Программа Русский язык 3 класс школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Бизина Светлана Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС начального общего образова­ния в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и  авторской программы В.П. Канакиной  «Русский язык», которая обеспечена учебником  «Русский язык 3 класс», 2013 г., автор Канакина В.П..                                                                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС начального общего образования в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и  авторской программы В.П. Канакиной  «Русский язык», которая обеспечена учебником  «Русский язык 3 класс», 2013 г., автор Канакина В.П..                                                                                                                                                                                                                        

 В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №5» на 2016-2017 учебный год на изучение данной программы выделено 170 часов, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и использована для ведения внутрипредметного модуля в рамках русского языка – «Развитие речи» с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий. Часы обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса одного предмета объединяются, составляется  единая  рабочая программа.      

Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

• Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);  орфография и пунктуация;

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Содержание дополнительного материала отражает миссию   гимназии: формирование ответственной и свободной личности, способной к самоопределению и максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциалов, необходимых для успешной самореализации и обучения.

Формы  организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа – диалог, полилог;
  • работа в парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры),  урок-соревнование.

Используемые методы обучения:

∙      объяснительно-иллюстративный;

∙  проблемно-поисковый;

метод стимулирования интереса к учению;

∙  метод самоконтроля;

                  ∙  метод самостоятельной деятельности учащихся:

Используемые технологии:

  •   игровые технологии;
  •   технология создания ситуации успеха на уроке;
  •  личностно-ориентированные;
  •   здоровьесберегающие;
  •  ИКТ.

Способы и средства проверки и оценки результатов обучения по курсу «Русский язык»

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий
  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Самооценка и самоконтроль 

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, проверочные работы, обучающие изложения и сочинения.  Примерное количество слов для словарных диктантов в 3 классе составляет 10-12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 45-55 слов, во втором 50- 60 слов.

Количество контрольных  работ (диктантов) в 3 классе –10.

Количество контрольных  списываний-.2

Количество пректов-4.

Итоговая комплексная контрольная работа -1.

Сроки реализации

В 3  классе на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Темы,   попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.

  1. Основное содержание программы

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Наша речь и наш язык

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

Слово в языке и речи

19

Состав слова

16

Правописание частей речи

29

Части речи

74

Повторение

16

                                                            Итого

170ч.

  • Язык и речь (2ч)

Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, ее назначение. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

  • Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Текст. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов.

Предложение.  Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения, но членам предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

  • Слово в языке и речи (19ч)

Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

  • Состав слова (16 ч)

Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным слова.

  • Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании частей слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой). Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).

Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокорен-ных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).

Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок (общее представление).

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).

Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

  • Части речи (74ч)

Имя существительное (31 ч)

Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).

Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Имя прилагательное (18 ч)

Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.

Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).

Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.

Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Местоимение (5 ч)

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения.

Глагол (20 ч)

Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.

Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).

 Связная речь (работа проводится при изучении всех разделов курса)

Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.

Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.

Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя.

Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.

Повторение изученного за год (16 ч)

Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи.

3.Требования к планируемым результатам изучения программы «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  •  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  •  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  •  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  •  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  •  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  •  Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  •  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  •  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  •  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  •  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  •  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  •  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  •  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  •  Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  •  Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты к концу третьего класса.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  •  влияние ударения на смысл слова;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
  •  роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

уметь:

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • различать словосочетание и предложение;
  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • » изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

  1. Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс.

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина.

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык и речь (2ч.)

Наша речь. Виды речи.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

01.09

04.09

Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч.)

Текст. Типы текстов

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Выделять части текста, обосновывать правильность их выполнения.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

 Восстанавливать деформированный текст, подбирать заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Различать словосочетания в предложении. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложение из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

05.09

Текст. Типы текстов

06.09

Предложение.

07.09

Виды предложений по цели высказывания

08.09

Виды предложений по интонации

11.09

Предложение с обращением.

12.09

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

13.09

Административная входная контрольная работа №1

14.09

Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. 

15.09

Распространённые и нераспространённые предложения

16.09

Простое и сложное предложения

18.09

Словосочетание.

19.09

Словосочетание.  Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

20.09

Слово в языке и речи (19ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.  Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.  Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

21.09

Синонимы и антонимы

22.09

Омонимы

25.09

Слово и словосочетание

26.09

Фразеологизмы.

