат, в значении «совершать какое-либо движение».

  1. С помощью словаря подберите антонимы к данным многозначным словам, их значениям: лелеять, лучезарный.

Иллюстративные упражнения

Цель: показать детям, что многие слова русского языка многозначны, проиллюстрировать на примерах возможные случаи употребления полисем в речи, особенности их сочетаемости в лирике М.Ю. Лермонтова.

  1. Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова словосочетания, в которых слова спокойный, появиться, сегодня выступали бы в разных значениях. С какими словами их можно употребить?
  2. Проследите, как употребляются выделенные многозначные слова в речи. С какими словами еще могут сочетаться? Выпишите предложения с данными словосочетаниями из стихотворений М. Лермонтова:

           глубокое раздумье – глубокое море

           железная воля – железная дорога

3. С какими из  слов могут сочетаться слова желать, блестит.

4. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Лермонтова.

      «Отделкой золотой блистает мой кинжал,

         Клинок надежный без порока».

В каком значении употребляется  слово золотой?

5. В каких значениях выступают подчеркнутые слова?

     « И только замолкли – в дали голубой

        Столбом уж крутился песок золотой»

6. В каких значениях выступают подчеркнутые глаголы?

              «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

                А за прудом село дымиться – и встают

                         Вдали туманы над полями».

                 «Глядит вечерний луч, и желтые листы

                         Шумят под робкими шагами».

  1. Определите значение слова упал, в контексте. 

«Но только сумрак на землю упал».

  1. Найти предложение, в котором слово край обозначает «местность».

 «Лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». «Стану думать, что скучаешь ты в чужом краю».

  1.  Есть ли разница в значении выделенных слов в данных предложениях? Какие синонимы можно подобрать к выделенным словам?

Возник жаркий спор. День был жаркий.

  1.  Глагол плыть  в прямом значении называет действие, связанное с водой. Что изображает этот глагол, когда употреблен в переносном значении? Найдите строки, которые подтверждают это в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.

Закрепительные упражнения

Цель: закрепить знания и умения в области многозначной лексики.

Упражнения, направленные на работу со словарем.

Цель: закрепить умения учащихся в работе с  многозначным словом, используя различные типы словарей.

  1. По словарю определите, с какими словами могут употребляться многозначные слова богатый, тяжело. Выпишите контексты.
  2. По словарю определите, с какими словами могут сочетаться существительные месяц, свет, огонь. Подберите примеры из стихотворений М.Ю.Лермонтова на каждое значение слова.
  3. По словарю определите, с какими словами могут сочетаться глаголы понимать, гореть, сверкать. Выпишите контексты из строчек М. Лермонтова. Определите, какие синонимы (антонимы) имеют эти значения.
  4. Выпишите из словаря устойчивый оборот речи, в котором есть многозначное слово из стихотворений М.Ю.Лермонтова. Что оно обозначает?
  5. Объясните с помощью словаря смысл выражения: всем сердцем. Обратите внимание на особенности его употребления в стихотворениях М.Лермонтова. Выпишите контекст из стихотворения.
  6. С какими словами могут  и не могут употребляться многозначные слова горький, голос, речь. Проверьте по словарю.
  7. Выпишите из словаря предложения со словом живой в разных значениях. Сравните значения слов  со строчками М Ю. Лермонтова «В года минувшие слыхал живые эти речи».
  8. Дайте лексическое толкование значений выделенных слов. Какие значения этих слов вы знаете? Проверьте свой ответ по словарю.

                         «Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

                           Про любовь мне сладкий голос пел,

                           Надо мной чтоб, вечно зеленея,

                           Темный дуб склонялся  и шумел».

  1. Найдите в толковом словаре слово мудрый. Сколько значений имеет это слово?

Упражнения на нахождение и пояснение значения многозначного слова.

Цель: закрепить умения находить и толковать значения многозначного слова.

  1. Какие значения имеет слово сырой. Подберите к каждому значению слова близкие и противоположные значения.
  2. Подберите к каждому значению слова свежий противоположные по значению слова. Выпишите из стихотворений М.Лермонтова словосочетания, в которых это слово употребляется в разных значениях.
  3. Сравните значения выражений:

                     Тихий голос – тихий человек

                      Острый нож – острый взгляд

  1. Найдите в тексте многозначные слова. Объясните их смысл. Какие значения этих слов вам известны?

                    «Горные вершины спят во тьме ночной;

                     Тихие долины полны свежей мглой;

                      Не  пылит дорога, не дрожат листы…»

  1. В каком из значений употреблено слово кипит в предложении:

                    «И полон ум желаний и страстей, и кровь кипит – и слезы из очей».

  1. Какое значение имеют выделенные слова в предложении. Дать толкование значений одним из способов.

          «И слезы из очей, как звуки, друг за другом льются».

  1. Что означают выделенные слова в предложении: «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит». Запишите свои предложения с значением этих слов.
  2. Подчеркните многозначные слова. Определите их лексическое значение.

               «Звучал булат, картечь визжала».

  1. Найдите в тексте многозначные слова. Выпишите выделенные слова, укажите их грамматическое значение, определите с помощью синонимов их лексическое значение.

           «Тучки небесные, вечные странники!

            Степью лазурною, цепью жемчужною

            Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники,

            С милого севера в сторону южную».

10. Укажите, в предложении слова, употребленные в переносном смысле.

             «И взором медленным пронзая ночи тень,

              Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

              Дрожащие огни печальных деревень».

11. Поясните значение многозначного слова в изучаемом произведении. В каком значении автор его употребил? Приведите примеры прямого и переносного значения этого слова, Что общего в приведенных значениях?

Упражнения в составлении контекстов.

Цель: подготовить детей к активному использованию в речи многозначных слов .

  1. Замените слово внемлет близкими по значению словами.

