Рабочая программа «Письмо и развитие речи» 4 класс VIII вид надомное обучение
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Клеева Екатерина

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс VIII вид надомное обучение. По учебнику А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой. Разработана на 68 часов, 2 часа в неделю. Соответствует ФГОС ОВЗ для УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_dlya_nadomnika.docx86.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Специальная школа-интернат № 88»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Школа-интернат № 88»

 ____________________

С. А. Скворцов

Планирование рекомендовано к работе педагогическим советом школы

Протокол № __ от ___________2017 г.

Планирование обсуждено на методическом объединении учителей

Протокол  № ___ от _________ 2017 г.

 

                                                 Рабочая программа

_______ класс

Составитель программы

Учитель

                       

                                                                                   

                                                                                   

Новокузнецк, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на 2017-2018 учебный год на основе:

  • требований к личностным и предметным результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы МКОУ «Школа-интернат № 88»,
  • программы формирования базовых учебных действий, с учётом:
  • учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы», под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «Просвещение», 2009 г.
  • Учебника Аксёновой А. К., Галунчиковой Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2011

Настоящая рабочая программа является составной частью системы педагогической работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.

Цели: 

  1. расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
  2. подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи:

  1. обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  2. целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  3. формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  4. совершенствование произносительной стороны речи;
  5. формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  6. уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по грамматике, правописанию и правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе  по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Младшие школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень.

Предложение. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.

Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных обучающимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, развиваются движения мелких мышц рук. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, то предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов – названий предметов, действий, признаков.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МКОУ «Школа-интернат № 88» общий объём учебного времени в 4 классе составляет 68 часов, при нагрузке 2 часа в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

  • Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса;
  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

  • различение звуков и букв;
  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения;
  • выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение пройденного в начале года. (2 часа). Практическое построение простого предложения, заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы. (30 часов). Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá – вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá – вóдный).

Слово. (21 час). Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение. (15 часов). Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основными формы работы являются урок, фронтальная работа, индивидуальная работа. Методы обучениясловесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко-буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Раздел

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Повторение

2

Составляет простое предложение. Заканчивает предложения. Восстанавливает  нарушенный порядок слов в предложении.

Звуки и буквы

30

Различает слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова.

Сопоставляет согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

Проводит проверку написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Различает ударные и безударные гласные.

Слово

21

Различает основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употребляет их в связи друг с другом. Большая буква в именах собственных. Использует в предложении предлоги до, без, под, над, около, перед. Выделяет общую часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

15

Упражняется в составлении простых и распространённых предложений. Устанавливает связи между словами в предложениях по вопросам. Расставляет знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).  Выделяет главные и второстепенные члены предложения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  письму и развитию речи

68 часа, 2 час в неделю

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающегося

I четверть

Раздел I. Повторение (2 часа)

Практическое построение простого предложения

1

04.09

Заканчивает мысль и правильно записывает предложения. Работает с учебником: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример) Деление текста на предложения

1

06.09

Применяет правило написания предложения. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. Правильно и осознанно читает вслух (с соблюдением интонации, логического ударения)

Раздел II. Звуки и буквы (30 часов)

Алфавит – 2 часа

Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница)

1

11.09

Располагает слова в алфавитном порядке, отличает звук от буквы, находит слова в словаре

Гласные и согласные буквы

1

13.09

Различает гласные и согласные звуки и буквы; анализирует слова по звуковому составу, различает твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании

Мягкий знак на конце и в середине слова – 2 часа

Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль)

1

18.09

Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначает на письме мягкость согласных

Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек)

1

20.09

Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначает на письме мягкость согласных

Разделительный мягкий знак – 4 часа

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)

1

25.09

Читает  слоги и слова с разделительным мягким знаком.

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека)

1

27.09

Переносит слова с разделительным мягким знаком. Применяет изученное правило при письме

Составление и запись рассказа по серии картинок

1

02.10

Различает слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова.

Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак»

1

04.10

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Гласные после шипящих – 2 часа

Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)

1

09.10

Правильно пишет сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. Применяет изученное правило при письме

Составление рассказа по плану и данным предложениям

1

11.10

Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова – 4 часа

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

16.10

Сопоставляет согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. Проверяет написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова

Звонкие и парные согласные в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарные слова обед, автобус)

1

18.10

Проверяет написание звонкой и глухой согласной в середине слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов

Ударные и безударные гласные – 3 часа

Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово магазин)

1

23.10

Правильно ставит ударение. Следит за правильной осанкой на рабочем месте

Смыслоразличительная роль ударения

1

25.10

Правильно ставит ударение. Следит за правильной осанкой на рабочем месте

Контрольная работа за I четверть

1

30.10

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками

1

01.11

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

II четверть

Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово фабрика.)

1

13.11

Выделяет ударные и безударные гласные

Правописание безударных гласных – 8 часов

Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова

1

15.11

Выделяет ударные и безударные гласные

Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу

1

20.11

Сопоставляет гласные в ударных и безударных слогах.

Изложение текста воспринятого зрительно, по данному плану. (Словарное слово иней)

1

22.11

Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

Правописание безударных гласных

1

27.11

Уметь объяснять правописание безударной гласной.

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов

1

29.11

Знает понятия «родственные слова», «корень». Выделяет  корень. Подбирает родственные слова и правильно использует их в речи. Обосновывает высказанное суждение.

Правописание слов с безударной гласной в корне слова

1

04.12

Знает правописание безударных гласных.

Проверяет написание безударной гласной путем изменения формы слова. Придерживается заданного темпа работы.

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные»

1

06.12

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1

11.12

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

Непроверяемые безударные гласные – 5 часов

Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова автомобиль, метро, трамвай)

1

13.12

Пользуется орфографическим словарем при написании слов с непроверяемыми безударными гласными.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова: спасибо, трактор)

1

18.12

Дифференцирует слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Сравнивает, классифицирует.

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

1

20.12

Дифференцирует изученные орфограммы. Обращается к учебнику при выполнении проверки работы.

Контрольный диктант за II четверть

1

25.12

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм

1

27.12

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

III четверть

Раздел III. Слово (21 час)

Названия предметов, действий и признаков – 8 часов

Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова портрет, квартира )

1

10.01

Выделяет в тексте слова, обозначающие названия предметов, ставит вопросы к словам, обозначающим названия предметов.

Названия действий

1

15.01

Ставит вопросы к словам, обозначающим названия  действий. Придерживается  заданного темпа  работы.

Различение слов, обозначающих предметы и действия

1

17.01

Различает названия предметов, действий в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом. Списывает текст, учебника.

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира»

1

22.01

Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

Слова, обозначающие признаки предметов

1

24.01

Называет признак (качество) предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?  Самостоятельно анализирует.

Названия предметов, действий и признаков

1

29.01

Различает названия предметов, действий, качеств в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом. Списывает текст с учебника.

Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

1

31.01

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»Работа над ошибками

1

05.02

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

Имена собственные – 2 часа

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. (Словарное слово Россия)

1

07.02

Пишет имена собственные с большой буквы. Планирует текущую работу.

Правописание имен собственных. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. (Словарное слово фамилия)

1

12.02

Пишет имена собственные с большой буквы. Планирует текущую работу. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей.

Предлоги – 4 часа

Предлоги. (Словарное слово лестница)

1

14.02

Выделяет предлог из потока речи.

Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)

1

19.02

Выделяет предлоги и пишет их раздельно с другими  словами.

Контрольный диктант. Предлоги

1

21.02

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Работа над ошибками.

Составление предложений, используя вопросы.

1

26.02

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

Разделительный твёрдый знак – 1 час

Разделительный твёрдый знак

1

28.02

Использует правило правописания разделительного твёрдого знака. Доводит начатую работу до конца.

Родственные слова – 6 часов

Понятие о родственных словах

1

05.03

Выделяет общую часть родственных слов и устанавливает общность смысла. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Определение корня слова

1

07.03

Выделяет общую часть родственных слов – корень. Подбирает родственные (однокоренные) слова и правильно использует их в речи.

Упражнения в практическом образовании родственных слов

1

12.03

Подбирает родственные слова и объясняет значение.

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок

1

14.03

Выполняет инструкции, точно следует образцу. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

Контрольный диктант за III четверть

1

19.03

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

1

21.03

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

IV четверть

Раздел IV. Предложение (13 часов)

Предложение – 7 часов

Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.)

1

02.04

Заканчивает мысль и правильно записывает предложения, выделяет предложение из потока речи и текста. Работает с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами.

Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)

1

04.04

Заканчивает мысль и правильно записывает предложения, выделяет предложение из потока речи и текста. Работает с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово: вагон)

1

09.04

Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. Оформляет тетрадь и письменные работы в соответствии с принятыми нормами

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. (Словарное слово: вокзал)

1

11.04

Упражняется в дополнении предложений по вопросам. Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Дополняет предложения по вопросам. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

1

16.04

Упражняется в составлении предложений по вопросам. Использует правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Установление связи между словами в предложении по вопросам. (Словарные слова: русский, мешок)

1

18.04

Упражняется в дополнении предложений по вопросам. Дополняет предложения по вопросам. Сравнивает полученные результаты с учебной задачей, с планом её выполнения.

Контрольный диктант «Предложение».

1

23.04

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Знаки препинания в конце предложения – 2 часа

Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

1

25.04

Ставит знак препинания в конце вопросительного предложения. Строит вопросительные предложения.

Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)

1

30.04

Ставит знак препинания в конце восклицательного предложения.

При чтении правильно передаёт интонацию восклицательного предложения. Правильно и осознанно читает вслух предложений (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).

Главные и второстепенные члены предложения – 4 часа

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

07.05

Задаёт вопросы, на которые отвечает сказуемое. Выделяет сказуемое в предложениях. Выделяет главное, устанавливает причинно-следственные связи.

Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)

1

14.05

Задаёт вопросы, на которые отвечает подлежащее. Выделяет подлежащее в предложениях. Планирует текущую работу.

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

1

16.05

Выделяет подлежащее и сказуемое в предложениях.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.)

1

21.05

Определяет и выделяет второстепенные члены предложения. Оценивает свою учебную деятельность по заданному алгоритму.

Повторение пройденного – 2 часа

Итоговый контрольный диктант

1

23.05

Пишет под диктовку предложения и тексты; анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила.

Предложение. Работа над ошибками.

1

28.05

Анализирует орфограммы, подбирает слова на изученные правила. Видит и исправляет ошибки на изученные правила.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  письму и развитию речи

68 часа, 2 час в неделю

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

I четверть

Раздел I. Повторение (2 часа)

Практическое построение простого предложения

1

04.09

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример) Деление текста на предложения

1

06.09

Раздел II. Звуки и буквы (30 часов)

Алфавит – 2 часа

Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница)

1

11.09

Гласные и согласные буквы

1

13.09

Мягкий знак на конце и в середине слова – 2 часа

Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль)

1

18.09

Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек)

1

20.09

Разделительный мягкий знак – 4 часа

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)

1

25.09

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека)

1

27.09

Составление и запись рассказа по серии картинок

1

02.10

Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак»

1

04.10

Гласные после шипящих – 2 часа

Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)

1

09.10

Составление рассказа по плану и данным предложениям

1

11.10

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова – 4 часа

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

16.10

Звонкие и парные согласные в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарные слова обед, автобус)

1

18.10

Ударные и безударные гласные – 3 часа

Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово магазин)

1

23.10

Смыслоразличительная роль ударения

1

25.10

Контрольная работа за I четверть

1

30.10

Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками

1

01.11

II четверть

Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово фабрика.)

1

13.11

Правописание безударных гласных – 8 часов

Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова

1

15.11

Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу

1

20.11

Изложение текста воспринятого зрительно, по данному плану. (Словарное слово иней)

1

22.11

Правописание безударных гласных

1

27.11

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов

1

29.11

Правописание слов с безударной гласной в корне слова

1

04.12

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные»

1

06.12

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.

1

11.12

Непроверяемые безударные гласные – 5 часов

Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова автомобиль, метро, трамвай)

1

13.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарные слова: спасибо, трактор)

1

18.12

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

1

20.12

Контрольный диктант за II четверть

1

25.12

Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм

1

27.12

III четверть

Раздел III. Слово (21 час)

Названия предметов, действий и признаков – 8 часов

Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова портрет, квартира )

1

10.01

Названия действий

1

15.01

Различение слов, обозначающих предметы и действия

1

17.01

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира»

1

22.01

Слова, обозначающие признаки предметов

1

24.01

Названия предметов, действий и признаков

1

29.01

Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

1

31.01

Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»Работа над ошибками

1

05.02

Имена собственные – 2 часа

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. (Словарное слово Россия)

1

07.02

Правописание имен собственных. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. (Словарное слово фамилия)

1

12.02

Предлоги – 4 часа

Предлоги. (Словарное слово лестница)

1

14.02

Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)

1

19.02

Контрольный диктант. Предлоги

1

21.02

Работа над ошибками.

