Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК "Начальная школа XXI век"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна

     Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по литературному чтению состоят в том, что они обеспечивают:

- развитие личности ребёнка, формирование интеллекта и общей культуры;

- становление основ читательской деятельности и компонентов учебной деятельности;

- реализация задач на практике принципа дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей  каждого ученика;

- «нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения, которая позволяет комплексно решать вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно-эстетического воспитания;

- нравственно-эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства с одновременным совершенствованием навыка чтения и выразительности, а также обогащение речи школьника средствами литературы;

- богатство языковой культуры, обогащение эмоциональной сферы ученика через эстетические переживания;

-  возможность постоянно включать каждого ученика в активный познавательный процесс и формировать необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и предметные;

- формирование регулятивных умений (для этого в учебнике разработана система памяток - алгоритмов учебных действий), формирующих универсальное умение ставить и решать различные учебные задачи (самостоятельная работа с текстом произведения, подробный и краткий пересказ, подготовка выразительного чтения, чтения наизусть произведения или отрывка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_chtenie.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

      _________________ Е.А. Голева

«30 »     августа           2017 г.

Рабочая программа

 по литературному чтению

1 «Б» класс

Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2».

     Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на обучающихся 1-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 132 учебных часа в год.

     В системе предметов начальной основной школы курс литературного чтения представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

     Для обучения литературному чтению обучающихся 1 «Б» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК «Начальная школа XXI век» «Литературное чтение» Л.А.  Ефросининой.

     Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по литературному чтению состоят в том, что они обеспечивают:

- развитие личности ребёнка, формирование интеллекта и общей культуры;

- становление основ читательской деятельности и компонентов учебной деятельности;

- реализация задач на практике принципа дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей  каждого ученика;

- «нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения, которая позволяет комплексно решать вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно-эстетического воспитания;

- нравственно-эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства с одновременным совершенствованием навыка чтения и выразительности, а также обогащение речи школьника средствами литературы;

- богатство языковой культуры, обогащение эмоциональной сферы ученика через эстетические переживания;

-  возможность постоянно включать каждого ученика в активный познавательный процесс и формировать необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и предметные;

- формирование регулятивных умений (для этого в учебнике разработана система памяток - алгоритмов учебных действий), формирующих универсальное умение ставить и решать различные учебные задачи (самостоятельная работа с текстом произведения, подробный и краткий пересказ, подготовка выразительного чтения, чтения наизусть произведения или отрывка).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

-  понимать содержание прослушанных произведений;

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

- высказывать суждения о произведении и поступках героев;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

- находить в тексте произведения сравнения, обращения;

- находить в тексте и читать диалоги героев;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

- придумывать истории с героями изученных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);

- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Обучающийся научится:

- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;

- находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;

- определять тему текста;

- получать информацию о героях, произведении или книге;

- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

- сравнивать произведения по таблице.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

- находить в тексте информацию о героях произведений.

  1. Содержание учебного предмета

Слово и предложение

     Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика

     Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

     Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Графика

     Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

     Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: робел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Чтение

     Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

     Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале из небольших текстов и стихотворений.  Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов  на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

     Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие художественного произведения

     Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

     Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная содержательная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»)

     Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

 

4. Календарно-тематическое планирование

№ урока

    Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

I четверть (36 часов)

Раздел 1. Слово и предложение

Предложение, как  объект изучения. Слово, как объект изучения (3 часа)

1/1

Введение понятия «Предложение»

1

2/2

Повторение  понятия «Предложение».

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

3/3

Введение понятия «слово».

1

Раздел 2. Фонетика.

Звуки речи (3 часа)

4/1

Деление предложения на слова.

1

5/2

Интонационное выделение первого звука в словах

1

6/3

Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков.

1

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие (23 часа)

7/1

Знакомство со схемой звукового состава слова.

1

8/2

Звуковой анализ слова «мак».

1

9/3

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

1

10/4

Звуковой анализ слова «кит», «кот» по звуковой структуре.

1

11/5

Сравнение  слов «лук», «лес» по звуковой структуре.

1

12/6

Понятие «гласный звук».

1

13/7

Введение понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

14/8

Знакомство с буквой «А, а».

1

15/9

Знакомство с буквой «Я, я».

1

16/10

Буква «я» в начале слова.

1

17/11

Знакомство с буквой «О, о».

1

18/12

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

19/13

Буква «ё» в начале слова

1

20/14

Буква «У, у».

