Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з']. Буквы З и з
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з']. Буквы З и з

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_buvka_z.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №148                                                                                                  Учитель: Стрюковская Н.Н________

Класс: 1-х                                                                                                          Методист: Зубарева Н.С.________
Дата проведения: 07.11.2017        

Урок № 1                                                                                                         Студентка: Никульшина Анастасия, 43 гр.

Тема урока: «Звуки [з] — [з'], буква Зз»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: познакомить с новой буквой Зз; научить выделять из слов звуки [з], [з’] , давать им характеристику

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;  

                      - формировать умение следовать образцу и простейшим алгоритмам;

                           - выполнять правила выполнения звукобуквенного анализа слов

  • Личностные: - проявлять интерес к новому содержанию занятия;

                      - продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

                      -понимание значение границ собственного знания и незнания; проявление прилежания в учебе.

Оборудование: учебник обучение грамоте, 1 класс – 1 часть, презентация, карточки

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

Метод - наглядный

8:15-8:16

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я у  вас проведу урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

Повернитесь к своим соседям, улыбнитесь им и пожелайте удачи.  Теперь садиться тихо первый ряд, второй ряд и третий ряд. Кто готов, руку на локоток.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

 Практический :

Артикуляционные упражнения

8:16- 8:19

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика

К нам на ладошку упал листок .Сделайте вдох и подуйте на листок так, чтобы он улетел

-Посмотрите, куда опустился ваш листок

Интонационная разминка

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ” ( повторяют)

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З],

 комарик: [з’ з’ з’ з]

Развивать артикуляционный аппарат

Повторять звук

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный : беседа

Практический: ответы на вопросы

Наглядный : учебная презентация

8:19-8:25

Мы сегодня отправимся в сказку. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадём, надо правильно ответить на вопросы. При правильном ответе на вопросы, я буду выставлять буквы, которые вам помогут отгадать сказку.

- Какая бывает речь? (устная и письменная) З

 - Что такое звук? Что такое буква? (звук – произносим и слышим, букву – видим и пишем) О

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Л

-Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (гласные можно петь, они не встречают преград при произношении, а согласные рычат, свистят и шипят) У

 - Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука? (а,о,у,ы- живут в синем домике) Ш

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (и – живёт в зелёном домике) К

- Назовите согласные, которые изучили? А

 - В какую сказку мы сегодня отправимся? (Золушка)

Если помним в сказке «Золушка» происходит волшебство. А волшебница – крестная Фея. Сегодня добрыми волшебниками будем мы. А нашими помощниками будут знания.

- Какой новый звук мы слышим в имени героини? ( [з] )

- Что вы можете сказать об этом звуке?

        Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ” ( повторяют)

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З],

 комарик: [з’ з’ з’ з]

-Назовите два новых звука

- Догадайтесь , какая тема нашего урока (Звуки [з] — [з'], буква Зз)

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

  • познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки;
  • будем учиться выделять новые звуки в словах,
  •  читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

А как мы будем работать?

  • будем учиться находить новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой. В конце урока проверим свои умения.

Отвечать на вопросы учителя

Рассуждать

Слушать учителя

Догадываться, какая тема урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Постановка учебной задачи и её решение.

Словесный : беседа

Практический: чтение слов

Словесный: беседа

Наглядный : учебная презентация

8:25-8:33

Произнесите еще раз имя героини сказки, но выделяя голосом только первый звук.

- Какой звук мы выделили?

- Какой он?

- Охарактеризуйте звук [з]. Звук [з] – согласный, звонкий, твердый. Постройте схему этого слова.

- Посмотрите на картинку на экране, что делает Золушка? (Смотрит в зеркало)

Произнесите слово ЗЕРКАЛО, выделяя голосом первый звук.

Какой звук выделили?

Какой он?

Охарактеризуйте звук [з´]. Звук [з´] – согласный, звонкий, мягкий. Постройте схему этого слова.

Мы с вами выяснили то, что буква «З» обозначает 2 согласных звонких звука: твёрдый [з] и мягкий [з’]

- О, горе, ребятки! И сказки всей крах,

Ведь Золушка наша ещё вся в делах.

