Пособие по русскому языку для обучающихся 1 класса ( повторение изученного материала за год)
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку для обучающихся 1 класса ( конец года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_1_klass_konets_goda.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Повторение пройденного за 1 класс

I. Звуки и буквы. Алфавит.

1) Что такое звуки? (Звуки - это то, что мы говорим и слышим.) 2) Что такое буквы? (Буквы - это то, что мы видим, читаем и пишем.) 3)Какие бывают буквы и звуки? (Буквы и звуки бывают гласные и согласные.)

4)        Что вы знаете о гласных звуках?

(Гласные звуки тянутся; поются; образуют слог; закрашиваются красным квадратиком; когда мы их произносим, мы слышим только голос; их легко произносить)

  1. Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их. (А, О, У, Ы, Э, И)
  2. Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их. (А, О, У, Ы, Э, Е, Ё, И, Ю, Я)

7)        В чем «хитрость» гласных букв е, ё, ю, я, и?

(Если буквы е ,ё, ю, я, стоят после согласного звука, то они обозначают 1 звук

Е                 Ё        Ю        Я

[Э]        [О]        [У]        [А]    под ударением.

А если они стоят:

а)        после гласного звука;

б)        после Ь;

в)        после Ъ;

г)        в начале слова, то обозначают 2 звука

Е        Ё        Ю        Я

[Й `][Э]        [Й `][0]        [Й `][У]        [Й `][А]

В чем «хитрость» гласной буквы И ?

(Буква И обозначает 2 звука, если она стоит после Б)

8)        Что вы знаете о согласных звуках?

(Они не тянутся; не поются, не образуют слог; закрашиваются, синим или зеленым квадратиком; когда мы их говорим, то слышим только шум или голос и шум; га трудно произносить.)

9)        Сколько согласных букв в русском языке? (21)

10)        Какими могут быть согласные звуки?

(Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными)

11)        Как  узнать глухой согласный или звонкий?

(Чтобы узнать глухой согласный или звонкий, его надо произнести.)

12)        Из чего состоит глухой, а из чего - звонкий согласный?

(Глухой согласный состоит только из шума, а звонкий согласный - из шума и 'голоса.)

13)        Как узнать мягкий согласный или твердый?
(Надо посмотреть, какой звук стоит после него)

14)        Когда согласный звук будет мягким?
(Когда после него стоят е, ё, ю, я, u/ь)

  1. Назовите всегда мягкие согласные звуки, ([ч` ], `], [й])
  2. Когда согласный звук будет твердым?

(Когда после него стоят а, о, у, ы, э//ъ// другой согласный звук // или он стоит последним в слове.)

  1. Назовите всегда твердые согласные звуки, ([ж], [ш], [ц])
  2. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Звонкие   б,   в,  г, д,  ж, з

Глухие       п,  ф,  к, т,  ш, с)

19)        Назовите непарные звонкие и глухие согласные. (Звонкие л, м, н, р, й

Глухие  х, щ, ц, ч)

  1. Сколько букв в русском языке? (33)
  2. Какие буквы русского языка не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ, b)
  3. Какие функции выполняет Ь?

(Смягчающую — смягчает согласный звук; разделительную - разделяет согласный звук и

гласные буквы Е, Е, Ю,Я.)

23)        Какую функцию выполняет Ъ?

(Разделительную - разделяет приставку, заканчивающуюся на согласную и гласные е, ë, ю, я.)

24)Чем интересны Ь, Ъ? (Они не обозначают звука)

  1. Чем похожи буквы Ь, Ъ, Ы? (Они не имеют заглавного написания.)
  2. Что такое алфавит? (Буквы, расположенные по порядку.)
  3. Расскажите алфавит.
  4. Что значит выполнить звуко-буквенный разбор слова?

а)        Поставить в слове ударение.

б)        Записать количество слогов в слове (доказательно)

в)        Записать буквы, звуки

г)        Дать характеристику звуков (доказательно)

д)        Записать количество букв и звуков в слове.

II.       ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
  2. Что такое предложение? (Это 1 или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

. 3) Как предложение оформляется на письме?

(Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится

знак препинания.)

  1. Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (.//?//!//...)
  2. Когда в конце предложения ставим точку? (Когда в предложении о ком-то или о чем-то спокойно говорится.)

