Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Венера Геннадьевна Якупова

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие нового знания,(физкультминутка)гимнастика для глаз, осуществление деятельности, итог, рефлексия.По своей структуре соответствует положениям системно - деятельностного подхода.

Обучающиеся участвуют в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по «открытию» нового знания, осуществлении самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

Каждый этап урока предполагает направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_-_yakupova_v.g.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Метаданные урока

1. Учитель: Якупова Венера Геннадьевна

2. Класс: 1   «Планета знаний»

3. Предмет: русский язык

4. Тема урока: Произношение и написание безударных гласных в корне слова.

Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для  работы в парах; индивидуальной работы.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы  урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, само- и взаимопроверка, групповая,  парная работа. 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I Организацион-ный момент.

Эмоциональный настрой на работу.

- Девизом нашего урока я хотела бы взять пословицу.

- Как вы  понимаете смысл этой народной мудрости?

- Почему именно эту пословицу я взяла?

- Ребята, не задумывались ли вы, зачем человеку нужны знания?

- Вспомним, откуда мы можем получить знания, взять нужную нам информацию?

Работа в группах, составление из слов пословицы:

«Грамоте учиться - всегда пригодится» 

(на слайде)

Ответы уч-ся:

Из учебников, энциклопедий, использовать интернет-ресурсы, помощь одноклассников.

РУУД: нацеливание на успешную деятельность.

ЛУУД: выражение  положительного отношения к процессу познания.

КУУД: формирование умения слушать и слышать

II  Чистописание

Назови буквы (с доски): 

а  о  и   е   я   ё

- Какие это буквы?

     - Какая буква «лишняя»? Почему?  

- Что можете сказать про остальные гласные?

 

Списывание, определение «лишней» буквы +

САМООЦЕНКА – А

Вывод:

Буква ё – всегда ударная.

Остальные гласные, требуют проверки в безударном положении.

РУУД: формирование умения  контролировать процесс и результат своей деятельности

КУУД: формирование умения  ясно излагать свои мысли

Ш Самоопределе-ние к деятельности

1.  Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте,  кто она, прочитав загадку. (на слайде)

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова? (обсудите в парах)

- Что вы знаете об этой птице?

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

2. Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите букву, обозначающую безударный гласный звук. Какой есть выбор?

Т..МНОТЕ

                   И     Е

                                                                 

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?

3. Прочитайте хором стихотворение

  (на слайде)

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Назовите цель нашего урока.

(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать?

1. Работа в парах: чтение загадки, высказывания детей.

Вывод:

Совы — птицы, очень умные. Совы -  хищные птицы; как правило, они живут поодиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

2. Постановка в словах ударения, обозначение безударных гласных. Определение, почему есть  выбор гласных.

3. Определение цели урока

П УУД:

формирование умения извлекать информацию из текста,  на основе анализа объектов делать выводы

РУУД:

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом загадки, оценивать учебные действия

КУУД:

формирование умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

работать в паре

ЛУУД:

формирование умения выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV Актуализация знаний

1. Выпишите из группы  родственные слова. Как по-другому называют родственные слова? 

вода  

водичка

водитель                                             

водный     (на слайде)     

- Докажите свой выбор.

Назовите корень

2. Назвать два признака родственных слов.

Поделись своими знаниями с ребятами из других групп.

Задание на экране:

НАЗВАТЬ ДВА ПРИЗНАКА РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

(на слайде)

 -     Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.

- Какое слово будет проверочным?     Почему?      

-Что повторили, выполнив это задание?

2. Вставь пропущенную букву.      (обратная информация)  -                                          оба варианта вынести на доску                                               

Л . СА    (на слайде)                                             

- Почему возник выбор?

- Как поступим?

-Как подобрать проверочное слово?

Ваши варианты.

ЛИСА    

ЛЕСА      

 - Как проверяли?

3. Повторим план действий при обнаружении «опасного места»

  • На доску – опора-схема 1

1. Выписывают однокоренные слова, выделяют корень, доказывают свой выбор (водитель не является однокоренным, т.к. имеет другой смысл)

САМООЦЕНКА- Пр

2. Под музыку дети двигаются по классу, по сигналу останавливаются и поворачиваются к партнёру. Делятся знаниями с партнёром.

Постановка ударения, обозначение безударной гласной, поиск проверочного слова.

Вывод:

Родственные слова имеют одинаковый корень и близки по смыслу.

2. Работают с листами для обратной информации, делают выводы, подбирают проверочные слова.

Вывод:

Если гласный в слабой позиции, подберём проверочное слово. Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно.

ЛЕСА – ЛЕС (на слайде)

ЛИСА – ЛИСЫ

(на слайде)

3. Работа в группах – повторение правила правописания безударных гласных в корне.

Вывод:

1 шаг- Поставить ударение

2 шаг - Обозначить безударную гласную («опасное место»)

3 шаг –Подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно

(на слайде)

ПУУД: формирование умения

выявлять сущность, особенности объектов;

обобщать и классифицировать по признакам.

РУУД:

формирование умения высказывать своё предположение;

оценивать учебные действия

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V Работа по теме урока

1. Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила предложения. Вставь пропущенные буквы:

 Живёт в л.су  л.са. (на слайдах)

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.   

Докажи своё мнение

2.

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  (слайд)               

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?                                    и или е?

Г.ра                                           з.мля

Гл.за                                         ч.сло

- Так как проверить безударную гласную?

3. Игра «Построй мосток» (слайд)               

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждая группа будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

4. Словарная работа.

- Кого же ещё пригласила мудрая сова на полянку?

Загадка: )  (слайд)               

В гору бегом,

А с горы кувырком.

ЗА..Ц

- Назовите безударный гласный.

-Почему возникло затруднение?

- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные?

На доску – опора-схема 2

- Как быть в этом случае?

- Как запоминать такие слова, мы будем учиться на следующем уроке русского языка.

1. Работают с листами для обратной информации, делают выводы, подбирают проверочные слова.

2.Работа в парах

( на листочках)

ВЗАИМООЦЕНКА- Пр

Вывод:

Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно.

3. Работа в группах.

ВЗАИМООЦЕНКА- Гр

4. Отгадывание загадки, поиск проверочного слова и гласной.

Вывод:

Непроверяемые безударные гласные нужно запомнить, проверить себя по словарю.

ПУУД: формирование умения преобразовывать теоретические знания в практические  

 ЛУУД: формирование знания основных моральных норм работы в группе

КУУД:  формирование умения с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

VI Рефлексия. Оценивание

- Продолжите высказывания (слайд)   

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

Высказывания детей

ПУУД: формирование умения анализировать и делать выводы

РУУД: формирование умения осуществлять личностную рефлексию

КУУД: формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правило выбора безударного гласного после непарных шипящих" (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся применять алгоритм правила проверки буквы безударного гласного в корне. На основе сравнения фонетического состава слов делать вывод о проверке буквы безударного гласного после непарн...

Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...