А как же на бал ей, бедняжке, охота.

Возьмёмся, ребята, за эту работу?

Поможем Золушке справиться с делами. Выбираем первое задание.

- Игра «Кто внимательный?».

Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны называть предметы и давать характеристику согласным звукам [з], [з’] (роза, корзина, зонт, земляника, вазазебра, замок, зима).

- Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки [з], [з’] в словах.

Плачет маленькая Роза:

«Ой, в мизинчике заноза!

В магазин скорей бегите

И зелёнку мне купите!»

Отвечать на вопросы учителя

 

Выполнять задания

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Динамическая пауза

8:33-

8:34

- Ребята, вы, наверное, устали? Тогда все дружно встаем. В сказках очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру. Я от имени Золушки буду называть слова, а вы, если услышите в них звук [з], делайте наклон вперед, если [з’] – хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо.

Слова стрекоза, зебра, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик.

Выполнять соответствующие упражнения

Решение частных задач.

Метод- словесный

Приём- беседа.

Метод- словесно-наглядный.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

8:34-8: 43

Ребята, вот мы с вами познакомились со звуками [З] и [з']. Как вы думаете, с чем нам еще нужно познакомиться? ( с буквой З,з)

-Ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются?(буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим).

-На что похожа буква «З»?

-Найдите в ленте букв, где живет буква З.

-Какая бывает буква на письме? ( Заглавная и строчная)

-В каком случае мы пишем заглавную букву?

А теперь откройте Азбуку на странице 91, справа в столбик записаны слоги, давайте все вместе их прочитаем.

ЗА, ЗУ, ЗЕ, ЗО, ЗЫ, ЗИ.

-Давайте поучимся с вами читать слова со звуком и буквой [з].

Знакомые

Познакомила

Произнесите

Зазвенел

Звонок

Посмотрите на схемы справа. К какой схеме подходит слово звонок?

Перерисуйте её в себе в тетрадь.

Работа с текстом «Зоопарк».

В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.

- Можно ли по названию текста определить его содержание?

- Бывали ли вы в зоопарке?

-Сейчас я прочитаю вам текст, будьте готовы ответить на вопросы по его содержанию.

Для начала все вместе прочитаем : « Скоро мы посетим зоопарк. А пока Анна Ивановна рассказала нам о еноте и степном волке.»

-Кто может назвать слова, в которых встречается новая нами изученная буква?

Зоопарк, звери, забор, Зина, заинтересовали, змеи, зимовали¸ заползали, засыпали, выползли.

- Кто составит схему слова забор, зимовали?

Рассматривать иллюстрацию

Отвечать на вопросы.

Рассуждать

Читать хором

Отвечать на вопросы учителя

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

8:43- 8:45

Ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось, как вы работали. Ребята, с какой новой буквой и новыми звуками мы с вами познакомились на уроке? Какие цели ставили? Каких достигли? ? У кого иногда возникали трудности?

«Солнце и тучка»

Ребята, а сейчас выбери.  Солнышко означает, что у тебя не возникло трудностей, и всё удалось. Солнце и рядом тучка – мне не всё удалось ,иногда возникали трудности
Дождевая тучка закрыла солнце – у меня ничего не получилось.

Ребята, поднимите руку те, кто выбрал солнышко?

-Молодцы. Спасибо. Теперь те, кто выбрал солнце и тучку ?

- Хорошо, спасибо. Теперь те, кто выбрал дождевую тучку.

- Так как большинство ребят выбрали солнышко, мы можем сделать вывод о том, что урок прошел очень продуктивно и положительно.

Урок окончен. Ребята, до свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

Выбрать солнце или тучку.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Д, д".

Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века". В конспекте отражена деятельность учителя, ученика и комментарии к формируемым УУД....

План - конспект урока по обучению грамоте: " Звук [и], буквы И,и."

Конспект  урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема:" Звук [и], буквы И, и". УМК " Школа России"....

конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование у...