Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс  2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Русский язык: подготовка к усвоению грамоты»

адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)

Пояснительная записка

Русский язык: подготовка к усвоению грамоты.

1 класс  2-ой год обучения.

(Индивидуальное обучение).

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  •  развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка в 1 (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в дополнительном 1классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1)раздел подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения; подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

2) раздел  обучение грамоте представлен букварным периодом.

Начало изучения букв в 1классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 час в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • пользоваться тетрадью;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
  • обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • различать речевые звуки;
  • составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
  • выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
  • знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги, слова;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разделы курса

Темы

Добукварный период

Развитие зрительных и пространственных восприятий

   Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины.

   Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.

   Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении.

   Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.

Развитие слухового внимания

   Различие звуков окружающей действительности, их узнавание.

   Дифференциация неречевых звуков.

   Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

Слово

   Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем.

   Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

   Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

   Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.

   Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением».

Часть слова (слог)

   Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.

Звук

   Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4  стихотворений, чистоговорок и т.д.

   Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.

Развитие моторных умений

   Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев.

   Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.                                               Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.

Букварный период

   Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

 часов

Дата по плану

1 четверть

1

Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.

1

2

Неречевые звуки.

Дифференциация неречевых звуков.

1

3

Речевые звуки. «Угадай чей голос»? Дифференциация речевых и неречевых звуков

1

4

5

6

Письмо прямых вертикальных линий

3

7

8

Письмо прямых горизонтальных линий.

2

9

10

11

Письмо прямых наклонных линий

3

12

13

Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. «Чтение» слов по условно-графическим изображениям Штриховка и обводка.

2

14

15

Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. Письмо палочек с закруглением вверху.

2

16

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек.

1

   17

Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. Повторение изученного за I четверть.

1

2 четверть

1

2

Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма.

2

3

4

Фиксация предложений условно-графической схемой. Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.

2

5

6

7

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов.

3

     8

9

10

Составление предложений из 3 слов на основе действий и  с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. Письмо полуовалов.

3

11

12

13

«Чтение» предложений по схеме. Деление предложений на слова Письмо полуовалов.

3

14

15

16

Деление двусложных слов на части. Коррекция письма Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

3

3 четверть

1

2

Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов.

2

3

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

1

4

5

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

6

7

Выделение первого согласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. Коррекция письма.

2

8

9

10

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. Письмо строчной и заглавной буквы а.

3

11

12

13

Звук и буква У. Письмо элементов буквы у

. Письмо строчной и заглавной буквы у

Письмо слогов ау, уа

3

14

15

Звук и буква М. Письмо элементов буквы м.

Звук и буква М. Письмо буквы м.

2

16

17

Письмо слогов ам, ум.

Письмо слогов ма, му.

2

18

19

Звук и буква О. Письмо буквы о.

 Письмо изученных букв и слогов с ними.

2

20

Письмо слогов ам, ум, ом.

Письмо слогов ма, му, мо. Повторение материала, изученного за III четверть

1

4 четверть

1

2

Звук и буква С. Письмо буквы с.

Письмо слогов с изученными буквами.

2

3

4

5

Письмо слогов ас, ус, ос.

Письмо слогов са, су, со.

3

6

7

8

Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).

3

9

10

Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х.

Звук и буква Х. Письмо буквы х.

2

11

12

Письмо слогов ах, ух, ох.

Письмо слогов ха, ху, хо.

2

13

14

Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха)

Коррекция письма

2

15

16

Повторение материала, изученного за год.

2

Учебно-методическое обеспечение  образовательной деятельности

  1. Учебник «Букварь»
  2. Электронные образовательные ресурсы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

В 1/  (ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПЕРВОМ) КЛАССЕ:

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  • писать изученные буквы, слоги, слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 1 класс Обучение грамоте

Рабочая  программа «Русский язык» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по  русскому языку 2010г. ,  программы «Русский...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид

Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...

Рабочая программа по предмету русский язык "Обучение грамоте"

Рабочая программа разработана по программе "Планета знаний". 1 класс....

Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс

Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК  "Школа России"...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...