Фрагмент открытого занятия кружка по русскому языку "За я зыком до Киева" в 4 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Бурчалова Эльвира Викторовна

Тема :  «Слово, которому 2000 лет»

Тип занятия: исследование

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово, которому 2 000 лет МБОУ СШ №16 г. Павлово Учитель начальных классов: Бурчалова Э.В.

Слайд 2

Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена. Иван Бунин

Слайд 3

ГАВРАН

Слайд 4

В славянских народных представлениях нечистые и зловещие птицы. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач), они объединены сходными поверьями и названиями. Воронье, гайворонье , гай, галь , галье , чернь - собирательные название всех этих птиц в целом. Ворон - вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами. Замечено, что ворон умеет подражать человеческой речи, потому воспринимается как вестник, умеющий говорить человеческим языком. Поскольку же цвет его оперенья черный, а сам голос считается неблагозвучным, то ассоциируется он исключительно с дурными новостями, хотя и правдивыми. Ворон предсказывает скорую смерть, а также различные несчастья или неудачи. Поэтому русские охотники избегали упоминания ворона и называли его « гавран », "верховым" или даже "курицей".

Слайд 5

Вывод: Слово гавран потерпело изменения и дошло до нас как ворон , не утратив своего значения. Филологи предполагают, что изначальное образование слова может быть связано с хорватским и украинскими языками: Гайворон, чорний птах, більший ворон Ворон - русское Гавран - хорватское гайворон , крук - украинское

Слайд 6

Вывод: Древнерусский язык – это дар, доставшийся нашему народу как жребий, как некое великое предназначение его грядущего Духовного возрождения… Совершенство речи Древнерусского языка доказывает древнейшее его происхождение, а народ, разговаривавший на этом языке, с древнейших времѐн является самым просвещѐнным народом на Земле…

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия кружка по русскому языку «За языком до Киева»

                                                в 4 классе

Учитель начальных классов МБОУ СШ №16 г. Павлово :  Бурчалова Э. В.

Тема :  «Слово, которому 2000 лет»

Тип занятия: исследование

Задачи:

 Образовательныепродолжить работу по изучению истории русского языка; учиться наблюдать за жизнью слова и его фонетическим изменением; определять лексическое значение неизвестного слова; развивать мышление, воображение, целостное  восприятие нового слова;

 Развивающие: содействовать привитию интереса к уроку русского языка, расширять кругозор учащихся;

 Воспитывающиечерез использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива .воспитывать уважительное отношение к высказываниям своего одноклассника; воспитание добросовестного отношения к учебе.

                               Ожидаемые результаты

                                         Предметные:

познакомиться со словом , которому 2 000 лет;

понять, что имели ввиду люди, употребляя это слово;

Создать условия для развития у учащихся умения:
 осознанно воспринимать текст на слух;                                                                                            выделять главную мысль, рассуждать, докапываться до сути;
прогнозировать развитие событий (на первоначальном уровне).
                                                                                                     

                                       

                                       Метапредметные:

 Познавательные:                                                                                                                     овладение начальными представлениями о сущности природных и культурных процессов;                                                                                                                        овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей;                                                                                                  умение находить в тексте ответы на вопросы ;

 – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;                                                                                                                                        – находить интересующую информацию в разных носителях;                                                                           – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Коммуникативные:

- умения произвольно и выразительно строить речевое высказывание; выражать своё мнение ;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;                                             – участвовать в учебном диалоге;                                                                                                   – принимать участие в коллективном выполнении заданий;                                                    – выражать свое мнение;                                                                                                      – устно выражать впечатление от нового ;                                                                                             – проявлять самостоятельность в групповой работе;                                                                       – контролировать свои действия в коллективной работе;                                                                    – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать                                           и оценивать результаты.