Составление предложений, используя вопросы.

1

26.02

Разделительный твёрдый знак – 1 час

Разделительный твёрдый знак

1

28.02

Родственные слова – 6 часов

Понятие о родственных словах

1

05.03

Определение корня слова

1

07.03

Упражнения в практическом образовании родственных слов

1

12.03

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок

1

14.03

Контрольный диктант за III четверть

1

19.03

Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

1

21.03

IV четверть

Раздел IV. Предложение (13 часов)

Предложение – 7 часов

Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.)

1

02.04

Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)

1

04.04

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово: вагон)

1

09.04

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. (Словарное слово: вокзал)

1

11.04

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

1

16.04

Установление связи между словами в предложении по вопросам. (Словарные слова: русский, мешок)

1

18.04

Контрольный диктант «Предложение».

1

23.04

Знаки препинания в конце предложения – 2 часа

Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

1

25.04

Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)

1

30.04

Главные и второстепенные члены предложения – 4 часа

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

07.05

Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)

1

14.05

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

1

16.05

Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.)

1

21.05

Повторение пройденного – 2 часа

Итоговый контрольный диктант

1

23.05

Предложение. Работа над ошибками.

1

28.05

.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

4   к л а с с

      Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.

Формы и средства контроля

Контрольное списывание

Найти начало и конец каждого предложения. Списать, поставить, где нужно, точки.

Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд они взяли удочки в руках у Васи ведерко для рыбы дедушка нес наживку дед и внук сели на пень под старой ивой кругом тихо закинули лески клюнула первая рыбка. (38слов)

Контрольный диктант

Август

Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (26слов)

Слова для справок любят, часто.

  1. В первом предложении подчеркнуть гласные буквы.
  2. Записать цифрой, сколько слогов в слове ДУШИСТЫЕ.

Контрольное списывание

Найди границы предложений.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

Контрольный диктант

Семья Соловьёвых

Вечер. За окном льёт дождь. Семья Соловьёвых дома. Каждый занят делом. Бабушка Дарья варит варенье. Мама шьёт платье. Старшая дочка Наталья гладит бельё. Илья и Татьяна учат уроки.

Пришла гостья – учительница Ольга Васильевна. (35слов)

Задание

Подчеркнуть разделительный ь

Контрольное списывание

Озаглавь текст. Списать

Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.

Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в реке.

Подчеркнуть слова, которые по-разному называют утят.

Контрольный диктант

Прорубь

Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд, Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лед. Лед треснул. Ваня упал в прорубь. Вода была студеная. Ваня замерз и простудился. (30 слов)

Слова для справок побежал, студеная

  1. Подчеркнуть звонкие и глухие согласные в конце слова.
  2. К словам пруд, лед подобрать проверочные слова

Контрольное списывание

Найди границы предложений

Журавушка

Журавушка подрос за лето стал он стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавушка улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот журавли собрались в стаю пора лететь! (37слов)

Подчеркнуть большую букву в начале предложения и знаки в конце .

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСС

Основная

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
  2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.

Дополнительная

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.
  2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Специальная школа-интернат № 88»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Школа-интернат № 88»

 ____________________

С. А. Скворцов

Планирование рекомендовано к работе педагогическим советом школы

Протокол № __ от ___________2017 г.

Планирование обсуждено на методическом объединении учителей

Протокол  № ___ от _________ 2017 г.

 

Календарно-тематическое планирование уроков

по письму и развитию речи

_______ класс

Составитель программы

Учитель

                       

                                                                                   

                                                                                   

Новокузнецк, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....

Рабочая программа по русскому языку (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 68 часов....

Рабочая программа по литературному чтению (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по чтению для 4 класса (8 вид, надомное обучение)

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку,  в которую включены нормы оценивания, КТП из расчета 2 ч. в неделю.  В нем прописаны типы уроков. материал коррекции и виды контроля....

рабочая программа по русскому языку 2 класс VIII вид (надомное обучение)

Рабочая прграмма по русскому языку. Надомное обучение....

Рабочая программа"Письмо и развитие речи", 3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....