27.09

Части речи

28.09

Имя существительное

29.09

Имя прилагательное. Р.р. по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

02.10

Глагол

03.10

Р.р. Обучающее изложение «Ёлочка» (упр. 88)    

04.10

Имя числительное

05.10

Однокоренные слова

06.10

Гласные звуки и буквы.

09.10

Контрольный диктант№ 2 по теме «Предложение»

10.10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

11.10

Согласные звуки и буквы

12.10

Парные согласные. Разделительный ь

13.10

Обобщение и закрепление изученного. Р.р. Обучающее  изложение «Сыроежка»

16.10

Проект «Рассказ о слове»

17.10

Проверочная работа по теме

18.10

Состав слова (16 ч.)

Корень слова. Однокоренные слова

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

19.10

Чередование согласных в корне.

20.10

Сложные слова

23.10

Окончание. Как найти окончание

24.10

Контрольный диктант №3 за 1 четверть.

25.10

Работа над ошибками. Окончание слова

26.10

Приставка.

27.10

Значение приставок. Как найти приставку.

07.11

 Суффикс. Как найти суффикс.

08.11

Значения суффиксов

09.11

Основа слова

10.11

Обобщение изученного по теме «Состав слова»

13.11

Р.р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

14.11

Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Состав слова»

15.11

Р.р. Обучающее изложение

16.11

Проект «Семья слов»

17.11

Правописание частей слова ( 29 ч.)

Орфограммы в значимых частях слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм.  Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 Работать с орфографическим словарем.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста,

составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить

неправильно написанные слова и

исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

20.11

Правописание безударных гласных в корне слова

21.11

Правописание безударных гласных в корне слова

22.11

Правописание безударных гласных в корне слова 

23.11

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов

24.11

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

27.11

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов.

28.11

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов

29.11

Р.р. Обучающее изложение

30.11

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

01.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.                                                                  

04.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

05.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

06.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

07.12

Р.р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

08.12

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание частей речи»

11.12

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов.

12.12

Правописание приставок и суффиксов

13.12

Правописание приставок и суффиксов

14.12

Правописание приставок и суффиксов

15.12

Правописание приставок и предлогов

18.12

Правописание приставок и предлогов. 

19.12

Правописание слов с раздел-м ъ 

20.12

Разделительные Ъ и Ь знаки

21.12

22.12

23.12

Р.р. Изложение по тексту «Скворец...»

09.01

Итоговый контрольный диктант №5 за 1 пол. по теме «Части речи»

10.01

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»

11.01

Части речи (74ч)

Имя существительное (31 ч.)

Части речи

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

12.01

Имя существительное как часть речи

15.01

Имя существительное как часть речи.

 Опасные согласные.

16.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

17.01

Представление об устаревших словах в русском языке.

18.01

Р.р. Изложение по тексту «Горностай» (упр. 19)

19.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

22.01

Проект «Тайна имени»

23.01

Число имён существительных

Определять число имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Изменить форму числа имен существительных.

 Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  

24.01

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Р.р. Работа с текстом письмо по памяти.

25.01

Род имён существительных

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Определять род имен существительных.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

26.01

Род имен существительных

29.01

Ь на конце имён существительных после шипящих

30.01

Ь на конце имён существительных после шипящих.

31.01

Р.р. Обучающее изложение

01.02

Контрольный  диктант № 6  по теме «Имя существительное».

02.02

Работа над ошибками. Склонение имен существительных. 

Изменять имена существительные по падежам.

 Запоминать названия падежей.

 Определять падеж имен существительных.

 Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.).

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного.

 Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

 Писать диктант и проверять написанное.  

05.02

Падеж имен существительных

06.02

Падеж имен существительных

07.02

Р.р. Сочинение по картине И.Я.  Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

08.02

Именительный падеж

09.02

Родительный падеж

12.02

Дательный падеж

13.02

Винительный падеж

14.02

Творительный падеж

15.02

Предложный падеж

16.02

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

19.02

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

20.02

Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Проект «Зимняя страничка»

21.02

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

22.02

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»

26.02

Имя прилагательное (18 ч.)

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имен прилагательных.

 Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.).

 Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

 Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

27.02

Значение и употребление имен прилагательных  в речи.

28.02

Роль имен прилагательных в тексте.