Регулятивные:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;                                   – выбирать способы работы в зависимости от учебной задачи;                                    – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;                                                                                                                                        – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;                               – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;                    – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Личностные:

 положительное отношение к учению в целом и урокам русского языка;

– интерес к возникновению слов русского языка;                                                                                          – интерес к миру чувств и мыслей человека;                                                                                – эмоциональное отношение к изучению нового;                                                                                                                        – понятий о дружбе, сотрудничестве  в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Оборудование :                                                                                                                                      Этимологический словарь, М. ,1981 г., Старославянский словарь,М, 1985 г, Историческая грамматика, М,. 1987 г;
Компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор. Презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы :

–дети имеют представление о происхождении слов русского языка;

– умеют анализировать содержание текста;

– выделять главное, обобщать, подводить итог;

–умеют работать с различными носителями и источниками информации;

– прогнозировать события;

– выдвигать гипотезы, строить предположения;

– работать в группах.

                                 План и хронометраж занятия:

1.Организационный момент. Идет настрой детей на учебный процесс                        

   ( 1 мин.).

2. Мотивационный этап . Привлечь интерес  к материалу уроку.                        ( 1 мин.) 

3. Актуализация знаний. Построена на ранее полученных знаниях о жизни древних людей. О истории возникновения слов. Проводится в форме беседы. ( 2 мин.)

4. Формулирование цели занятия с помощью сообщения темы. ( 1 мин.)

5. Групповая работа  по извлечению интересующей информации из различных источников( компьютер, бумажные носители, гости семинара) .     (5 мин.)

6. Обобщение полученной информации  (5 мин.):                                                                              

  • Сообщение групп о том, что удалось узнать;
  • Выделение главного из полученных сведений;

7.Итог занятия. Выводы о создании и значении слова. (2 мин.)

8. Рефлексия . Групповая работа по созданию и зачитыванию Синквейнов за Авторским столом.( 3 мин.)


                                                                                      Содержание занятия

  Этап занятия

 

  Деятельность учителя

       

Деятельность учащихся

Теоретическое      обоснование

формируемые УУД

1.Организационный       момент.

(Кружковцы предварительно разделены на 3  группы)                                    1 мин.

–Ребята! Красиво встали! Повернитесь назад и поприветствуйте улыбкой наших гостей! А теперь повернулись ко мне и пока больше назад не поворачивайтесь, если только я вас об этом не попрошу! Садитесь!

Дети поворачиваются лицом к гостям, затем садятся за парты.

Коммуникативные:

– принимают участие в коллективном выполнении задания;                                                    – контролируют свои действия в коллективной работе;                              

2. Мотивационный этап.   ( 1 мин.)

Итак, на сегодняшнем занятии речь пойдет о словах, котрые имеют для нас какое-то историческое значение.Тема нашего занятия «Слово , которому 2 000 лет».(слайд 1)
– Ребята, что мы видим на слайде? (слайд 2)

– Правильно. Послушайте, что на нем написано:

«Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена».                               (И. Бунин).

Предполагаемые ответы детей:                                                                  –  На слайде мы видим свиток.

Коммуникативные :                  – умение строить речевое высказывание;                                          – участие  в учебном диалоге;
 умение выражать личное мнение.
Личностные :
 положительное отношение к учению в целом и урокам русского языка.

3. Актуализация знаний    ( 2 мин.)

–Посмотрите, ребята, у меня есть еще один свиток (слайд 3) , на нем написано слово. Прочитайте его тихо, теперь погромче, а сейчас во весь голос.

 Знакомо вам это слово?
 Что оно обозначало в далекие времена?

 Каково его лексическое значение? 

– Какие будут предположения?
– А наши гости как думают?

 –Вы хотели бы в этом разобраться?

– ГАВРАН …

Это слово нам не знакомо.

– Это животное….

– Предмет….

– Насекомое…

Коммуникативные:
умение строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные:
умение точно и правильно отвечать на поставленный вопрос; логических действий:                                анализируют, делают выводы.
Личностные:
уважительное отношение к истории русского языка.

