Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Рябчинская Оксана Александровна

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabchinskaya_4a_russkiy_yazyk.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного»

Класс 4А

Дата 22.12.2017г.

Учитель: Рябчинская Оксана Александровна

Тип урока

Коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний.

Педагогические задачи

Создать условия для повторения изученного об именах существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; находить в предложении и выписывать имена существительные с предлогом и без предлога; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

научатся определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного; восстанавливать деформированный текст словами, подходящими по смыслу, строить диалог, аргументируя свою точку зрения

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

Коммуникативные УУД:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Личностные УУД

осознавать алгоритм учебного действия; формулировать собственное высказывание, мнение; положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества в разных ситуациях

№ п/п

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности учащегося

1

2

3

4

5

1.

Организация начала урока

(2 мин)

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Я предлагаю начать урок с интересного высказывания-шутки Владимира Маяковского (слайд № __)

Что изображено в книге? Как расположены буквы? Соедините гласные и согласные буквы каждой строки и прочитайте высказывание. Как вы его понимаете? Пусть оно будет девизом нашего урока.

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Откройте ваши тетради и на полях изобразите смайликом ваше настроение на начало урока, затем мы сравним его с настроением в конце урока.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель данной работы.

Слушать, анализировать и делать выводы.

Актуализация знаний (2 мин)

Проверка домашнего задания.

Прочитать текст, объясняя написание пропущенных букв, указать имена существительные в творительном падеже, выделить их окончания (у. 243)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Называют существительные в творительном падеже.

Ставят оценку на полях.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Работа индивидуальная. Заполняют «дорожную карту»

Самоопределение к деятельности

(работа в тетрадях)

(3 мин)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут элемент писать.

Для продолжения работы откройте тетради, запишите дату, Классная работа.

Проводит графический диктант.

Если вы согласны с моим утверждением, то пишите петельку вниз, если не согласны – вверх

  1. Имя существительное обозначает название предмета (да)
  2. Имя существительное бывает мужского, женского и среднего рода. (да)
  3.  Имя существительное изменяется по родам. (нет)
  4. Имя существительное бывает 1, 2 и 3 склонения. (да)
  5. Имя существительное не изменяется по числам. (нет)

Итак, скажите, о какой части речи мы сейчас вспомнили? О каких признаках существительного? Для чего нам нужно знать морфологические признаки?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Определите цели урока, используя опорные слова: Слайд № __. 

• Мы познакомимся с… алгоритмом морфологического разбора имени существительного.

• Мы узнаем… о постоянных и непостоянных признаках имени существительного.

• Мы вспомним… роль имен существительных в речи

• Мы будем уметь… находить в тексте имена существительные, выполнять морфологический разбор.

Для чего нам нужно это знать и уметь?

Делают зарядку для пальчиков.

Открывают тетради, выполняют задания учителя, осуществляют самопроверку по эталону (работа с сигнальными карточками)

Принимать и сохранять учебную цель. Анализировать и делать выводы. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Делают вывод, определяют цели урока.

Работа индивидуальная. Заполняют «дорожную карту»

Работа по теме урока (работа в группах)

(4 мин)

Для выполнения следующего задания мы с вами разделимся на группы.

Каждая группа получит свою карточку с заданием. Ваша задача – выполнить это задание, соблюдая при этом правила общения в группе.

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Дети делятся на группы по цветовому признаку.

Группа получает карточку с заданием и выполняет ее.

По окончании работы, группа берется за руки и поднимает их вверх.

Проверка работы по эталону.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению

учебной задачи.

Работа в группах. Заполняют «дорожную карту»

Физминутка (2 мин)

Обобщение и систематизация знаний (групповая работа)

(3 мин)

(индивидуальная работа в тетради, 2 человека - у доски)

(4 мин)

Давайте теперь сделаем вывод, как выполнять морфологический разбор:

1 – указать часть речи.

2 – поставить слово в начальную форму. Что такое «начальная форма»? Для чего это необходимо сделать?

Какие признаки выделяем после этого? Что относится к постоянным признакам?

Что такое непостоянные признаки? Что является итогом разбора?

Садятся на места

Посмотрите внимательно вокруг, найдите слова, составьте предложение, запишите его в тетрадь, выпишите существительные и сделайте морфологический разбор.

  Дети делают вывод, ответ на слайдах.

 I. Часть речи.

  II. Морфологический разбор:

     1.Начальная форма (И. п., ед. ч.)

     2. Постоянные признаки:

         - собст., нариц.;  одуш., неодуш.;

          - род (по н. ф.);    

          - склонение ( по н. ф.);

      3. Непостоянные признаки:

         -число; падеж;

  III.Синтаксическая роль.

Записывают предложение, выписывают из него существительное,  выполняют морфологический разбор. Сравнить с работой у доски, оценить смайликом.

Понимать на слух ответы учащихся. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Принимать и сохранять учебную цель. Анализировать и делать выводы.

Работа индивидуально. Заполняют «дорожную карту»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Связь имени прилагательного с именем существительным"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Связь имени прилагательного с именем существительнымТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления об особенно...

Технологическая карта урока Русского языка "Разбор глагола как части речи" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол» и скорректировать имеющиеся знания.Задачи урокаДидактические:1) закрепить ...