Конспект урока обучение письма в 1 классе на тему "Заглавная и строчная буква М"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Салахова Алина Ахатовна

В данной разработке урока прописан каждый этап работы. Изучается заглавная и строчная буква М. Для детей 1 класса все объясняется понятным языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_pismu_1_klass._bukva_m.doc108.5 КБ
Office presentation icon zaglavnaya_i_strochnaya_bukva_m.ppt610 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                                                                                                                                 Методист: Галиуллина Н.К.

Класс: 1 «К»                                                                                                                                                                                                               Студентка: Салахова Алина.

Кабинет: 104                                                                                                                                                                                                            Учитель: Милых Н.В.              

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Тема: «Заглавная и строчная буква М»

Цель: формированию навыка письма заглавной и строчной буквы М.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявлять интерес к процессу письма;
  • Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения

 Предметные:

  • Писать заглавную и строчную букву М по образцу;
  • Обводить буквы по контуру;
  • Воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму;
  • Писать слоги, слова

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя
  • Планировать деятельность на уроке

Тип урока: Изучения нового материала        

Оборудование:  Проектор, презентация, пропись 1 класс . «Школа России».

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный момент

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь. Меня зовут Алина Ахатовна.

Сегодня я проведу у Вас урок письма. Надеюсь, что вы мне поможете, и будете активно работать. Проверьте, чтобы на столах у вас лежали пропись, пенал.

Приветствовать учителя

Готовиться к уроку

Личностные- положительное отношение к учебе, учебной деятельности.

Положительный настрой на урок, создание благоприятной атмосферы на уроке (Р.)

II.

Мотивационный

Словесный: стихотворение

1 мин

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке я тружусь,

Не зеваю, не ленюсь.

Руку быстро поднимаю,

Четко все я отвечаю,

И пятерки получаю

Эмоционально настраиваться на урок

Понимать смысл стихотворения

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III.

Актуализация

Знаний

Словесный – беседа

Загадка

Звуковой анализ

Разминка пальцев

IV.

Постановка учебной задачи

Словесный – беседа, опрос

Повторение правил посадки

 

                Опрос

Показ элементов букв           комментирование

Обведение элементов

Самостоятельное письмо

Показ, комментирование

Обведение элементов

Самостоятельное письмо

Письмо в воздухе

опрос

самостоятельное письмо слогов

Динамическая пауза

V.

Решение частных задач

(первичное закрепление, повторение пройденного материала)

Беседа. слогобуквенный анализ слов.

Опрос.

Словесный – беседа, опрос

Показ элементов букв           комментирование

Опрос

Разминка пальцев

Самостоятельное письмо

Показ, комментирование

Опрос

Самостоятельное письмо слогов

Опрос

Самостоятельное письмо

Сравнение схемы со словом

Опрос

Сравнение схемы со словом

VI.

Итог урока,

Рефлексия

(Словесный: беседа

2 мин

1 мин

16 мин

1 мин

1 мин

1 мин

Ребята, сейчас нам с вами нужно будет узнать, чем же мы будем заниматься на нашем уроке, чтобы это узнать, мы с вами отгадаем загадку.

 «Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна в норке прячется она»

Ребята, скажите о ком идет речь в загадке? (мышка)

Какой первый звук в слове мышка? Определите, какую букву мы будем сегодня с вами изучать?

- Откройте рабочую тетрадь на с.6 и 7.

Посмотрите, что мы видим на страничке, подумайте и скажите, какие задания и упражнения мы будем выполнять сегодня на уроке) (мы будем учиться прописывать заглавную и строчную букву М).

-Какие элементы букв вы знаете? С какими познакомитесь?

Пальчиковая гимнастика

Давайте подготовим наши пальчики к работе «замок»

На двери висит замок, (пальцы соединяются в замок Кто его открыть бы смог? несколько раз) Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны) Покрутили, покружили (покрутить пальцами), Постучали, постучали, постучать ладонями) И открыли! (расцепить, развести руки в стороны).

Вспомним, как правильно нужно держать ручку.

-Кто-нибудь сможет объяснить?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Вспомним, как нужно сидеть за партой при письме? ( корпус прямо прислонен к спинке стула, ноги должны стоять на полу, голова чуть-чуть наклонена вниз)

Вспомним, как должна лежать тетрадь при письме? ( правша: левый уголок тетради смотрит вверх, левша: правый уголок тетради смотрит вверх)

Давайте приступим к написанию строчной буквы м.

Давайте посмотрим на стр. 6 и определим из скольких элементов состоит строчная бука м? Из каких элементов состоит буква м?

