Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Пронова Людмила Анатольевна

Рабочая рограмма разработа на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой-8 изд.-М.- Просвещение, 2013г.

  Рабочая программа расчитана на 5ч/н (170часов)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол от «» _________ 2017г.

№____

Руководитель _________

Л.В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _____________

Лусникова Е.А.

от «__»________2017г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора школы - интерната по МР

_____________

Ю.Ю. Лезина

«____»_______2017 г.

Протокол НМС

«____»________2017 г.

№_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________

Н.А. Подгорных

«___»________2017 г.
Приказ «__»_______2017 г.

№ ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида

5 часов в неделю (всего 170 часов)

Автор – составитель: учитель Пронова Л.А.

2017 -2018 уч. г.

Письмо и развитие речи

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида на 2017-2018 учебный год составлена на основе:

  • ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  • Письма Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
  • Постановления  Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка В Российской Федерации».
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
  • Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  • Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мыскаменская школа-интернат» на 2017-2018  учебный год.

       Рабочая программа разработана на основе Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл.  под редакцией В.В. Воронковой– 8 изд.- М.- Просвещение, 2013 г.

        Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • Формировать умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал.
  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма.
  • Повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
  • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Формировать нравственные качества.

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция речи и мышления;
  • коррекция фонематического слуха;
  • коррекция артикуляционного аппарата;
  • коррекция слухового и зрительного восприятия;
  • коррекция мышц мелкой моторики;
  • коррекция познавательных процессов.

2. Учебно- тематический план

В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.

Тема

Кол-во часов

1

Повторение

10

2

Звуки и буквы

6

3

Порядок букв в русской азбуке

4

4

Гласные и согласные звуки и буквы

5

5

Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я

7

6

Ударение в словах

7

7

Слог, как часть слова

6

8

Перенос слов при письме

4

9

Твердые и мягкие согласные

6

10

Мягкий знак на конце и в середине слова

7

11

Гласные после шипящих

8

12

Парные звонкие и глухие согласные

7

13

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

11

14

Разделительный мягкий знак

9

15

Название предметов

9

16

Большая буква в именах собственных

6

17

Названия действий

8

18

Названия признаков

8

19

Предлоги

8

20

Предложение

21

21

Повторение изученного за год

13

Итого за год:

170 часов

Контрольные работы

5 ч.

Контрольное списывание

6 ч.

3.  Содержание учебного предмета

Общая характеристика курса

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Устная речь».

По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников испытывающих трудности в обучении.

Звуки и буквы

Фонетико-фонематические нарушения у школьников испытывающих трудности в обучениизатрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

В 3 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся испытывающие трудности в обученииприобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Учащиеся испытывающие трудности в обученииовладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.

Слово

Впроцессе практических грамматических упражнений в 3 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.

Предложение

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки учащихся испытывающих трудности в обучении к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь

Особое внимание уделяется формированию у школьников испытывающих трудности в обучении навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Содержание курса

Повторение

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, Ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названипредметов, умение выделять их в тексте, различать по во просам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словам в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему, и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.

согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Связная и письменная речь

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Устная речь

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом «и».

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

Виды и формы организации учебного процесса

        Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

        Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

При изучении тем курса используются:

учебники,

наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),

дидактический материал,

коррекционные задания и упражнения,

игры по русскому языку.

4.   Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

I.Базовый  уровень:

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целым словами;
  • писать под диктовку текст (20-25слов);
  • выделять из предложения слова, обозначающие предметы, признаки и действия.

Учащиеся должны знать:

алфавит.

II. Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь:

составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении под руководством учителя;

анализировать простые по слоговой структуре слова по звуковому составу с помощью учителя;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные по наводящим вопросам;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме после предварительной работы;

списывать по слогам слова, предложения с печатного и рукописного текста;

писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с произношением.

Учащиеся должны знать:

названия каждой буквы алфавита по зрительному восприятию.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихсяпо письму и развитию речи

Оценка

I.Базовый  уровень:

II. Минимально необходимый (сниженный) уровень.

Упражнения и задания выполняют в уменьшенном объеме.

