Что такое суффикс ?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Клементьев Валентин Вячеславович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_suffiks.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

2017-2018 учебный год                                                                            Клементьев В.В.,

3 «А» класс                                                                                                учитель начальных классов

Русский язык    14.11.2017                                                                      

Тема:                                      Состав слова. Суффикс.

Цель:

Дать определение суффикса. Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

1) Образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части  слова;

2) Развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;

3) Воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

4) Здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика,  создание благоприятного психологического  климата, предупреждение утомляемости детей.

Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2013 год) Часть 1, мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация.

Ход урока.

  1. Минутка чистописания.

 СЛАЙД 1.

Учитель:  - Заполнив клетки кроссворда,  определим букву для минутки чистописания.

(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)

У:  -  Какую букву пишем? (ё)

      -  Что можете сказать об этой букве?

   (Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)

  СЛАЙД 2

   

     У:    Составьте цепочку, используя следующий шифр:

                                                   бёп   вёф   …

      (Берутся парные согласные, между ними «ё»)

У:  -  Какое слово «лишнее»?

   (щенок – не имеет буквы ё;

  Утёнок – начинается с гласного звука;

   Ёж – не обозначает детеныша, это слово нельзя перенести, оканчивается на    звук [ш] .)

  1. Введение в тему урока.

 У:  -  Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?

   (Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)

СЛАЙД 3

  У:  -  Что заметили, когда выделили корень?

   (Слово «ёж»  имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных  -ёнок)

СЛАЙД 4

У:  -  Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.

У:  -  Что же такое суффикс?

(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:

  -  Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)

У:  -  Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.

ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ

СЛАЙД 6

У:  -  Что можете сказать?

Физминутка СЛАЙД 5

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.

СЛАЙД 7,8

СЛАЙД 9   Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют части слова.

СЛАЙД 10

У:  -  Проверьте слова.

У: - Образуйте слова при помощи суффиксов -ок, -ик, -ник   

 -  Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?

(Суффикс стоит после корня перед окончанием)

У:  -  Для чего же служит суффикс?

(Мы с помощью него образовали новые слова, значит, для образования новых слов он и служит)

СЛАЙД 10

УЧЕБНИК, стр. 89, 90

У:  -  Сравните наш вывод с правилами в учебнике. Что можете сказать?

(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)

СЛАЙДЫ 12, 13 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

ФЛЕШ-АНИМАЦИЯ 1.  УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ

УЧЕБНИК Стр. 89, упр. 165. Самостоятельная работа. Можно организовать по вариантам, если поджимает время.

У:  -  Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?

(-ок-,  -ик-,  -ёк-.)

У:  -  Какие из них можно назвать орфограммами и почему?

(-ок-  и  -ик-, так как в них может быть безударная гласная)

  1. Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.

     

     СЛАЙД 14

     

    У:  -  Определите, какое задание предстоит нам выполнить.

 

У:  -  Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.

У:  -  Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?

(Когда хотят сказать ласково)

У:  -  Зачем нам говорить слова ласково?

     -  Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»

Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.

   -  Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, -ИЦ, -ЕЦ, если они образуют ласковые слова?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

СЛАЙДЫ 15 – 17. Проверка знаний в форме теста

У:  -  Ну а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим, что же такое суффикс.

СЛАЙД 18.  Итог урока.

Домашнее задание: Стр.90, выучить правило, упр. 167.

Интернет-ресурсы:

Изображения

http://fotki.yandex.ru/users/kiss1997/view/128147/

http://www.weblancer.net/users/Moizey/portfolio/75125.html#item

http://www.chitalnya.ru/work/140123/

http://www.rollerov.net/images/articles/2006/1112/visor_l.jpg

http://pechi-pechi.ru/upload/information_system_15/2/2/0/item_220/information_items_220.jpg

http://www.d-k-d.ru/i/book/389/389-2.jpg

http://www.hais.ru/uploads/posts/2010-08/1281856944_39.jpg

http://profmag.net/images/product_images/popup_images/52665.jpg

http://dcp.sovserv.ru/media/images/7/f/6/221279.jpg

http://www.moykirov.ru/photos/ce/8c/83/ce8c839f39ef013.jpeg

http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/3211/stalker8586.9/0_2275f_f578765c_XL

http://www.broctonteachers.org/images/snow%20man%20animation.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/wilderwind/view/28137/

http://www.rb.ru/upload/users/picture/49854/1645788_0_real_2008-12-29_21.43.11.gif

http://moslenta.files.wordpress.com/2010/08/1261062418_039617.jpg

Флешанимации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Цель:         учить распознавать суффиксы в словах. Задачи:      - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...