  (1 элемент- закруглённая снизу влево наклонная прямая.
2 элемент- наклонная прямая с закруглением вправо, переходящая в плавно закруглённую наклонную.

3 элемент- наклонная прямая с закруглением вправо.)

А теперь, посмотрите, как я пишу каждый элемент.

1 элемент- Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева на право, касаясь нижней линии рабочей строки прописываем закругление, переходящее в наклонную прямую, ведём ее до верхней линии рабочей строки.

2 элемент- начиная от верхней линии строки, ведём прямую наклонную вниз, закругляя её вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, и ведём плавно наклонную прямую до верхней строки, отклоняясь вправо.

3 элемент- от верхней строки ведём прямую наклонную вниз, с закругление вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, оставляя хвостик до середины рабочей строки.

Открываем пеналы и приготовили свои ручки.  

 Сейчас ваша задача обвести аккуратно эти элементы. Пропись лежит правильно – под наклоном, уголок смотрит на ваш животик. Локоть не свисает с парты!

Молодцы! А сейчас посмотрите, на второй строчке сверху у нас показано правильное написание одного из элементов, какой по счёту это элемент? (Первый)

-Обведем его плавно и красиво.

- Сядьте правильно: спинки прямые, ножки стоят на полу, между партой и грудью проходит кулачек.

А сейчас давайте пропишем с вами строчную букву м.

 

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Слева на право, касаясь нижней линии рабочей строки прописываем закругление, переходящее в наклонную прямую, ведём ее до верхней линии рабочей строки, ведём прямую  вниз, закругляя её вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, и ведём плавно наклонную прямую до верхней линии рабочей строки, отклоняясь вправо. от верхней  строки ведём прямую  вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки  немного  с закругляем  вправо до середины рабочей строки.

- Давайте попробуем в воздухе еще раз все вместе.

Сядьте правильно, как ученики.

-Теперь на первой строчке обведите только одну букву у себя в прописи, а я пройду посмотрю.

Не забывайте про правильную посадку.

На этой же строке напишите букву м до конца строки, но внимательно следите за расстоянием. Поставьте точку ручкой  под теми буквами, которые получились у вас лучше всего.

Прочитайте первый слог. На второй строчке (ма)

Какой звук обозначает буква м? – твердый  или мягкий? Почему?

Какое соединение букв в 1 слоге? – нижнее.

Посмотрите, как оно пишется. Начинаю писать строчную букву м, нижним соединением с буквой а, пишу букву а.

Напишите этот слог, обращая внимание на соединение.

Прочитайте следующий слог. (ме)

Какой это согласный звук?  мягкий.

Какое соединение в этом слоге? – нижнее

Посмотрите, как оно пишется. Начинаю писать строчную букву м, средним соединением с буквой е, пишу букву е.

Запишите этот слог.

Прочитайте следующий слог. (мы)

 Какой это согласный звук? трёрдый.

Какое соединение в слоге мы? – верхнее.

Посмотрите как оно пишется. Начинаю писать строчную букву м, верхним соединением с буквой ы, пишу букву ы.

Запишите этот слог.

Динамическая пауза (видеоролик)

Мы с вами писали букву м, слоги. А теперь мы будем писать слова.

Давайте посмотрим на следующую строчку. Какие слова мы видим? (мир и мама) Давайте проведем слогобуквенный анализ этих слов. Итак, слово «мир».

Сколько слогов в этом слове? Почему один слог? Давайте произнесем с вами слово мир и определим твердый звук м или мягкий? На какой слог падает ударение? Какое соединение? Посмотрите, как пишется это слово. Начинаю писать строчную букву м, верхним соединением с буквой и, пишу букву и, верхним соединением с буквой р, пишу букву р. Запишите это слово рядом с примером.

Теперь слово «мама». Проведем слогобуквенный анализ этого слова. Сколько слогов в слове мама? Почему два слога? Давайте произнесем это слово и определим твердый звук м или мягкий? На какой слог падает ударение? Каким соединение у этого слова? Запишите это слово самостоятельно. А я буду ходить и смотреть.

На пятой строчке мы видим две разные схемы, давайте же мы с вами подумаем, к каким словам составлены эти схемы. Кто может ответить?

Да, действительно первая схема подходит к слову мама, а давайте проверим так ли это. Сколько букв в слове мама? (4), а сколько точек у нас стоит в строке? (4), значит это слово нам подходит? (да, так как 1 буква 1 точка)

Теперь смотрим на вторую схему, какому же слову соответствует данная схема? (мир). Почему именно мир? Докажите. Сколько букв в слове мир? (3), а сколько точек у нас стоит? (3), значит это слово нам подходит? (да). Итак, ребята, давайте теперь прочитаем совместно четвертую и пятую строчку и скажем что это у нас получилось? (предложение).