«5»

без ошибок

Можно поставить, если  работа выполнена свыше 65%  заданий.

«4»

1-3 ошибки

Можно поставить, если  работа выполнена от 50%- 65% заданий.

«3»

4-5 ошибки

Можно поставить, если работа выполнена от 35%-50% заданий.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажении в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебное пособие для дефектологов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.- (коррекционная педагогика)
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Примерное тематическое планирование уроков грамматики и правописания в III классе вспомогательной школы //Дефектология №5,1991 г.
  3. АксёноваА.К., Голунчикова Н.Г., Якубовская Э.В, Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь   по русскому языку для 3 класса: в 2ч ,2017г.
  4. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.
  5. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей

начальных классов

Протокол от «___» ___________2017 г.

№____

Руководитель _________ Л. В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/ Лусникова Е. А.

от «__» ________2017г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Н.А. Подгорных

«___»________2017 г.

Приказ «___» _______2017 г

№ ____

Календарно–тематическое планирование уроков

по письму и развитию речи

Класс – 3 специальный (коррекционный) класс  VIII вида

Учитель: Пронова Л.А.

Количество часов – 170, в неделю – 5.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 полугодие

2 полугодие

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

Количество часов

 40

40

50

 40

Контрольное списывание

2

1

1

1

Контрольные работы

2

2

2

1

Планирование составлено на основании:

1. Рабочая программа по письму и развитию речи (3 класс)/ Пронова Л.А.

2.Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 176 с.

3. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - 12-е–издание – М.: Просвещение, 2017.- 237с.

4. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебное пособие для дефектологов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.- (коррекционная педагогика)

Тематическое планирование составила __________________/ Пронова Л.А.

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Тема урока

НП, ТСО, ИКТ

Повторение. (10ч.)

1

1

01.09

1 четверть

Употребление простого предложения в речи

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

2

1

04.09

Большая буква в начале предложения, точка в конце

Карточки с предложениями, со словарным словом; сюжетные картинки.

3

1

05.09

Оформление предложения на письме

Набор предметных картинок; карточка со словарным словом.

4

1

06.09

Составление предложений по вопросу

Карточки с предложениями; счетные палочки.

5

1

07.09

Составление предложений по картинке

Конверты со словами (на каждого ученика)

6

1

08.09

Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку

Карточки с предложениями; сюжетные картинки.

7

1

11.09

Выделение предложений из речи и текста.

Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета

8

1

12.09

Р/р Составление рассказа по серии картинок

9

1

13.09

Составление и запись предложений .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета

10

1

14.09

Входящий диктант.

Звуки и буквы. (6 ч.)

11

1

15.09

Работа над ошибками. Место звука в слове

Алфавит; текст, простой карандаш; массажные мячи

12

1

18.09

Упражнения в определении количества букв и звуков в словах

Набор звуковых схем.

13

1

19.09

Упражнения в нахождении сходных по буквам слов

Набор звуковых схем.

14

1

20.09

Упражнения в нахождении пар слов, различных по одной букве

 Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

15

1

21.09

Р\р Ответы на вопросы с опорой на картинки. Запись составленного текста

Презентация «Осень»

16

1

22.09

Обобщение по теме «Звуки и буквы»

 Звуковые схемы, лента букв.

Порядок букв в русской азбуке. (4 ч.)

17

1

25.09

 Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

Презентация

Предметные картинки. Набор звуковых схем.

18

1

26.09

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

Массажные мячи; карточка с «ь» знаком.

19

1

27.09

Составление списков учащихся по алфавиту.

Плакат с правилом; карточки со словами.

20

1

28.09

Нахождение слов в словаре.

Плакат с правилом; карточки со словами.

Гласные и согласные звуки и буквы. (5 ч.)

21

1

29.09

Звуки гласные и согласные.

Презентация «Лента букв»

22

1

02.10

Упражнения в определении типа звуков

Плакат «Лесенка»; словарные слова. Набор звуковых схем слов.

23

1

03.10

Слогообразующая роль гласных.

Плакат с правилом; карточки со словами.

24

1

04.10

Р.Р.Ррасстановка предложений по порядку расположения картинок

Серия сюжетных картинок.

