Ударения и способы выделения ударения.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Мотыгина Тамара Александровна

Технологическя карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ-yaz_motygina.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1  класс (УМК Школа России)

Учитель: Мотыгина Т. А.

Дата проведения урока:

Тема:

Ударения и способы выделения ударения.

Педагогическая цель:

Показать различительную и смысловую роль ударения, изменения места ударения в слове.

Тип урока:

Изучение нового материала

Планируемые результаты

(предметные)

Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.

Личностные

результаты

Обучающиеся научатся целенаправленно использовать знания в повседневной жизни

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: научатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат;

Познавательные: закрепят знания о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне;

Коммуникативные: обучающиеся закрепят умения точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, принимать точку зрения своего товарища, уважительно относиться к чужому мнению.

Основное содержание темы, понятия и термины

Ударение, способы выделения ударения.

Образовательные ресурсы

Компьютер, учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение.

Этап урока

Время (мин)

Цель

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Словесный

Ф.

Беседа

1.Приветствие.

2..Эмоциональный настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Тамара Александровна.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Приветствует, фиксирует отсутствующих;

-проверяет подготовленность помещения к занятию;

-организует внимание школьников;

-раскрывает общие цели  урока и плана его проведения.

-Приветствуют учителя;

-готовятся к уроку;

-эмоционально настроены на урок.

II.II.Минутка чистописания.

Цель: совершенствовать начертанию букв и их соединений

Словесный

Ф.

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Повторение правил посадки при письме.

3.Письмо букв и слов.

Начнем наш урок с пальчиковой гимнастики. Приготовьте пальчики и повторяйте за мной.

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре пять!

-Ребята, сейчас мы будем писать. Сядьте так, чтобы ваша  спинка касалась спинки стула, кулачёк должен проходить между крышкой стола и грудной клеткой. Положите тетрадь слегка под наклоном,  приготовьтесь к письму, возьмите правильно ручки.

Запишите в тетради число и «классная работа». Сегодня 4 апреля.

- Посмотрите на доску. На доске вы видите  букву Пп, па, пе, пи, по.

-Напишите одну строчку, чередуя заглавную букву и строчную.

Обратить внимание на особенность соединения

-Ребята, на доске написаны слова: песня, погода, поезд, пенал.

-Запишите эти слова себе в тетрадь.

-Что неправильно в этих словах? (ударение)

-Расставьте ударение правильно.

-Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение? (позвать слово).

-Кто из вас догадался, какова тема нашего урока.

Учитель вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

-Настраивает детей на письмо, напоминает правила посадки при письме.

задаёт вопросы и следит за ответами уч-ся.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

-Настраиваются на письмо, повторяют правила посадки при письме.

Совершенствуют навык письма строчной и заглавной буквы.

III.Определение темы и цели урока.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников ,принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов ,опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный.

Сообщение цели в виде  проблемного задания.

-Тема нашего урока: Ударение и способы выделения ударения.

-Сегодня,  мы с вами узнаем, как правильно ставить ударение.

-Постановка перед учащимися учебной проблемы;

подведение учащихся к цели учебного занятия;

-сообщение темыучебного занятия.

-Воспринимают  информацию, формулируют тему и цель урока.

IV.Изучение нового материала.

Цель:Обеспечить восприятие и осмысление, первичное усвоение учащимисяизучаемого материала(существенных признаков ,понятий ,знаков ,теорий и пр;

Правил и построенных на их основеалгоритмов).

Содействоватьусвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу(Обобщению).

 Создать содержательные и организационные условия учащимся методики воспроизведения изучаемого материала

Ф.И.

1.Ведение в тему урока.

 2.Словарная работа.      Просмотр ЦОР.

3.Работа по учебнику.

(с 43.Упр 9)

Упр.10

Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.

- Как называется слог, на который падает ударение? (этот слог называется ударным)

- А как называются слоги, на которые не падает ударение? (безударные)

-Ребята, скажите, а ударение должно всегда должно падать на первый слог? (нет, ударение может падать любой слог)

- Правильно ударение может падать на любой слог. (вопрос)

- Зависит ли значение слова от ударения?

Пример (значение слов будет зависеть от ударения)

- Правильно. Например в словах :кружки-кружки

1.Из чего мы пьем.

2.Это фигуры.

-Ребята,сегодня мы с вами познакомимся с двумя новыми словами: Сорока, собака.

-Что обозначают эти слова?

-Сейчас  мы проверим, правы ли вы.

-Запишите слово словарь: сорока, собака

-Сколько слогов в слове сорока?(3 слога).

-Какой ударный слог?(Ударение падает на второй слог).

-Назовите безударную гласную? (безударная гласная о).

-Сколько слогов в слове собака?(3 слога)

-Какой ударный? (ударение падает на второй слог)

-Назовите безударную гласную? (безударная гласная а).

-Запишем словарные слова с комментированием и подчеркнём безударные гласные, которые нужно запомнить.

Итак, мы с вами изучили два новых слова, а сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое поможет нам определить ударный слог в словах.

-Откройте учебники на странице 43, найдите упражнение под номером 9.

-Прочитайте в каждом слове сначала ударный слог, а потом все слово.