01.03

Текст-описание

02.03

Р.р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь»

05.03

Род имен прилагательных

06. 03

Изменение имен прилагательных по родам

07.03

Изменение имен прилагательных по родам

09.03

Число имен прилагательных

12.03

Число имен прилагательных

13.03

Изменение имен прилагательных по падежам

14.03

Изменение имен прилагательных по падежам

15.03

Обобщение знаний.

16.03

Обобщение знаний

19.03

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное

20.03

Работа над ошибками. Обобщение знаний.

21.03

Р.р. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

22.03

Проект «Имена прилагательные в загадках»

23.03

Местоимение (5ч.)

Личные местоимения.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

02.03

Изменение личных местоимений по родам

03.04

Изменение личных местоимений 3 лица по родам

04.04

Морфологический разбор местоимений

05.04

Контрольное списывание № 2 по теме «Местоимение»

06.04

Глагол (20 ч.)

Глагол как часть речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи.

 Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам.

Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола.

Изменять глаголы по числам.

Распознавать время глагола.

Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

 Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

 Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

 Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

09.04

Значение и употребление глаголов в речи. 

10.04

Значение и употребление глаголов в речи. 

11.04

Неопределённая форма глагола

12.04

Неопределённая форма глагола

13.04

Число глаголов

16.04

Число глаголов

17.04

Времена глаголов.

18.04

Времена глаголов.2 лицо глаголов.

19.04

Изменение глаголов по временам

20.04

Изменение глаголов по временам

23.04

Р.р. Изменение глаголов по временам. Изложение «Лось» (упр. 204

24.04

Изменение глаголов по родам

25.04

Изменение глаголов по родам

26.04

Правописание част. НЕ с глаголами. 

27.04

Правописание част. НЕ с глаголами.

03.04

Обобщение знаний о глаголе

04.04

Проверочная работа.

07.05

Обобщение знаний о глаголе.

08.05

Контрольный диктант№ 9 по теме «Глагол»

10.05

Повторение (16 ч.)

Работа над ошибками. Части речи.

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме,  анализировать высказывания одноклассников,  составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

11.05

Части речи.

14.05

15.05

Правописание безударных гласных.

16.05

Правописание безударных гласных

17.05

Обобщение изученного о слове, предложении

18.05

Правописание приставок и предлогов. 

21.05

Административная итоговая контрольная работа №10

22.05

Анализ контрольного диктанта

23.05

Обучающее изложение

24.05

165

Повторение

25.05

5. Перечень учебно-методического обеспечения учебного курса

 « Русский язык »

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н. и др. Русский язык. (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. М.: Просвещение, 2011. С. 39 -211).
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2013.
  • Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. М.: ВАКО, 2014
  • Канакина В.П. Щёголева  Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы, М.: Просвещение, 2013
  • Крылова О.Н.  Контрольные работы по русскому языку.  К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3класс. В 2 ч» М.: Экзамен, 2014
  • Контрольно- измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/Сост. В.А. Синякова .-4- е  изд. Перераб.- М.: ВАКО, 2013- 80с.

Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

2. Учебно - дидактические  средства обучения:

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку ( в том числе и в цифровой форме).
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе , т в цифровой форме).
  • Шаповалова О.А.3 класс. Карточки заданий.-2-е изд. испр. доп.- Саратов:Лицей,2012.-96с

  1. Материально- техническое обеспечение.

п/п

Наименование

Сокращение

Периодичность использования

1

Система тестирования качества знаний

СТКЗ

Итоговый контроль

2

Интерактивная доска Interwrite

ИД

Каждый урок

3

Проектор Vivitek D791ST

П

Каждый урок

4

МФУ KYOCERA

МФУ

5

Акустические колонки TopDevise

АК

Совместно с ПК

6

Разветвитель Axiom

7

Документ камера Gaoke GK -9000A

ДК

1-2 урока в неделю

8

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки

9

Компьютер мобильный (ноутбук) педагога

ПК

Каждый урок

10

Фотоаппарат Canon

Ф

11

Система организации беспроводной сети D-link DIR-320

12

Гарнитура компактная Senmai

Г

13

Мышь оптическая ARCTIC

14

Практические рекомендации

15

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс.

2-3 раза в неделю

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________

Шлеткова О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс ФГОС (с тематическим планированием).

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...

Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"

В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....