Рабочая программа по русскому языку для 1 класса УМК "Начальная школа XXI век"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна

Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку состоят в том, что они обеспечивают:

-         формирование у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания;

-         получение представлений о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи;

-         развитие логического и абстрактного мышления, а также формирование навыка грамотного, безошибочного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_rus_yaz.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

_________________ Е.А. Голева

« 30 »   августа           2017 г

Рабочая программа

 по русскому языку

1 «Б» класс

   

Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017-2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2».

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на обучающихся 1-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 165 учебных часов в год.

В системе предметов начальной основной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомить с основами научного описания родного языка.

Для обучения русскому языку обучающихся 1 «Б» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК «Начальная школа XXI век» авторов Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык. Обучение грамоте».

Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по русскому языку состоят в том, что они обеспечивают:

  • формирование у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания;
  • получение представлений о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи;
  • развитие логического и абстрактного мышления, а также формирование навыка грамотного, безошибочного письма.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающийся научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • выделять в словах слоги[1];
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
  • переносить слова;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов[2];
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

  1. Содержание учебного предмета

   

Обучение грамоте

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приёмы и последовательность действий при списывании.

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щужи — ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложений.

Русский язык.

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (простейшие случаи). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография

Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

- сочетания чк, чн;

- перенос слов;

- безударный проверяемый гласный в корне слова;

- знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Неизменяемые слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных: слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

I четверть (45 часов)

Слово и предложение. Пунктуация. (6 часов)

1/1

Ориентировка на странице прописей. Проведение линий слева направо, сверху вниз.

1

2/2

Отработка алгоритма действий на странице прописей. Проведение вертикальных и горизонтальных линий.

1

3/3

Повторение. Проведение линий слева направо, сверху вниз, параллельных и непараллельных линий.

1

4/4

Отработка алгоритма действий на странице прописей.  Проведение параллельных и непараллельных линий.

1

5/5

Проведение  вертикальных и горизонтальных параллельных линий.

1

6/6

Проведение  наклонных и прямых параллельных линий.

1

Фонетика и орфоэпия (20 часов)

7/1

Проведение  наклонных параллельных линий, проведение волнистых  линий.

1

8/2

Повторение Проведение  вертикальных и горизонтальных параллельных линий, волнистых  линий.

1

9/3

Проведение  прямых  и  наклонных параллельных линий.

1

10/4

Знакомство с рабочей строкой. Письмо полуовалов на рабочей строке.

1

11/5

Ориентировка на рабочей строке прописей. Письмо левых и правых полуовалов.

1

12/6

Середина надстрочного пространства. Проведение заданных линий на рабочей строке.

1

13/7

Повторение.  Письмо левых и правых полуовалов, проведение заданных линий на рабочей строке.

1

14/8

Проведение линий сложной траектории.

1

15/9

Прописывание на рабочей  строке элементов букв.

1

16/10

Ориентировка на рабочей строке при использовании рабочих строк двух видов.

1

17/11

Поэлементный анализ заглавной и строчной букв «А, а».

1

18/12

Тренировка в написании букв «А, а». .

1

19/13

Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я».

1

20/14

Закрепление написания букв «А, а»; «Я, я».

1

21/15

Письмо заглавной и строчной буквы «О, о».

1

22/16

Поэлементный анализ заглавной и строчной букв «Е, ё».

1

23/17

Тренировка в написании букв

1

24/18

Письмо изученных букв «Е, ё».

1

25/19

Письмо заглавной и строчной буквы «У, у».

1

26/20

Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю ».

1

Графика и орфография (64 часа)

27/1

Письмо изученных букв.

1

28/2

Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов.

1

29/3

Письмо заглавной и строчной буквы «Э. э».

1

30/4

Письмо заглавной и строчной буквы « Е, е ».

1

31/5

Закрепление написания букв «Е, е ». Установление закономерности в расположении букв в ряду.

1

32/6

Письмо строчной буквы «ы».

1

33/7

Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв.

1

34/8

Письмо заглавной и строчной буквы «И, и ».

1

35/9

Установление соответствия печатных и письменных  начертаний изученных букв.

1

36/10

Отработка написания изученных букв.

1

37/11

Письмо заглавной и строчной буквы «М, м».

1

38/12

Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов.

1

39/13

Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов.

1

40/14

Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов.

1

41/15

Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л».

1

42/16

Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й».

1

43/17

Письмо слов, предложений. Закрепление алгоритма списывания предложения.

1

44/18

Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г».

1

45/19

Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями.

1

II четверть (35 часов)

46/20

Письмо заглавной и строчной буквы «К, к».

1

47/21

Дифференциация букв «Г, г – К, к».

1

48/22

Работа с деформированными предложениями.

1

49/23

Письмо заглавной и строчной буквы « 3, з».

1

50/24

Письмо заглавной и строчной буквы « С, с».

1

51/25

Дифференциация букв «3, з-С, с»

1

52/26

Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатных букв в письменные.

1

53/27

Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».

1

54/28

Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т».

1

55/29

Дифференциация букв «Д, д-Т, т».

1

56/30

Письмо заглавной и строчной буквы « Б, б».

1

57/31

Письмо предложений. Преобразование печатных букв в письменные.

1

58/32

Письмо заглавной и строчной буквы «П, п».

1

59/33

Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

1

60/34

Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф».

1

61/35

Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж».

1

62/36

Отработка написания  буквосочетания  жи.

63/37

Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш».

1

64/38

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».

1

65/39

Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ».

1

66/40

Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х».

1

67/41

Письмо  слов, предложений.  Запись слов на нужной строке.

1

68/42

Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц».

