Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Порошина Ольга Алексеевна

Материал содержит памятку: 3  склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи,  удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Склонение существительных

Тип склонения

Род

Окончания

Пример

1 склонение

м.р.

ж.р.

Общий род

-а, -я

-а, -я

-а, -я

юноша

земля, звезда,

плакса, молодчина, непоседа

2 склонение

М.р.

С.р.

окончание нулевое

, окончание –о,-е

 

окончание –о,-е

Автор□, герой □, соловей □, домище

дело, село, поле,

3 склонение

Ж.р.

окончание нулевое

□,

Сирень□ , лазурь□, роскошь□

В отдельную группу выделим:

-  разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:

бремя, вымя, темя, пламя, стремя, время, знамя, имя, племя, семя 

и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.

- в отдельный тип склонения существительных такие слова: слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, склоняются как прилагательные

- несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например: метро, пальто, кенгуру, колибри, сулугуни, драже.

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Поставить существительное в н.ф. ( И.п., ед.ч.)
  2. Определить род.
  3. Выделить окончание существительного.
  4. По роду и по окончанию определить склонение.

Падежные окончания имен существительных (в  Р., Д., П. падежах)

Чтобы легче запомнить,  вводим правило большого и малого треугольников.

Падеж / Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл

Р.п.      

       –ы, -и

          -и

Д.п        

        -е

          -и

П.п.      

       - е

               -е

          -и

Безударные окончания можно проверять ударными, например:  рука (для 1 скл.), плечо (для 2 скл), грудь (для 3 скл.)

Рассуждаем так:

Птицы сидели на ветк. сирен. 

Сидели (на чем?) на ветке- П.п., ставлю в н. ф. (что?) ветка- ж.р. окончание –а- 1 скл., пишу букву – е, проверяю ударным окончанием: на рукЕ;

на ветке (чего?) сирени- Р.п., ставлю в н. ф. – сирень- ж.р., окончание нулевое- 3 скл., пишу букву –и, проверяю ударным окончанием: грудИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

Урок русского  языка.Бунеев Р.Н. Русский язык 4 класс УМК «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  –  Москва: Баласс, 2011Тип интерактивной доски:  StarBoard FX-77 So...

Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Урок №72. Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных....

Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК  "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...