1

21/15

Буква «Ю, ю».

1

22/16

Буква «ю» в начале слова.

1

23/17

Знакомство с буквой «Э, э».

1

24/18

Знакомство с буквой «Е, е».

1

25/19

Буква «е» в начале слова

1

26/20

Знакомство с буквой «Ы».

1

27/21

Знакомство с буквой «И, и».

1

28/22

Закрепление правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных.

1

29/23

Сопоставление  согласных звуков по твердости – мягкости.

1

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения (5 часов)

30/1

Знакомство с буквой «М».

1

31/2

 Знакомство с буквой «Н».

1

32/3

Знакомство с буквой «Р».

1

33/4

Знакомство с буквой «Л»

1

34/5

Знакомство с буквой «Й».

1

Раздел 3. Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков (11 часов)

35/1

Деление слов на слоги.

1

36/2

Знакомство с буквой «Г, г».

1

II четверть (28 часов)

37/3

Знакомство с буквой «К, к».

1

38/4

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости.

1

39/5

Знакомство с буквой «З, з».

1

40/6

Знакомство с буквой «С, с».

1

41/7

Сопоставление звуков [з]  и [с] по звонкости – глухости.

1

42/8

Знакомство с буквой «Д, д».

1

43/9

Знакомство с буквой «Т, т».

1

44/10

Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости – глухости.

1

45/11

Знакомство с буквой «Б, б».

1

Функции букв е, ё, ю, я (4 часа)

46/1

Знакомство с буквой «П, п».

1

47/2

Знакомство с буквой «В, в».

1

48/3

Знакомство с буквой «Ф, ф».

1

49/4

Знакомство с буквой «Ж, ж».

1

Буквы, обозначающие согласные звуки (5 часов)

50/1

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

51/2

Знакомство с буквой «Ч, ч».

1

52/3

Знакомство с буквой «Щ, щ».

1

53/4

Знакомство с буквой «Х, х».

1

54/5

Знакомство с буквой «Ц, ц».

1

Буква ь (3 часа)

55/1

Знакомство с буквой «ь».

1

56/2

Разделительный «ь».

1

57/3

Знакомство с буквой Ъ.

1

Воспроизведение художественного произведения (7 часов)

58/1

Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…», В. Голявкин «Спрятался», В. Сутеев «Три котёнка; А. Шибаев «Беспокойные соседки»

1

59/2

Е. Пермяк «Про нос и язык», Г. Остёр «Меня нет дома», А. Шибаев «На зарядку становись!», «Познакомились».

1

60/3

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора», А. Шибаев «Всегда вместе».

1

61/4

Г. Цыферов «Маленький тигр», С. Чёрный «Кто?», Г. Остёр «Середина сосиски», Я Аким «Жадина».

1

62/5

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», украинская народная сказка «Рукавичка», Г. Остёр «Спускаться легче».

1

63/6

В. Сутеев «Под грибом», А. Шибаев «Что за шутки?», Г. Остёр «Хорошо спрятанная котлета», Б. Житков «Как меня называли», А. Кушнер «Большая новость».

1

64/7

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился», Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!»

1

III четверть (36 часов)

Читаем сказки, загадки, скороговорки (6 часов)

65/1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

66/2

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

1

67/3

В. Сутеев «Кораблик», К.Булычев «Скороговорка».

1

68/4

В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Дядя Миша»

1

69/5

В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки.

1

70/6

«Книжная полка», «Проверь себя»

1

Учимся уму-разуму (10 часов)

71/1

К.Ушинский «Играющие собаки»

1

72/2

Л.Н.Толстой «Косточка», В.  Осеева «Кто наказал его?», пословицы.

1

73/3

И. Северянин «Её питомцы»

Е. Пермяк «Торопливый ножик», пословицы.

1

74/4

Е.Пермяк «Пичугин мост».

1

75/5

В. Осеева «Потерянный день».

1

76/6

В. Осеева «Три товарища»,

В. Осеева «Печенье», пословицы.

1

77/7

А. Барто «Я – лишний», пословица, Я. Аким  «Мама»

1

78/8

Ш. Перро «Красная шапочка»

1

79/9

Э. Успенский «Всё в порядке»

1

80/10

«Проверь себя» по теме: «Учимся уму-разуму».

1

Читаем о родной природе (9 часов)

81/1

Л. Толстой «Солнце и ветер».  

