Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Звук [й′] и буква Й

Класс: 2 «Б»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: развивать умение слушать и вычленять в речи звуки [и] и [й′], определять способы обозначения звука [й′] на письме

Задачи:

Образовательные:

- учить разграничивать звуки [и] и [й′]

- учить делить слова с буквой Й на слоги и для переноса

Развивающие:

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник,

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  3. Формулирование темы урока (3 минуты)
  4. Изучение нового материала (18 минута)
  5. Закрепление изученного (8 минут)
  6. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  7. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату (7октября), «классная работа».

Записывают в тетрадях дату и «классная работа».

Комментированная запись числа.

Словарно-орфографическая работа

- Узнайте слово по его значению.

Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами.

- Все вместе произнесем это слово.

- Кто-нибудь знает, как записать слово [заец]?

- Запишем слово заяц.

- Прочитайте слово заяц по слогам.

- Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить.

- Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически).

- Узнайте следующее слово.

Человек необычайной храбрости, совершающий подвиги.

- Все вместе произнесем это слово.

- Кто-нибудь знает, как записать слово [гирой]?

- Запишем слово герой.

- Прочитайте слово герой по слогам.

- Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

- Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить.

- Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически).

- Составьте предложение с одним из слов.

- заяц

-заяц

-за-яц

- герой

-герой

-ге-рой

-два

Формулирование темы урока

- Ребята, я вам сейчас прочитаю интересную историю, прослушав которую, вы сможете определить тему нашего урока. Слушайте внимательно.

Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

- О каких буквах шла речь?

- Есть ли различия между этими буквами?

- Вы уже догадались, какая тема урока?

- Сформулируйте цель урока.

Сравнить характеристики этих звуков и найти различия

Дети внимательно слушают учителя.

- И и Й

- Буква И обозначает гласный звук [и], буква Й обозначает мягкий звонкий согласный звук [й]

- Гласный звук [и] и согласный звук [й]

Изучение нового материала

- А сейчас, давайте откроем учебник на странице 51 и выполним упражнение 64 устно.

- Перед вами считалка Генриха Сапгира. Прочитайте считалку и найдите слова с буквой й и подчеркните их.

- Какие слова с буквой й подчеркнули?

- Что объединяет все эти слова?

- Выполним упражнение 65.

- Какое задание необходимо выполнить в этом упражнении?

- Записывая слова-родственники с буквой Й, вам нужно будет разделить их для переноса.

- Давайте вспомним, как правильно делить слова для переноса. Воспользуемся памяткой.

Памятка. Как правильно делить слова для переноса.

1.Прочитай слово

2.Подсчитай количество гласных букв

3.Соотнеси количество гласных букв и количество слогов.

4.Раздели слово на слоги, используя правила:

- если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя;

- если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.

- Запишем первую пару слов вместе.

Лить-лейка.

- Какое слово-родственник подобрали. Прочитаем это слово.

- Сколько гласных букв в слове лейка?

- Сколько слогов в слове?

- Разделим слово лейка на слоги.

- Как будем переносить слово лейка?

- Прочитаем второе слово. Какое слово-родственник подберем к слову строить?

- Выполните упражнение самостоятельно, а потом мы проверим, как вы справились с этим заданием.

- Какие слова-родственники вы записали? Прочитайте слова так, как вы разделили их для переноса.

- Сделаем вывод. Как переносятся слова с буквой й?

- Выполним задание от Совенка. Сравните звуки на конце каждой пары слов.

Мои-мой, свои-свой.

- Прочитайте первую пару слов.

- Чем они различаются? Сколько слогов в каждом слове?

- Сделайте вывод о различиях между и и й.

Гласный и выполняет слоговую функцию, согласный й слога не образует.

- Подтвердим наши предположения словами профессора Самоварова на странице 52.

- Что вы запомнили?

- Итак, ребята, давайте еще раз скажем, какой же буквой обозначен звук [и]?

А какой буквой обозначен звук [й′]?

Дети открывают учебник и выполняют упражнение из учебника.

- чайка, чайник, чай, отвечай

- орфограмма: сочетание ЧА пиши с буквой а; во всех словах есть буква й

-лить-лейка

-лейка

- две

- два

- лей-ка

-строить-стройка

- Лить-лейка, строить-стройка, мыть-мойка, стая-стайка, аллея-аллейка, скамья-скамейка, семья-семейка, шея-шейка

- при переносе слов букву й нельзя отрывать от слога

- в первом слове два слога, так как две гласные буквы, во втором-один слог.

Чтение текста из учебника

- [и]

- [й′]

Закрепление пройденного материала

- А сейчас, выполним упражнение 67.

- Кто нам прочитает задание?

- Прочитайте слова из упражнения самостоятельно.

- Запишем первую пару слов: Герои-герой.

- Что можете сказать об этой паре слов?

- выполните упражнение самостоятельно по образцу.

- проверяем, какие пары слов вы записали.

Герои-герой, музеи-музей, трамваи-трамвай, бои-бой, караваи-каравай, грамотеи-грамотей, сараи-сарай.

- Сколько предметов называет каждое из слов?

- герои-герой

Самостоятельное выполнение упражнения

- первое слово называет несколько предметов, второе-один предмет.

Итог урока. Рефлексия

- Чем различаются буквы и и й?

- Какие звуки они обозначают?

- Чем эти звуки различаются?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

- А что больше всего понравилось? Почему?

Ответы детей

Домашнее задание

- С.21 упр.35, 39 в рабочей тетради

Записывают домашнее задание в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Памятка. Как правильно делить слова для переноса. 1.Прочитай слово 2.Подсчитай количество гласных букв 3.Соотнеси количество гласных букв и количество слогов. 4.Раздели слово на слоги, используя правила: - если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя; - если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п

Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»

Урок  по обучению  грамоте в системе Занкова предназначен  для изучения букв С, с  и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....

Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д\'], буква Д, д"

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д],  [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, па...

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква э

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква эКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Литературное чтение 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»

Литературное чтение  (обучение грамоте) 1 класс   КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»...

Конспект урока по теме «Звуки [ д ],[ д* ] , буквы Д, д».

Конспект урока по теме: «Звуки [ д ],[ д, ] , буквы Д, д»....