  1. Когда в конце предложения ставим вопросительный знак? (Когда в предложении о ком-то или о чем-то спрашивается.)
  2. Когда в конце предложения ставим восклицательный знак? (Когда мы кричим.)
  3. Когда в конце предложения ставим многоточие? (Когда предложение не закончено.)
  4. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое.)
  5. Что такое подлежащее?

(Это главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении,  отвечает на вопросы кто? или что? и подчеркивается одной линией

        .)

11)        Что такое сказуемое?

(Это главный   член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и подчеркивается двумя линиями

______________
______________ )

12)        Что составляет основу предложения ?

(Главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое).

  1. На какие группы делятся предложения по цели высказывания? (На повествовательные, вопросительные и побудительные).
  2. Что вам известно о повествовательном предложении?

(В нем о ком-то или о чем-то спокойно говорится, а в конце предложения ставится точка или многоточие (если предложение не закончено))

15)        Что вам известно о вопросительном предложении?

(В нем о ком-то или о чем-то спрашивается, а в конце ставится вопросительный знак).

16)        Что вам известно о побудительном предложении?

( В нем кого-то или что-то побуждают к действию, а в конце ставится восклицательный знак)

17) На какие группы делятся предложения по интонации?

(На восклицательные и невосклицательные)

  1. Какие знаки препинания ставятся в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак)
  2. Какие знаки препинания ставятся в конце невосклицательного предложения? (Точка, либо вопросительный знак, либо многоточие)
  3. Что значит выполнить синтаксический разбор предложения? '

а)        Определить, какое оно по цели высказывания.

б)        Определить, какое оно по интонации.

в)        Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

III.      СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ

1)        Что такое словосочетание?

(Это два слова. Одно главное, другое зависимое. От главного к зависимому можно

 поставить вопрос, (облака (какие?) белые)

  1. Что такое текст? (Это 2 или несколько предложений, которые связаны по смыслу.)
  2. Что можно сделать с текстом? (Озаглавить)
  3. Откуда нужно писать каждую часть текста? (С красной строки)
  4. Что такое абзац? (Это часть текста от одной красной строки до другой)
  5. Что такое монолог? (Речь одного человека)
  6. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких человек)
  7. Что такое план речи? (Определенный порядок, последовательность речи)

IV.      ЧАСТИ РЕЧИ

1)        Какие части речи вам известны?

(Существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, местоимения, предлоги, союзы, междометия)

2)        Что такое существительное?

(Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

3)        На какие 2 группы можно разделить существительные?
(Одушевленные и неодушевленные)

4)        Что вам известно об одушевленных и неодушевленных существительных?
(Одушевленные существительные обозначают живой предмет и отвечают на вопрос
кто? Неодушевленные существительные обозначают неживой предмет и отвечают на
вопрос что?)

5)        Что можно определить у существительных?

(Число - единственное, либо множественное; род - мужской, либо женский, либо средний)

6)        Как определить род существительных?

(По словам помощникам ~ он мой (мужской), она моя (женский), оно мое (средний))

7)        Как определить число существительных?

(Если существительное обозначает 1 предмет, то оно в единственном числе. А если - 2 или несколько предметов, то оно во множественном числе)

8)        Что такое прилагательное?

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая ? какое ? какие ?)

9)        Что такое глагол?

(Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

  1. Какие вы знаете союзы? (и, а, но, да)
  2. Для чего союзы нужны в речи? (Они соединяют (и, да), либо разделяют слова (а,но))
  3. Какие вы знаете предлоги?

а)        с буквой о

о, об, обо, от, по, под, подо, про, до, со, во

б)        с буквой а

на, над, надо, за

в)        из 1 буквы

в, у, с, к

г)        при

д)        с з на конце
без, из, через

е)около, возле, после, между, перед

  1. Для чего предлоги нужны в речи? (Они связывают слова в предложении.)
  2. Какие местоимения вы знаете? (я,, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
  3. Для чего местоимения нужны в речи? (Они употребляются вместо имен)
  4. Какие вам известны междометия?

(Ах, ой, эй, ух, ого, эх, ура, о, фи, фу, брр)

17)        Для чего междометия служат в речи?

(Для выражения различных чувств - удовольствия, восхищения, радости, удивления, неодобрения и др.)

