Дательный падеж имён существительных. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Еремеева Ольга Владимировна

УМК  « Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19.10_russk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс.

Тема урока: Дательный падеж имён существительных.

УМК  « Перспективная начальная школа», авторы: Р.Г. Чуракова

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: научить распознавать дательный падеж; познакомить с предлогами, употребляемыми с дательным падежом.

Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать дательный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Все друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем!

Запишите число, классная работа

Личностные

Положительное отношение к урокам русского языка

  1. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
  1. Чистописание

Отгадайте, какую букву я задумала?

Эта буква означает согласный, звонкий, парный, твердый, непарный звук.

Это буква ж. Проанализируйте написание этой буквы. Буквы на доске: у одной неправильный наклон, у другой – высота, у теретьей – ширина.

Прошу учесть эти замечания и записать букву правильно – показ.

Посмотрите,  какое соединение у буквы ж в словах уж и еж. Верхнее.

Просклоняем эти слова. 1в – уж; 2 в – ёж

Слайд №2

1-вариант     просклонять      2-вариант

Уж                                           Ёж

  1. Работа у доски (2 человека)

Золотые листья по ветру летят. (разобрать по членам предложения)

Ж…лтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева, сл..зать сметану, зар..дть руж..ё. ( определить падежи имен существительных)

 слайд №3 – проверка

  1. Орфографическая пятиминутка.

Игра «Знаю орфограммы» Слайд№4

Моро..

П..льто

Тра..вай

М..тель

С…стье

Лес..ница

Ч..тыре

Со..нце

Ил..я

Ван..а

Ш..ссе

- Запишите пропущенные орфограммы в строчку, прочитайте слово

Замечательно

-Это оценка вашей предыдущей работы.

- Слова какой части речи записаны?

Слайд№5

Имя существительное

Обозначает            имеет            изменяется

Предмет                    род                по числам

                                                       по падежам      

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Сколько падежей в русском языке?

Слайд №6

Это интересно!

Россия – 6 падежей

Эстония – 14 падежей

Финляндия – 15 падежей

Венгрия – 22 падежа

Германия – 4 падежа

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного.

Личностные УУД.

Самоопределение и смыслообразование

  1. Постановка учебной задачи

Вспомним, что мы уже знаем о Д.п. (Вопросы: кому? Чему?)

Что хотим узнать о Д.п.? (какие предлоги, каким членом предложения бывают существительные в Д.п.)

Чему хотим научиться? (находить в предложении существительные в Д.п.)


Значит, какие задачи у нас будут на уроке?

(перечитывают). Какую задачу не назвали? (проверить ,чему мы научились)

На дочке появляется запись (все, кроме «унал»)

Знаю/        Хочу знать/        хочу научиться/       узнал

Кому?         Предлоги        распознавать  д.п.          к.по

Чему?          Член                    

                  Предложения                  второстепенный

Регулятивные

Определять цель учебной деятельности самостоятельно

Познавательные УУД (общеучебные):

Умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.

  1. Открытие нового знания

Подробное знакомство с формой дательного падежа дети начинают с чтения плаката Летучей Мыши.

Заполняют таблицу на доске

Что из правила мы узнали?

С какими предлогами могут употребляться существительные в Д.п.? (к. по)

Каким членом предложения бывают? (Второстепенным)

Понавательные

Понимать информацию представленную в виде текста;

Коммуникативные

Выскаывать свое мнение при обсуждении задания

  1. Первичное закрепление

Упражнение 65. Цель упражнения – научить распознавать в тексте существительные в дательном падеже, а также научить задавать к ним как падежные, так и смысловые вопросы. Мы учимся задвать падежные вопросы, так как именно они помогают правильно распознать падеж.

Коммуникативные

Высказывать свое мнение при обсуждении задания

Познавательные УУД

(логические): подведение под правило

  1. Физминутка: (проводит желающий)

Под музыку.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работа в паре.

От дуба….          По тропинке….

На дорожке…   до дороги….

По небу….         Из дома…

Вокруг леса…    над лесом

К бабушке…      по ягоды

                            У окна…

Задание: выбрать существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.

Самопроверка по образцу на доске. Самооценка.  

Какие предлоги помогли определить дательный падеж?

Упражнение 48 (слабым) Взаимопроверка

Цель: учить образовывать форму дательного падежа.

Упражнение 49 (сильным) Взаимопроверка

Цель: учить распознавать дательный падеж 

Регулятивные

Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки: самоконтроль процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

Сотрудничать с товарищами рпи выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  1. Включение знаний в систему

Игра « Телеграмма»

( у некоторых уч-ся на партах «телеграммы»)

- прочитайте строки из известных вам произведений, найдите словосочетание с существительным в дательном падеже)

- уж сколько раз твердили миру…

- вороне где-то бог послал кусочек сыру…

- плутовка к дереву подходит..

- к муравью ползет она..

- по улицам слона водили…

Познавательные

Применять базовые знания для решения конкретной проблемы

  1. Рефлексия

Оценить себя на полях

! – мне все понятно

?! – я сомневаюсь

? – мне трудно

  1. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Дательный падеж имён существительных.

Данный материал, составленный к уроку русского языка,  направлен на формирование у  учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличи...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...