25

1

05.10

Контрольное списывание № 1

Текст.

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. (7ч.)

26

1

06.10

Работа над ошибками. Гласная  И в начале слов

Презентация «Лента букв».

27

1

09.10

Гласные Е, Ё в начале слов

Плакат с правилом; карточки со словами.

28

1

10.10

Гласные Ю, Я, Э  в начале слов

Демонстрационный материал.

Словарные слова.

29

1

11.10

Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.

Алфавит; текст, простой карандаш; массажные мячи

30

1

12.10

Р.Р. Расстановка предложений по смыслу

План рассказа; карточки с предложениями.

31

1

13.10

Упражнения в нахождении гласных в словах и предложениях

Индивидуальные задания

32

1

16.10

Обобщение  по теме «Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я»

Индивидуальные задания

Слово. Ударение в словах. (7 ч.)

33

1

17.10

Контрольное списывание № 2.

Ударение.

Карточки с буквами, со словарными словами; предметные картинки.

34

1

18.10

Работа над ошибками.

Гласные ударные и безударные.

Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки.

35

1

19.10

Постановка ударения в двусложных словах.

 Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо.

36

1

20.10

Постановка ударения в трехсложных словах.

Индивидуальные карточки с заданиями; презентация по теме.

37

1

23.10

Р.Р. Ответы на вопросы к тексту

 Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные».

38

1

24.10

Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Текст диктанта.

39

1

25.10

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Слог, как часть слова. (6 ч.)

40

1

26.10

 Работа над ошибками. Деление слова на слоги.

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

41

1

27.10

Упражнения в делении слов на слоги

 Карточка со словарным словом; предметные картинки.

42

1

06.11

2 четверть

Упражнения в делении слов на слоги

Презентация. «Слово»

43

1

07.11

Упражнения в делении слов на слоги

Презентация по теме «Слово»

44

1

08.11

Р.Р. Ответы на вопросы с опорой на картинки

Набор сюжетных картинок.

45

1

09.11

Обобщение  по теме «Деление слов на слоги, ударение»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Перенос слов при письме. (4 ч.)

46

1

10.11

Перенос части слова при письме.

Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками.

47

1

13.11

Упражнения в переносе слов

Словарный диктант.

Словарные слова.

48

1

14.11

Работа над ошибками. Упражнения в переносе слов

Плакат со словами, игра «4-ый лишний»

49

1

15.11

Р/р Составление рассказа по картинке и вопросам

Картинка «Зимние забавы детей»

Твердые и мягкие согласные. (6ч.)

50

1

16.11

Согласные твердые и мягкие

Предметные картинки;массажные мячи.

51

1

17.11

Различение твердых и мягких согласных

Карточка со словарным словом.

Набор звуковых схем.

52

1

20.11

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Текст диктанта.

53

1

21.11

Упражнения в различении твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

54

1

22.11

Обобщение  по теме «Твердые и мягкие согласные»

Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

55

1

23.11

Р/р Ответы на вопросы к тексту

Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

Мягкий знак на конце и в середине слова. (7 ч.)

56

1

24.11

Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь.

Текст, план.

57

1

27.11

Упражнение в написании слов с ь на конце слов

Карточка со словарным словом.

Словарь.

58

1

28.11

Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь.

Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

59

1

29.11

Упражнение в написании слов с ь в середине слов

Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,презентация.

60

1

30.11

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,презентация.

61

1

31.11

Упражнение в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Презентация «Слова с безударными гласными»

62

1

01.12

Контрольное списывание № 3

Гласные после шипящих. (8ч.)

63

1

04.12

Работа над ошибками. Шипящие согласные Различение шипящих согласных на письме

Карточки со словами; массажные мячи.

64

1

05.12

Сочетание гласных с шипящими.

Карточки со словами; массажные мячи.

65

1

06.12

Правописание жи, ши,

Карточки со словами; массажные мячи.

66

1

07.12

Правописание ча, ща,

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

67

1

08.12

Правописание чу, щу.

Презентация «Кто? Что делает?»

68

1

11.12

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Словарный диктант.

Словарные слова.