1

69/43

Письмо строчной буквы «ь»

1

70/44

Письмо слов с разделительным  «ь»

1

71/45

Письмо строчной буквы «ъ».

1

72/46

Изменение исходных слов и запись получившихся.

1

73/47

Закрепление написания всех букв русского алфавита. Отгадывание и списывание загадок.

1

74/48

Тренировка написания всех букв на узкой строке.

1

75/49

Списывание предложений.

1

76/50

Работа с деформированными предложениями.

1

77/51

Преобразование печатных букв в письменные.

1

78/52

Отработка написания предложений на узкой строке.

1

79/53

Списывание предложений.

1

80/54

Запись рассказа.

1

III четверть (45 часов)

81/55

Язык как средство общения.

1

82/56

Порядок действий при списывании.

1

83/57

Устная и письменная речь.

1

84/58

Знаки препинания в конце предложения.

1

85/59

Речевой этикет: слова приветствия.

1

86/60

Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений.

1

87/61

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.

1

88/62

Отработка порядка действий при списывании.

1

89/63

Речевой этикет: слова просьбы и извинения.

1

90/64

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

1

Развитие речи (75 часов)

91/1

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.

1

92/2

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения.

1

93/3

Речевой этикет: ситуация знакомства.

1

94/4

Имена собственные, их правописание.

1

95/5

Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении.

1

96/6

Правописание собственных имен.

1

97/7

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников.

1

98/8

Отработка порядка действий при списывании. Правописание собственных имен.

1

99/9

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопрос «какой? какая? какое? какие?»

1

100/10

Описание внешности. Повторение слогоударных схем слов.

1

101/11

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопрос «кто? что? какая? какой? какие?»

1

102/12

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес.

1

103/13

Повторение слогоударных схем.

1

104/14

Письменная речь: оформление адреса на конверте.

1

105/15

Письменная речь. Правила переноса слов.

1

106/16

Устная речь: рассказ о месте, в котором ты живешь.

1

107/17

Знакомство с образованием слов в русском языке.

1

108/18

Устная речь: рассказ о месте, в котором ты живешь.

1

109/19

Подбор вопросов к словам.

1

110/20

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей.

1

111/21

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

1

112/22

Речевая ситуация: обсуждение будущих профессий.

1

113/23

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний: жи-ши

1

114/24

Речевая ситуация: использование речи для убеждения.

1

115/25

Правописание сочетаний: ча-ща, чу-щу.

1

116/26

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков.

1

117/27

Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?, «что делать?», «что сделать?»

1

118/28

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?

1

119/29

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликтов.

1

120/30

Знакомство с родственными словами.

1

121/31

Речевая ситуация: обсуждение интересов.

1

122/32

Письменная речь: объявление.

1

123/33

Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила  правописания сочетаний: жи-ши.

1

124/34

Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

1

125/35

Устойчивые сочетания слов.

1

IV четверть (40 часов)

126/36

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа.

1

127/37

Повторение правила переноса слов.

1

128/38

Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопрос «какая? какие?»

1

129/39

Описание внешности животного

1

130/40

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения.

1

131/41

Описание внешности и повадок животного.

1

132/42

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы.

1

133/43

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.

1

134/44

Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении.

1

135/45

Отработка умения задавать вопросы и порядка действий при списывании.

1

136/46

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

137/47

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании

1

138/48

Речевой этикет: слова извинения.

1

139/49

Правило правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

1

140/50

Речевая ситуация: выбор языковых средств при общении с людьми разного возраста.

1

141/51

Повторение функции Ь.

1

142/52

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка.

1

143/53

Повторение функции Ь и порядка действий при списывании.

1

144/54

Точность и правильность речи.

1

145 /55

Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

1

146/56

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов.

1

147/57

Сочетание чн, чк.

1

148/58

Речевая ситуация: использование интонации при общении.

1

149/59

Знакомство со словами, близкими по значению.

1

150/60

Речевая ситуация: составление рассказа об увиденном.

1

151/61

Речевая ситуация: составление рассказа об увиденном. Ударение.

1

152/62

Научная и разговорная речь.

1

153/63

Наблюдение за образованием слов.

1

154/64

Научная и разговорная речь

Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.

1

155/65

Письменная речь: написание писем.

1

156/66

Изменяемые и неизменяемые слова.

1

157/67

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет.

1

158/68

Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам.

1

159/69

Речевая ситуация: составление рассказа об увиденном.

1

160/70

Отработка умения задавать вопросы к словам. Повторение правила переноса слов.

1

161/71

Речевая ситуация: составление рассказа о летнем отдыхе.

1

162/72

Повторение звукового анализа, последовательности действий при списывании.

1

163/73

Речевая ситуация: составление объявления.

1

164/74

Повторение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

1

165/75

Повторение слов, отвечающих на вопросы: «какой? какая? какое? какие?», правописания собственных имён.

1

  1. Список используемой литературы

Учебники:

 1. Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2. Русский язык: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Прописи к учебнику «Букварь» № 1, 2, 3: для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Методические пособия:

  1. Русский язык: 1-4 классы: Программа, планирование, контроль. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.М. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.М. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Русский язык. Обучение грамоте : 1 класс; методические комментарии к урокам / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, - М. : Вентана-Граф, 2015. – 544 с.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № 1_

«30»_сентября   2017 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«30» сентября_2017 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (ОС "Школа")

Рабочая программа по русскому языку 3 класс  (ОС "Школа")...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитани...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Рабочая программа по русскому языку (1 класс), УМК "Школа 2100", 2011-2012 уч.год

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального обще...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Начальная школа 21 века"

рабочая программа по русскому языку 3 класс Автор: Иванов С. В. по программе " Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...