V.        СЛОГИ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА. УДАРЕНИЕ.

  1. Из чего состоят слова? (Из слогов.)
  2. Как узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

  1. Как мы делим слова на слоги? ( Отхлопыванием, отстукиванием, метод «кулачка».)
  2. Что можно поставить в слове? (Ударение.)
  3. Когда не ставим знак ударения? (Когда в слове есть буква ë, слово состоит из одного слога, слово состоит из одной буквы)
  4. Как переносим слова? (По слогам.)
  5. Чего нельзя делать при переносе?

(Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.)

8)        Как перенести слова с й и ь ?

( Й нельзя отрывать от рядом стоящей гласной, ъ нельзя отрывать от рядом стоящей согласной)

VI.      ОРФОГРАММЫ.

1)        Что такое орфограмма?

(Написание слов по определенным правилам)

2)        Как оформляется предложение на письме?

(Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим знак препинания.)

3)        Какие ещё слова в русском языке пишутся с заглавной буквы?
а) Имена, фамилии, отчества людей.

б)        Клички животных.

в)        Географические названия.

4)        Как они называются одним словом?
(Имена собственные.)

  1. Как пишутся сочетания жи-ши? (С гласной и.)
  2. Как пишутся сочетания ча-ща? (С гласной а.)
  3. Как пишутся сочетания чу-щу? (С гласной у.)

8)        Как пишутся сочетания чк, чн, нч, щн, рщ, ст? (Без ь)

9)        Как грамотно написать слово с парным согласным на конце?

(Когда я пишу слово с парным согласным на конце, мне нужно изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы после согласного стояла гласная или буква н).

  1. Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)
  2. Доказательство раздельного написания предлога со словами. (Между предлогом и словом можно -вставить вопрос или другое слово)
  3. Как грамотно написать слово с безударной гласной в корне?

(Когда я пишу слово с безударной гласной в корне, мне нужно изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

VII.    ЧАСТИ СЛОВА.

  1. Что знаете о родственных словах? (Они имеют одинаковую часть и общее значение.)
  2. Перечислите части слова. 

(Корень, суффикс, приставка, окончание.)

  1. Что такое корень? (Это общая часть родственных слов, выделяется            ) 

(Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов,
выделяется ¬
 )

5)        Что такое  суффикс?   (Часть  слова,   которая  стоит  после  корня  и служит  для
образования новых слов, обозначается ^ )

6)        Что такое окончание?

(Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, выделяется  )

7)        В чем различие между родственными словами и формами одного и того же слова?
(При изменении формы слова меняется только окончание. При подборе родственных слов
появляется или изменяется приставка, либо суффикс, порой изменяется часть речи.)

VIII.   СЕКРЕТЫ РЕЧИ

1)        Какие «удивительные» слова вам знакомы?

(Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные, читающиеся вперед и назад одинаково или неодинаково.)

  1. Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
  2. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.)
  3. Что такое омонимы?

(Слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение, а зависит это иногда от ударения, иногда не от ударения — кружки-кружки; Рыжик, рыжик.)

  1. Какие слова называются многозначными? (Те, которые имею два и более значений.)
  2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания.)
  3. Что такое рифма? (Это созвучие концов стихотворных строк.)
  4. Какие слова называются сложными?

(Те, которые состоят из двух корней. А между ними соединительные гласные о или е.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе "Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Урок спроектирован с точки зрения системно - деятельностного подхода. Запись урока в виде технологической карты....

Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

Урок русского языка во втором классе."Обобщение изученного материала по теме:«Имя существительное»"

На этом уроке дети обобщают слова- названия предметов; используют специальную терминологию при определении части речи;  распределяют имена существительные в тематические группы предметов; подбира...

Пособие по русскому языку для 2 класса ( повторение изученного материала за год)

Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку во 2 классе...

Пособие по математике для обучающихся 1 класса ( повторение изученного материала за год)

Теоретический материал для повторения изученного в 1 классе....

Пособие по математике для обучающихся 2 класса ( повторение изученного материала за год)

Справочный материал по математике для обучающихся 2 класса...

Урок русского языка в 3 классе: "Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам"

Задачи урока:Повторить и систематизировать знания учащихся о неопределенной форме глагола, его изменении по временам; познакомить с семантикой глаголов света; развивать орфографическую зоркость.Развив...