1

82/2

В. Бианки «Синичкин календарь».

1

83/3

Э. Мошковская «Лёд тронулся».

1

84/4

И. Соколов-Микитов «Русский лес», загадки, песенка.

1

85/5

Русская народная песня «Березонька».

1

86/6

С. Маршак «Апрель».

1

87/7

М. Пришвин «Лесная
капель».

1

88/8

Е.Трутнева «Когда это бывает?», Блок «Зайчик».

1

89/9

«Книги о родной природе», «Книжная полка».

1

О наших друзьях – животных (12 часов)

90/1

И. Мазнин «Давайте дружить».

1

91/2

Ю. Коваль «Бабочка», загадка.

1

92/3

С.Михалков «Аисты и лягушки», загадка.

1

93/4

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»

1

94/5

Е. Чарушин «Томкины сны»,

И. Жуков «Нападение на зоопарк».

1

95/6

М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал».

1

96/7

Б. Заходер «Ёжик»,  М. Пришвин «Норка и Жулька». 

1

97/8

В, Чаплина «Мушка».

1

98/9

Русская народная песня «Котик», загадка.

1

99/10

Э. Шим «Глухарь» (сказка-несказка).

1

100/11

Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» (рассказ).

1

VI четверть (32 часа)

101/12

«Проверь себя» по теме: О наших друзьях-животных», контрольная работа.

1

Учимся уму – разуму (8 часов)

102/1

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

1

103/2

С. Баруздин «Весёлые рассказы».

1

104/3

В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке».

1

105/4

В. Голявкин «Просто, для кого  Вовка учится», Е. Пермяк «Самое страшное».

1

106/5

С. Востоков «Кто кого?», И.Бутман «Клоун».

1

107/6

Е. Ильина «Чик-чик ножницами»,  Е. Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

108/7

Е. Пермяк «Бумажный змей», В. Берестов «Сережа и гвозди».

1

109/8

Обобщение по изученному разделу. «Книжная полка», «Проверь себя».

1

Читаем сказки, пословицы, считалки (7 часов)

110/1

М. Пляцковский «Урок дружбы», В. Орлов «Как Малышу нашли маму».

1

111/2

А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке».

1

112/3

Х.-К. Андерсен «Стойкий  оловянный  солдатик».

1

113/4

В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

1

114/5

С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».

1

115/6

Д. Биссет «Дракон Комодо».

1

116/7

 Русская народная сказка «Терёшечка». Обобщение по изученной теме. Проверь себя.

1

О наших друзьях – животных (6 часов)

117/1

А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы.

1

118/2

Русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1

119/3

В. Орлов «Большие уши»,

Е. Чарушин «Томка и корова», загадка.

1

120/4

Г. Скребицкий «Мать».

1

121/5

В. Берестов «Выводок».

1

122/6

Обобщение по разделу. «Книжная полка», «Проверь себя»

1

Читаем о Родине и родной природе (10 часов)

123/1

И. Соколов-Микитов «Радуга»,  Е. Трутнева «Эхо»

 Загадки.

1

124/2

И. Шевчук «Ленивое эхо», «Загадка» К. Чуковский.

1

125/3

А. Барто «Весенняя гроза».

1

126/4

И. Соколов-Микитов «Май»

1

127/5

С. Витвицкий «Травка зеленеет». Загадка.            

1

128/6

Я. Тайц «Всё здесь», Я. Тайц «По ягоды».

1

129/7

К. Чуковский «Радость».

1

130/8

М. Есеновский «Моя небольшая родина».

1

131/9

Ю. Коринец «Волшебное письмо», Р. Валеева «Здравствуй, лето!».

1

132/10

Обобщение по разделу. «Проверь себя», В.  Лунин «Я видела чудо».

1

  1. Список используемой литературы

Учебники:

Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Литературное чтение: 1 класс: учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. /  Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. /  Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.

Методические пособия:

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие /  Л.А. Ефросинина. –  М.: Вентана – Граф, 2016.

Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие /  Л.А. Ефросинина. –  М.: Вентана – Граф, 2014.

Литературное чтение: 1-4 класс: словарь-справочник «Книгочей»: электронное пособие /  Л.А. Ефросинина. –  М.: Вентана – Граф, 2015.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № ___

«30»  августа_2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«30»  августа 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 2000"

Рабочая программа содержит почснительную записку и планирование. С учетом ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, УМК "Школа России"....

рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...