Какие вы знаете правила записи  предложения?

1)начало предложения пишется с большой буквы.

2)Слова пишутся раздельно.

3)В конце ставится точка.

С какой буквы начинается это предложение?

Ребята, давайте напишем с вами это предложение самостоятельно. Я буду ходить и смотреть, как вы работаете. ..

А сейчас ребята, давайте посмотрим с вами на страницу 7. Какую мы видим букву М? (заглавную) Скажите ребята, а из каких элементов состоит заглавная буква?  (1 элемент- закруглённая снизу влево наклонная прямая.
2 элемент- наклонная прямая с закруглением вправо, переходящая в плавно закруглённую наклонную.

3 элемент- наклонная прямая с закруглением вправо.)

Скажите, а заглавная буква отличается от строчной? Чем? (размером)

Да, ребята вы абсолютно правы, заглавная буква М пишется также, как и строчная и отличаются они только размером.

Посмотрите сейчас все внимательно на доску, как пишутся элементы буквы М.

1 элемент- Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Слева на право, касаясь нижней линии рабочей строки прописываем закругление, переходящее в наклонную прямую, ведём ее до вспомогательной строки, пересекая верхнюю линию рабочей строки.

2 элемент- начиная от вспомогательной строки, ведём прямую наклонную вниз, закругляя её вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, и ведём плавно наклонную прямую до вспомогательной строки, отклоняясь вправо.

3 элемент- от вспомогательной строки ведём прямую наклонную вниз, с закругление вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, оставляя хвостик до середины рабочей строки.

  Сейчас ваша задача обвести аккуратно эти элементы. Я буду ходить по классу и смотреть как вы работаете.

А сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика.

- А теперь мы напишем саму букву «М». Смотрим, как же нужно ее писать:

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Слева на право, касаясь нижней линии рабочей строки прописываем закругление, переходящее в наклонную прямую, ведём ее до верхней  вспомогательной линии, пересекая верхнюю линию рабочей строки, ведём прямую наклонную вниз, закругляя её вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, и ведём плавно наклонную прямую до вспомогательной строки, отклоняясь вправо. от вспомогательной строки ведём прямую наклонную вниз, по написанному  до верхней линии рабочей строки, потом немного отклоняя с закругляем  вправо до середины рабочей строки.

На этой же строке напишите букву М до конца строки, но внимательно следите за расстоянием. Поставьте точку ручкой под теми буквами, которые получились у вас лучше всего.

Прочитайте первый слог. На второй строчке (Ма)

Какой звук обозначает буква М? – твердый  или мягкий? Почему?

Какое соединение букв в 1 слоге? – нижнее.

Посмотрите, как оно пишется. Начинаю писать заглавную букву М, нижним соединением с буквой а, пишу букву а.

Напишите этот слог, обращая внимание на соединение.

Прочитайте следующий слог. (Му)

Какой это согласный звук?  Твёрдый.

Какое соединение в этом слоге? – верхнее

Посмотрите, как оно пишется. Начинаю писать заглавную букву М, верхним соединением с буквой у, пишу букву у.

Запишите этот слог.

Прочитайте следующий слог. (Мы)

 Какой это согласный звук? трёрдый.

Какое соединение в слоге мы? – верхнее.

Посмотрите, как оно пишется. Начинаю писать заглавную букву М, верхним соединением с буквой ы, пишу букву ы.

Запишите этот слог.

Мы с вами писали заглавную букву М, слоги. А теперь мы будем писать слова.

Послушайте стихотворение.

Чья это фигурка, Дымчатая шкурка,

Ждёт то снаружи, то внутри.

Это наша Мурка, Кошечка-кошурка,

Жмётся к двери, просит: "Отвори!"

О ком же это стихотворение? – о кошке Мурке.

Сколько слогов в этом слове? (2)

Произнесем слово Мурка –какой звук обозначает буква М? (твёрд)

-На какой слог падает ударение? (1)

Какое соединение здесь у буквы М с буквой у? (верхнее).

Запишите слово самостоятельно.

Прочитайте слово, которое у вас получилось.

Посмотрите, на 4 строчке у нас дана схема слова, как вы думаете, что это за слово? (Мурка).