        «Пустыня внемлет Богу,

          И звезда с звездою говорит».

2. К каждому слову добавьте по два прилагательных: одно - в прямом, другое – в переносном смысле: сон, буря, море.

3. К каждому слову подберите по одному глаголу, обозначающему действие в переносном смысле: голос, месяц, сердце.

4. Распределите слова на группы. Что объединяет слова каждой группы? Какое слово в каждом ряду главное?  Составьте со словами контексты.

Необъятный, кидать, громадный, бросать, огромный, большой, лететь, мчаться.

5. Что объединяет слова: голубой, лазурный, небесный, бирюзовый.  Со словами небо, море, глаза, цвет составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Какие слова не сочетаются друг с другом?

6. Внимательно рассмотрите репродукцию картины М.Ю. Лермонтова «Утес», а затем прочитайте предложенный текст. Из слов для справок выберите подходящие по смыслу слова и вставьте их на месте пропусков.

                                 Утес.

                 Ночевала ___________ золотая

                  На ____________ утеса-великана,

                   Утром в путь она _________ рано,

                   По лазури весело __________.

Слова для справок: тучка, грудь, умчалась, играя.

7. Составьте текст, используя данные многозначные слова, сравните полученный текст с текстом автора. Сделайте вывод.

8. Подберите многозначные слова6 имена прилагательные, имена существительные, глаголы, с помощью которых можно было бы рассказать о дожде, о море. Сравните со словами, которые подбирает М.Ю. Лермонтов.

9. Выберите нужный глагол в скобках.

      «Не (шепчутся, говорят) листья с гремучим ключом».

      «(Глядит, светит, блестит) вечерний луч».

10. С каким из слов употребляется слово горячий.

Подсказка: человек, песок, речь.

11. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Найдите в произведениях М. Лермонтова примеры употребления данных слов: коршун, глаза, огонь, ключ.       

12. Приведите существительные, с которыми могут сочетаться прилагательные в прямом смысле: молодой, светлый.

Повторительно-обобщающие упражнения

Цель: обобщить знания учащихся о явлении полисемии в языке и речи.

1. Слова даны вне предложения. Всегда ли можно угадать, что они обозначают? Объясните смысл данных слов через включение в контекст.

     Голос, чистый, молодой.

2. Объясните значения словосочетаний путем подбора синонимов. В каких словосочетаниях многозначное слово употреблено в переносном значении?

       Темная ночь, шумят листы, ласкаю мечту, медленным взором.

3. По толкованиям определите, о каких многозначных словах идет речь:

Диск луны или его часть. (Месяц).

О ком-нибудь или о чем-нибудь наводящим ужас. (Гроза).

4. Дайте определения многозначным словам: слово, земля.

5. Найдите в стихотворении М. Лермонтова «Тучи» многозначные слова. Определите значения этих слов.

6. Подберите стихотворения М. Лермонтова, в которых бы встречались многозначные слова. Сравните их значения с помощью логического определения.

7. Подберите стихотворения поэта, в которых бы многозначные слова употреблялись в переносном значении. Как называется такой прием?

8. Найдите многозначные слова в отрывках стихотворений М.Лермонтова. Объясните их смысл разными способами.

9. Замените в текстах стихотворений слова на близкие по значению. Что происходит с текстом? Объясните.

10. Определите, с какими значениями выступают многозначные слова? Соедините словосочетания с их значениями. Составьте предложения.

     тяжелый бой                имеющий большой вес

     тяжелая болезнь          опасная

     тяжелый характер       неуживчивый

     тяжелый камень           трудный

11. Подберите к каждому значению слов синонимы и антонимы:

      чистое небо (ясное – хмурое)

       чистая речь (правильная – неправильная)

        ядовитый гриб (__________ )

        ядовитая клевета ( _________ )

12. Подберите синонимы и антонимы к существительным:

         Друг, конец, слабость.

Упражнения на употребление учащимися многозначных слов в речи.

Цель: научить употреблять многозначные слова в речи.

1. Составьте словосочетания с одним из многозначных слов в разных значениях.

2. Послушайте стихотворение. Назовите слова, используемые в переносном значении. Составьте предложения с этими словами.

3. Рассмотрите рисунки. Составьте предложения, чтобы многозначное слово было использовано в разных значениях.

4. Составьте словосочетания с данными словами в прямом и переносном значении.

5. Выпишите из стихотворений М. Лермонтова предложения, где слова зеленый, море, говорить употребляются в переносном значении.

6. Составьте предложения, в которых бы о буре, деревьях говорилось бы как об одушевленных предметах.

7. Употребите в речи многозначное слово язык в разных значениях так, чтобы между ними была общность. В каком значении употребляется это слово у Лермонтова?

8. Расскажите о лесе, используя многозначные слова: густой, темный, сказочный.

9. Составьте и запишите предложения, употребляя слово звезда в следующих значениях: «небесное тело», «морское животное».

10. Закончите словарную статью о глаголе жить, составив свои примеры.

     Жить: - существовать, быть живым;

                 - вести тот или иной образ жизни;

                 - проживать где-либо.

11. Расскажите о луне, звездах, деревьях, о море с помощью строк из стихотворений М.Ю.Лермонтова.

12. Прочитайте наизусть произведения М.Ю. Лермонтова (понравившийся отрывок), где автор использует образные выражения и слова, употребленные в переносном значении.

13. Опишите героя стихотворения (по выбору) М. Лермонтова, используя многозначные слова.

14. Напишите сочинение-миниатюру, используя многозначные слова лирики М. Лермонтова.

15. Продолжите в стиле автора стихотворение, используя многозначные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

Комплекс упражнений, включающего лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах

Упражнения должны включаться ежедневно и на каждом уроке русского языка...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...