Урок русского языка в 4 классе "Типы связи слов в словосочетаниях"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок нацелен на отработку  знаний по теме «Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание». На предлагаемом уроке формируются личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Закладывая основы коммуникативной компетенции обучающихся, учитель проверяет качество знаний, а также умение применять эти знания на практике, постоянно совершенствуя их. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы делает урок динамичным и продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovosochetanie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4 классе

 по теме:

Типы связи слов

 в словосочетаниях

(УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                                       Клименко Ж. В.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

2. Определение темы. Актуализация знаний.  

- По опорным словам определите тему урока: подчинительная связь

                                                                               соединение слов

                                                                               главное слово

                                                                               зависимое слово

- Вспомните, что вы уже знаете о словосочетании.

        Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.

        В словосочетании есть главное слово и зависимое.

        Существует 3 типа связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

        Словосочетаниями не являются грамматическая основа предложения, однородные члены, фразеологизмы.

-Это уже не первый урок по теме. Как вы думаете, какова основная цель нашего урока?

(Систематизировать и обобщить материал по теме «Словосочетание»)

3. Определение целей и задач урока.

        - Чтобы проверить, насколько глубоко каждый из вас усвоил материал, предлагаю вам выполнить задания теста.    

1. Отметь словосочетание типа «прилаг. + сущ.»

        а) день недели

        б) медвежий след

        в) к восьмому марта

        г) отдыхать на даче

2. Отметь только словосочетания

        а) гулять в парке

        б) читает и пишет

        в) цветёт сирень

        г) водить за нос

3. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения На клумбе огненно цвели красные маки. Отметь, если есть, ошибки.

а) красные маки

        б) маки на клумбе

        в) огненно цвели

        г) цвели на клумбе

4. Отметь словосочетание с управлением.

а) на широкой улице

        б) любить родину

        в) зреет клубника

        г) внимательно посмотрел

5. Укажи словосочетание, в котором зависимое слово неизменяемое.

а) быстро бежать

        б) серьёзный разговор

        в) платье из шерсти

        г) аккуратно

Самопроверка.

- Оцените свою работу (без ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2»)

- Проанализируйте  результаты, чтобы определить для себя  задачи, которые каждый должен постараться решить в течение урока.

4. Работа в группах. (Индивидуальная работа у доски)

- Часть ребят я приглашаю поработать у доски.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения, выписать словосочетания.  Русский язык неисчерпаемо богат и выразителен!

Проверяет 1 ученик.

Дополнительно: какие группы обстоятельств ты знаешь? Обстоятельство какой группы встретилось в предложении?

  1. Морфологический разбор русский

     Проверяет 1 ученик.

Дополнительно: в словосочетаниях с каким типом связи могут употребляться имена прилагательные? (согласование – зависимое слово, примыкание – главное слово)

  1. Соотнести схемы словосочетаний и типы связи:

Глагол + существительное                      

Прилагательное + существительное                      управление

Глагол + местоимение

Глагол + наречие                                                     согласование

Порядковое числительное + существительное

Существительное + существительное                   примыкание

Прилагательное + наречие

Проверяют все (после проверки групповой работы)

  1. Работа с компьютером.

Подумай, в какие группы можно объединить данные сочетания слов. Распредели их по группам.

        Сильно дует; ветер дует; дует и свистит; в ус не дует; льёт как из ведра; льёт воду; льёт, но не проливает;  дождь льёт; сел в галошу; сел и смотрит; ученик сел; сел за стол.

Проверяют все (после проверки групповой работы)

Дополнительно: почему данные сочетания слов не являются словосочетаниями?

Работа в группах:

        Работа с учебником упр. 1 с. 103

Дополнительно: исключите «лишние» словосочетания.

1 группа: предметы – компот из смородины, деревянный дом, любимая

                                     игрушка.

2 группа: признаки – слишком трудный, очень весёлый, красный от

                                    волнения

3 группа: действия – построить мост, пристально смотреть, выйти из

                                   Дома

  1. Физкультминутка

  1. Работа в парах (творческая работа)

- С предложенными сочетаниями составьте  2 предложения: в одном из них используйте это сочетание как фразеологизм, в другом – как словосочетание.

        за обе щеки, в двух словах, без пяти минут, прикусить язык

- Если вы затрудняетесь в определении значения фразеологизма, можете воспользоваться фразеологическим словарём.

Проверка.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните, какую цель каждый из вас поставил для себя в начале урока. Удалось ли вам её достичь?

        - Продолжите предложения, выражая своё отношение к уроку и к своей работе на уроке.

        - Для меня урок был …

        - Я понял, что…

        - Теперь я твёрдо знаю, что…

        - Мне было трудно…

        - Мне не очень хорошо удаётся …

        - Мне было приятно…

        - Справиться с трудными заданиями мне помогли …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме" Словосочетания"(программа УМК "Гармония")

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словосочетания"    Цель урока: научить устанавливать связи слов в предложении, познакомить с алгоритмом выписывания  словосочетаний из предл...

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока:  изучение и первичное осознание нового уче...

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....