-Давайте проверим, подходит ли оно сюда, сколько букв в слове Мурка? (5), а сколько точек у нас стоит на строке? (5) значит, это слово нам подходит? (да, так как 1 точка это 1 буква)

А как вы думаете, почему это слово мы должны писать всегда с заглавной буквы? (кличка животного)

-Давайте напишем это слово после схемы.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мурка лакает)

-Ребята у нас получилось целых два слова, а во что это теперь у нас превратилось? (Предложение).

- А как вы думаете, что наша Мурка может лакать?

-Конечно же молоко!

Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове? (3).

-На какой слог падает ударение? (3, последний)

-Давайте посмотрим на схему на 5 строчке и подумаем, а подходит ли эта схема к нашему слову?

- Обведите слово молоко рядом со схемой.

С какой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?

Какие  звуки она обозначает?

Какие бывают буквы? (строчная и заглавная)

Какие слова пишутся с большой буквы? (имена, названия стран, городов)

- А теперь я бы хотела узнать ваше отношение к уроку. Перед вами лежат звёздочки. Раскрасьте их цветами вашего настроения, чтобы я узнала - понравился вам урок или нет.

(жёлтый  – понравился, все получилось, красный  – не понравился или не все получилось)

Отвечать на вопросы учителя.

Повторять движения за учителем

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы

Слушать объяснение нового материала

Обводить и дорисовывать элементы буквы

Рассматривать элементы букв

Прописывать элемент в воздухе

Обводить и прописывать элементы в прописи

Рассматривать элементы букв

Прописывать элемент в воздухе

Обводить и прописывать элементы в прописи

Рассматривать слоги

прописывать слоги в прописи

Повторять упражнения

Отвечать на вопросы учителя

Записывать слова в прописи рядом с примером

Сравнивать схему со словом

Воспроизводить правила записи предложения

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать объяснение нового материала

Обводить и дорисовывать элементы буквы

Повторять движения за учителем

Рассматривать элементы букв

Обводить и прописывать элементы в прописи

Рассматривать слоги. Записывать слоги в пропись.

Слушать стихотворение.

Проводить слого- звуковой анализ слова

Работать со схемой. Контролировать свою работу. Соотносить слово со схемой

Работать со схемой. Контролировать свою работу. Соотносить слово со схемой

Разбирать и прописывать предложение.

Соблюдать правила записи предложений; списывать с печатного текста;

Проверять написанное.

Подводить итог

Самооценка работы на уроке

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

Регулятивные- выполнение физических упражнения по порядку

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К. - отвечать на вопросы.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К. - отвечать на вопросы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствие с задачами (К.).

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Регулятивные- выполнение физических упражнения по порядку

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Личностны- заинтересованность и включение детей в работу.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Регулятивные- выполнение физических упражнения

К:  Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата (Р.).

Личностны- заинтересованность и включение детей в работу.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Личностны- заинтересованность и включение детей в работу.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.).

Регулятивные- выполнение физических упражнения

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К. - отвечать на вопросы.

Личностны- заинтересованность и включение детей в работу.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.)

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К. - отвечать на вопросы.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Р.)

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К. - отвечать на вопросы.

Личностные: Способность к самооценке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. На уроке я тружусь, Не зеваю, не ленюсь. Руку быстро поднимаю, Четко все я отвечаю, И пятерки получаю.

Слайд 3

Загадка Это маленькая крошка рада даже хлебной крошке, Потому что до темна в норке прячется она. Мышка

Слайд 4

М

Слайд 5

Цель урока: Научиться записывать заглавною и строчную букву «М, м»

Слайд 6

Чья фигурка, Дымчатая шкурка, Ждёт то снаружи, то внутри. Это наша Мурка, Кошечка-кошурка, Жмётся к двери, просит: «Отвори!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение письму. 1 класс. Буква [О],[о].

Конспект урока обучение письму 1 класс. Буква [О],[о]. УМК "Школа России"....

Конспект урока по письму 1 класс. Тема "Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных" УМК "Перспектива"

Конспект урока по письму 1 класс. Тема  "Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных" УМК "Перспектива"...

Буква М, м. Конспект урока обучения письму (1 класс)

Буква М, м. Конспект урока обучения письму (1 класс)...

Конспект урока обучения письму, 1 класс, «Письмо строчной буквы «п»

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «п» и  её соединения с другими буквами в слогах и словах. Планируемые результаты:Предметные: - знать графичес...

Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...

Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...

Конспект урока обучения письму. Тема: Письмо строчной буквы "п". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование графического навыка написания буквы «п» у учащихся 1-го класса.Планируемые результатыПредметные:Знать написание буквы «п» в соответствии...