магазин            компас               стаканы

алфавит           свекла                 щавель

позвоним         банты                 шофер

повторим         торты                 красивее

-Как вы думаете, почему слова разбиты на группы именно так? (в первой группе ударение падает на третий слог, во второй группе на первый слог, в третьей группе на второй слог).

-Спишите слова. Обозначьте  в них ударение.

-Придумайте предложение с любым словом  (Мама пошла в магазин).

-Ребята, запомните: Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр.

-В этом упражнении мыс вами расставляли ударения в словах, а сейчас мы с вами познакомимся с очень интересной скороговоркой.

-Найдите упражнение 10.

-Прочитайте.

Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл? (сорока, морока, сорок,сорок).

-Приучить сороку одна морока,

А сорок сорок  - сорок морок.

-Объясните, как вы понимаете смысл скороговорки?

-Спишите скороговорку. Проверьте себя.

-Ребята, выполнив упражнения, наши пальчики и глазки устали, поэтому  сейчас мы отдохнем.

-Организует внимание учащихся; сообщает основные понятия изучаемого материала;

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний ,способов исредств ,которые привели к сделанным выводам;-

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала(с чего и как начинать ,к чему переходить и как аргументировать выводы)

-дает целевую установку,

задает вопросы учащимся;

-дает целевую установку,

поясняет значение слов.

-Качество ответов учащихся;усвоение учащимися знаний и способов действия ,осознанность ответов в процессе беседы и выполнениязаданий ,а также активное участие класса в подведении итогов беседы.

-знакомятся со словарными словами; определяют значение слов;

-Классифицировать и объединять слова по значению.

V.Физкультминутка.

Цель:Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Ф.

-Сейчас мы с вами выполним упражнения для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.

Первое упр. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо.

Второе упр. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.

Третье упр. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три - смотреть вправо, на четыре - перед собой.

Четвертое упр.Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.

Встаньте прямо, руки вниз.

Руки в стороны, вперёд.

А затем наоборот.

Наклонись, достань носок.

Выпрямляйся, и подскок.

Раз – присели,

Два – встаём

И работу вновь начнём.

-Мы с вами отдохнули, набрались сил, и сейчас с вами выполним интересное упражнение.

-Дает целевую установку.

-Выполняет упражнения вместе с детьми.

- Выполняют упражнения.

VI.Закрепление изученного.

Цель:Обеспечить  закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу .

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Ф.И.

Работа в тетрадях на печатной основе.

-А сейчас, откройте  тетради на печатной основе на странице 21,найдите упражнение под номером 10.

-Прочитайте, обозначьте в словах ударение так, чтобы подписи подходили к рисункам.

стрелки-стрелки

кружки-кружки

замок-замок

-Подчеркни в словах ударный слог.

-Зависит ли значение слова от ударения?

Пример (значение слов будет зависеть от ударения)

- Как называется слог, на который падает ударение? (этот слог называется ударным)

- А как называются слоги, на которые не падает ударение? (безударные)

-Сейчас мы с вами ставили ударение в словах так, чтобы подписи подходили к ним, а сейчас мы с вами попробуем изменять место ударения в словах так, чтобы получались новые слова.

-Найдите упражнение 11.

-Измените, место ударения в каждом слове так, чтобы получилось новое слово. Напишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Поля-поля                     хлопок-хлопок

атлас-атлас                   косит-косит

полки-полки                 стоит-стоит

-Устно составьте предложение с любым из данных на этой странице (Петя косит траву).

-Дает целевую установку;

-организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий;

-Соотносят между собой факты,понятия,правила и идеи;

-распознают ивоспроизводят изученные познавательные объекты;

VII.Подведение итогов урока.

Цель:Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Обеспечитьусвоение учащимися внутрипредметныхи межпредметных знаний.

Обеспечитьформирование ушкольников обобщенных понятий.

Словесный

Ф.И.

-Ребята,с какой темой вы сегодня познакомились?

-Что такое ударение? (Ударение - это выделение голосом одного из слогов)

- Как называется слог, на который падает ударение? (Этот слог называется ударным)

-А как называются слоги, на которые не падает ударение? (безударные)

-Спасибо за урок!        

-Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений ;

-строет структурно-логических схем изученной темы;

-использует вопросы, требующие классификации изученных познавательных объектов.

-Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целом,классификации и систематизации знаний;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметныхсвязей;

-выделение мировоззренческих идей.

Домашнее задание.

Цель:Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Наглядный

Словесный

И.

-Информация о д/з;

-мотивирует выполнение д/з;

-инструктирует по выполнению д/з;

-проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения д/работы

-Реализуют необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания;

-имеют индивидуальные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл. (учебник Репкина)...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....

Конспект урока по русскому языку «Способ выделения основ в словах. Словарный диктант, непроверяемая в написании» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования представления об основе как части слова; формирование умения находить основу. Планируемые результатыПредметные:знать поняти...

Конспект урока по теме "Способ выделения в слове окончания"

Тип урока: открытие “нового” знанияЦель урока: формирование представлений о способе выделения окончания и умения выделять окончания в словах.Задачи урокаДидактические:Повторить определение...

Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Способы выделения окончаний.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как ча...