4. Формулирование цели занятия (1  мин.)

 Сегодня на нашем занятии мы попробуем разобраться в происхождении этого слова и его лексическом значении. 

– Ну что ж! Тогда давайте отправимся в путешествие по страницам истории русского языка в те далекие времена, на несколько веков назад и попробуем разобраться в происхождении этого слова и его значения.

– Скажите, ребята, какие средства нам могут помочь разобраться в этом вопросе?

Дети внимательно слушают .

– Интернет,  бумажные источники,  люди.

Познавательные:

самостоятельно формулировать учебную цель ;

Регулятивные:
 умение принимать и сохранять поставленную цель ;

Коммуникативные:
 умение строить речевое высказывание .

5. Групповая работа                               (5 мин.)

– Молодцы! Итак, мы с вами разделены на группы, каждая из которых попробует раздобыть информацию о слове своим способом : 1группа – через интернет; 2 группа – через бумажные источники информации (словари) ; и 3 группа  возьмет информацию у наших дорогих гостей.

Дети работают в группах.

Регулятивные:                                    –принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения.

Познавательные:                           –осознанно воспринимать информацию.                                                                                          

6. Обобщение полученной информации  (5 мин.)                                                                              

7.Итог занятия.( 2 мин.)

8. Рефлексия.(3 мин.)

 Ну что ж, давайте посмотрим,  что вам удалось узнать.

–Мы видим, что у нас не получилось единого мнения о значении слова. Как вы думаете, почему так произошло?

– Как же быть в этой ситуации?

– Правильно! Именно в  контексте мы сможем проследить за словом и сделать вывод.  (слайд 4)

 Пожалуйста, ребята, скажите, изменилось ли мнение о значении слова? Помог ли текст?

– Молодцы!

– Давайте проследим за жизнью слова  «гавран»  через века и сделаем вывод. (слайд 5,6)

– Молодцы! Давайте подведем итог нашего путешествия через века в виде синквейна.

– Спасибо! На этом наше занятие подошло к концу. (слайд 7)

Ученики делятся полученной информацией.

– Потому что мы работали с разными источниками информации.

– Найти текст, в котором встречается это слово.

– Да. Текст помог.

Дети формулируют выводы.

Групповая работа по созданию и зачитыванию Синквейна  за «Авторским столом».

Предметные познавательные:

выделять главную мысль;

понять, что хотели сказать люди, создавая это слово;

– формулировать свои мысли;

– делать умозаключение.

Познавательные:                                                                                                                     

 – овладение начальными представлениями о сущности природных и культурных процессов;                                                                                                                        овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей;                                                                                                  умение находить в

тексте ответы на вопросы ;

 – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;                                                                                                                                        – искать и представлять  информацию в тексте;                                                                           – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент открытого занятия по обучению грамоте

Тема: «Мир звуков и букв»Цель:Ход занятия:ВведениеВсе, что мы слышим – это звуки. Они отражают богатство и разнообразие окружающего мира, при помощи звуков можно передавать чувства, настроение, ...

Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской"

Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской" составила и провела учитель начальных классов Стороженко Н.А....

Открытое занятие кружка "Маленький художник"в 1 классе

Конспект занятия и презентация к занятию. Тема занятия "Роспись русской матрёшки"...

Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.

Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по   теме: «Улыбка ангела»  в 1 А классе    ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...

Открытое занятие кружка Решение проектных задач 1 класс "Правила первоклассника"

Формирование умения представлять результаты проектной деятельности,  оценивать свои достижения, воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность к учебным занятиям, соблюдени...

Открытое занятие кружка"Бисероплетение". Занятие "Цветущая ветка сакуры"

Открытое занятие кружка "Бисероплетение" на тему "Цветущая ветка сакуры", проведенное на Республиканском семинаре. Занятие познакомило детей с отличительными особенностями искусств...