Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по развитию устной речи, 7 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по развитию устной речи, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ustnoy_rechi_7_klass_8_vid_tuo.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                     введенной в действие  приказом №_______    от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры ___________________ образования:

Протокол № _______от   «    »     2017    г. 

Руководитель  кафедры:                /                                              /./

         Согласовано:

Заместитель  директора:                   / Зверева Е.А../

_____«     »  2017  г

Рабочая программа по развитию устной речи

для обучающегося 7 Б класса

по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО

Разработана на основе:                                       

  1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2015год.
  2. Учебник для 7  класса, «Русский язык», общеобразовательных организаций. Реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Н. Г. Голуунчикова, Э.В. Якубовская. М. Просвещение 2017г.

        Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна

                учитель начальных классов

                                   первой квалификационной категории.

2017 год

 

  1. Пояснительная записка.

                Основной целью программы является всесторонняя педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и определяется необходимостью реализации, прав детей на образование.                                                                                                            

Цель и задачи данного курса:…………………………………………………

             Продолжать развивать устную и письменную речь; формировать значимые орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать интерес к родному языку.

 Задачи:

      Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом.

     Коррекция и развитие устной и письменной речи; осуществлять усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания одновременно с умственным и речевым развитием; коррекция высших психических функций; овладевая знаниями языка, уяснить особенности его употребления в разных условиях общения.

      Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

  Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

   Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Специфика программы

            Обучение чтению детей со сложным дефектом развития ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.

            Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

             Детей со сложным дефектом развития старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.

             Как показывают данные исследований, у детей со сложным дефектом развития на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов.        

          У детей со сложным дефектом отмечаются и трудности в  воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.                                                                  

Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. Оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.                                                                                                                Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.                                   

        Программа составлена с учетом уровня обученности ученика , максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

2 Личностные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Предметные результаты:

-художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения русского языка ученик должен

 знать:

-основные нормы (грамматические) русского языка;

- нормы речевого этикета.

уметь:

- определять тему, тип, стиль речи;

- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать;

аудирование и чтение:

- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданно степенью свернутости;

- создавать тексты различных стилей и жанров(расписка, заявление0;

- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение)

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- увеличивать словарный запас;

Способы и формы оценки образовательных результатов.

           Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

        При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
  • полнота ответа,
  • умение практически применять свои знания,
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

1. Оценка устных ответов.

     Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

2. Оценка письменных работ.

     К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

          Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

     Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

     При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

     Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

     При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

     Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

     Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.

     Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.

     Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.

     Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

     В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.

     За одну ошибку в диктанте считается:

  • повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
  • две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

     Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально  для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

     При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

     Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

     Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

     Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
  4. Содержание учебного предмета «Развитие устной речи»

70 часов (2 часа в неделю- 35 недель)

          Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения ссоюзами и, а, но.

Состав слова

Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное

Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание надежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное

Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение

Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.

Глагол

Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь).

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

(упражнения в связной письменной речи даются и процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи). Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).

Деловое письмо

Объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Части речи. Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Простое и сложное предложение.

                                                                        Календарно-тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

Повторение-(4ч)

1

1

Простое предложение с однородными членами.

1

2

2

Предложение с одиночным союзом И, союзами А, НО.

1

3

3

Составление рассказа из деформированного текста.

1

4

4

Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов.

1

Состав слова- (20ч)

5

1

Однокоренные слова. Корень.

1

6

2

Составление  рассказа по личным наблюдениям «Осень».

1

7

3

Приставка.

1

8

4

Суффикс.

1

9

5

Окончание.

1

10

6

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

11

7

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

12

8

Диктант.

1

13

9

Работа над ошибками.

1

14

10

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

15

11

Составление рассказа по опорным словам.

1

16

12

Непроизносимые согласные в корне слова.

1

17

13

Правописание Ъ после приставок.

1

18

14

Составление рассказа по данному началу.

1

19

15

Приставка и предлог.

1

20

16

Диктант.

1

21

17

Работа над ошибками

1

22

18

Составление текста поздравительной открытки.

1

23

19

Однокоренные слова. Корень.

1

24

20

Составление  рассказа по личным наблюдениям «Осень».

1

Имя существительное (8ч)

25

1

Имя существительное. Основные грамматические категории: род, число, падеж, склонение.

1

26

2

Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

1

27

3

Адрес.

1

28

4

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

29

5

Деловое письмо. Расписка.

1

30

6

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

31

7

Диктант.

1

32

8

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное (8ч)

33

1

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1

34

2

Правописание  родовых окончаний имён прилагательных.

1

35

3

Составление отзыва о прочитанной книге.

1

36

4

Правописание падежных окончаний имён

1

37

5

прилагательных в единственном числе.

1

38

6

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1

39

7

Изложение по коллективно составленному плану.

1

40

8

Диктант.

1

Личные местоимения- (1ч)

41

1

Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

1

Глагол (11ч)

42

1

Глагол. Выделение из текста, вопросы. Роль глагола в предложении.

1

43

2

Изменение глаголов по временам.

1

44

3

Настоящее время глаголов.

1

45

4

Будущее время глаголов.

1

46

5

Изложение по коллективно составленному плану.

1

47

6

Прошедшее время глаголов.

1

48

7

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

49

8

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Спящая красавица».

1

50

9

Деловое письмо. Телеграмма.

1

51

10

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

52

11

Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

1

53

12

Составление рассказа по картине

1

Предложение-(13ч)

54

1

Простое и сложное предложение.

1

55

2

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

1

56

3

Предложение с однородными членами.

1

57

4

Распространённые однородные члены

1

58

5

Деловое письмо. Заявление.

1

59

6

Диктант.

1

60

7

Работа над ошибками.

1

61

8

Бессоюзное перечисление однородных членов.

1

62

9

Составление рассказа по цветным картинкам.

1

63

10

Союзы И, А, НО при однородных членах.

1

64

11

Знаки препинания при однородных членах.

1

65

12

Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов.

1

66

13

Обращение.

1

Повторение- (4ч)

67

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

68

2

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

69

3

Годовая контрольная работа

1

70

4

Работа над ошибками.

1

Итого – 70ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированные рабочие программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта во 2 классе

Адаптированные рабочие программы с пояснительными записками для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 2 класса...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по технологии для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета«Технология»Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального о...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по математике для 2 класса "Школа России"

Рабочая программапо математике для 2а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа п...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по технологии для 2 класса "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета«Технология»Базовый уровень, начальное образование, 2 класс, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе началь...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по математике для 3 класса "Школа России"

Рабочая программа по математике для 3а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по мат...