69

1

13.12

Работа над ошибками.Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Карточки с текстом.

70

1

14.12

Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Текст

Парные звонкие и глухие согласные (7 ч.)

71

1

15.12

Парные звонкие и глухие согласные

Плакат «Признаки предметов»; предметные картинки.

72

1

18.12

Различение парных согласных в словах

Презентация «Признаки предметов»

73

1

19.12

Упражнение в различении парных согласных в словах

Словарный диктант.

Словарные слова

74

1

20.12

Р/р Сочинение по образцу

75

1

21.12

Контрольный диктант за 1 полугодие

 Текст диктанта

76

1

22.12

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Презентация; карточка со словарным словом.

77

1

25.12

Обобщение  по темам «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «Парные звонкие и глухие согласные»

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. (11 ч.)

78

1

26.12

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Лента букв, звуковые схемы.

79

1

27.12

Способ проверки написания путем изменения формы слова

Презентация; карточка со словарным словом.

80

1

28.12

Упражнение в проверке написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

Презентация по теме.

81

1

29.12

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Карточка со словарным словом; презентация по теме.

82

1

15.01

3 четверть

Р/р. Восстановление деформированных предложений

Карточки-бланки.

83

1

16.01

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи

84

1

17.01

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом.

85

1

18.01

Р/р Сочинение по опорным словам на заданную тему

Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом.

86

1

19.01

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

Набор карточек с предлогами.

87

1

22.01

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

Презентация «Деформированный текст»

Карточки с заданием.

88

1

23.01

 Обобщение  по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

Разделительный мягкий знак. (9 ч.)

89

1

24.01

Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

90

1

25.01

Правило о разделительном мягком знаке

Массажные мячи.

91

1

26.01

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и

Сюжетная картинка; массажные мячи.

92

1

29.01

Упражнения в правильном написании разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю, и

Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики.

93

1

30.01

Р/р Сочинение по картине и опорным вопросам

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

94

1

31.01

Перенос слов с разделительным мягким знаком

Карточки со словами для каждого ученика.

95

1

01.02

Упражнение в переносе слов с разделительным мягким знаком

96

1

02.02

Контрольное списывание № 4

Карточки со словами, с предложениями для каждого ученика.

Название предметов. (9 ч.)

97

1

05.02

Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи.

98

1

06.02

Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов

Серия картинок; массажный мяч

99

1

07.02

Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов

Табличка у каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи.

100

1

08.02

Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов

Презентация по теме. Схемы предложений.

101

1

09.02

Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов

Презентация «Слова-предметы»

102

1

12.02

Изменение слов по вопросам

Карточки с заданием.

103

1

13.02

Р/р Изложение зрительно воспринятого текста по вопросам

104

1

14.02

Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

105

1

15.02

Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах

Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

Большая буква в именах собственных. (6 ч.)

17.02

106

1

16.02

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц

Карточки с предложениями; сюжетные картинки, карточка со словарным словом.

107

1

19.02

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

108

1

20.02

Упражнения в употреблении имен собственных

Презентация «Виды предложений»

109

1

21.02

Словарный диктант.

110

1

22.02

Работа над ошибками. Домашний адрес, адрес школы

111

1

26.02

 Обобщение  по теме «Большая буква в именах собственных»

Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом.

Названия действий. (8 ч.)

112

1

27.02

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия

Сюжетная картинка; Презентация «Действия предметов»

113

1

28.02

Отработка умения находить слова, обозначающие действия в тексте

 Карточки со словарными словами. Презентация «Что делает герой?»

114

1

01.03

Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

115

1

02.03

Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

116

1

05.03

Упражнения в согласовании слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими предметы.

Карточки со словами для каждого ученика.

117

1

06.03

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий

Презентация «Слова-действия»

118

1

07.03

Р/р Сочинение по картине и вопросам

Картина «Март»

119

1

09.03

Проверочная работа по теме «Названия действий»

120

1

12.03

Работа над ошибками.

Названия признаков. (8 ч.)

121

1

13.03

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?

Презентация «Слова-признаки»

122

1

14.03

Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте

Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

123

1

15.03

Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы

Сюжетная картинка по теме  «Детские игры» плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь.

124

1

16.03

Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

Демонстрационный материал. Иллюстрация по теме.  

125

1

19.03

Сравнение двух предметов по их качествам

Индивидуальные карточки с заданиями; перфокарты.

126

1

20.03

Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков»

Презентация-игра «Безударные гласные»

127

1

21.03

Работа над ошибками.

Презентация «Главные и второстепенные члены предложения. Часть 1»

128

1

22.03

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Презентация «Главные и второстепенные члены предложения. Часть 2»

Предлоги. (8 ч.)

129

1

23.03

Выделение предлогов в речи

Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом.

130

1

02.04

Правило написания предлогов со словами

Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом.

131

1

03.04

Упражнения в нахождении предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте

Набор карточек с предлогами.

132

1

04.04

4 четверть

Упражнения в раздельном написании предлогов со словами (с помощью учителя).

Набор карточек с предлогами.

133

1

05.04

Упражнения в раздельном написании предлогов со словами (с помощью учителя).

134

1

06.04

Разделительный ъ. Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях

Презентация «Разделительный ъ»

135

1

09.04

Разделительный ъ. Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях

Набор карточек со словами и предложениями; табличка со словарным словом.

136

1

10.04

Р/р Сочинение по картине и опорным словам

Картина «Весна»

Предложение. (21 ч.)

137

1

11.04

Практическое знакомство с построением простого предложения

Демонстрационный материал. Схемы предложений.

138

1

12.04

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?)

  Иллюстрации по теме. Комплект схем.

139

1

13.04

Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?)

Карточки слов и схем к ним.

140

1

16.04

Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?)

Демонстрационный материал. Схемы предложений.

141

1

17.04

Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?)

Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. Комплект схем.

142

1

18.04

Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?)

Презентация с сюжетными картинками.

143

1

19.04

Р/р Восстановление деформированного текста

  Деформированный текст

144

1

20.04

Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему.

Схемы предложений  и рисунки к ним.

145

1

23.04

Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему.

 Иллюстрации по теме. Комплект схем.

146

1

24.04

Упражнения в умении закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам

Карточки слов и картинок.

147

1

25.04

Упражнения в умении закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам

Демонстрационный материал. Схемы предложений.

148

1

26.04

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

Презентация «Труд людей весной»

149

1

27.04

Проверочная работа по теме «Предложение»

150

1

30.04

Составление предложений по образцу

151

1

02.05

Контрольное списывание № 5

152

1

03.05

Ответы на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, запись ответа.

Карточки с вопросами.

153

1

04.05

Ответы на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, запись ответа.

Карточки с вопросами.

154

1

07.05

Р/р Восстановление деформированных предложений

155

1

08.05

Составление предложений по схеме и словами под ней

Схемы предложений в презентации

156

1

10.05

Обобщение по теме «Предложение»

157

1

11.05

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Набор слов  в презентации

Повторение.  (13 ч.)

09.05

158

1

14.05

Оформление предложения на письме

Алфавит; текст.

159

1

15.05

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Демонстрационный материал.  

160

1

16.05

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Демонстрационный материал.  

161

1

17.05

Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме. Алфавит.

162

1

18.05

Контрольный диктант за год

 

163

1

21.05

Работа над ошибками. Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 Иллюстрации по теме. Комплект таблиц.

164

1

22.05

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 Иллюстрации по теме. Комплект таблиц.

165

1

23.05

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Звуковые схемы слов.

166

1

24.05

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

Презентация по теме «Большая буква»

167

1

25.05

Перенос слов. Ударение

Схемы слов, звуковые схемы.

168

1

26.05

Р/р Сочинение по серии картинок с данным началом текста

Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме.  

169

1

27.05

Упражнения в написании слов с ъ в словах и предложениях

Демонстрационный материал. Иллюстрации по теме.  

170

1

28.05

Обобщающий урок

Презентация-игра «Чему мы научились?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Правило написания предложения".

Тема: Правило написания предложения.Задачи:1.        Продолжать учить определять разницу между предложением и группой слов,2....

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 специального (коррекционного) класса VIII вида

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Адаптированной о...