План-конспект по русскому языку "Мягкие и твёрдые согласные сочетания жи, ши, ча,ща,щу, чк,чн."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рахматуллина Минзаля Тагировна

Урок повторения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Мягкие и твёрдые согласные сочетания жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн.

Цели урока: Отработка умения распознавать в словах шипящие звуки  /ж/, /ш/, /ч/, /щ/ и   правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с согласными буквами и, а, у;  обработка умения писать сочетания чн, чк, без мягкого знака.

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок-

                                             Начинается урок.

                                             Как же правильно писать

                                             Будем вместо повторять.

 II.         Повторение.

   1.Индивидуальная работа.

   А) Измените слова по образцу. Подчеркните мягкий  знак. (ь)

Образец: удалец-удальца.

Пенёк, денёк, зверёк, хорёк, стебелёк, тополёк, мотылёк, палец, жилец.

   Б).Спишите, изменяя слова по образцу. Подчеркните ь.

 Образец : мыло - (какой ?) пузырь- мыльный

                  Школа - (какая ?) мебель.

                  Сигнал – (какой ?) флажок.

                  Зеркало – (какой?) карп.

                  Село – (какой ?) местность.

                  Журнал – (какой ?) столик.

                  Сила – (какой?) ветер.

     В). Спишите. Замените выделенные слова противоположными по значению. Подчеркните ь.

        Сладкая ягода, большой камень, слабый голос, ближний лес, здоровый ребёнок.

      2. Фронтальная работа.

       Сегодня мы с вами будем отвечать  на хитрые вопросы. Запишите только ответ.

        - Как превратить мел в мелкое  место на реке? (мель)

        - Как угол превратить в топливо? (уголь)

        - Как из банки сделать баню? (банька)

        - Как из полки сделать танец? (полька)

        3. Игра «Посчитаем»

                     Вот они идут гуськом

                     Вдоль лесных дорожек

                     Ёж-отец, Ёжиха- мать

                     И ребенок-Ёжик.

  - В каких подчёркнутых словах число звуков и букв одинаково? (ребёнок)

  - В каких подчёркнутых словах звуков больше, чем букв? Почему?( Ёж, Ёжиха, Ёжик). (В этих словах есть хитрая буква и даёт 2 звука)

   - В каких словах букв больше ,чем звуков? Почему? (гуськом, вдоль, мать,). (Буква мягкий знак не означает звука.)

   -  Какие ещё вы знаете слова, где букв больше, чем звуков? Напишите.

   - Какую работу выполняет ь в этих словах? (Показатель мягкости)

  III. Чистописание.

   Все знают хитрую куму. А про её  проказы есть сказки и рассказы.

   IV. Работа по теме урока.

  Сегодня я расскажу сказку « Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами » 

А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»

  • Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке

Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!

Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:

--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…

Буквы даже рассердились!

--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.

Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!

-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.

Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!

(Речь пойдёт о правописании сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)

Б) Работа по учебнику

--упр.52 стр. 22

Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить

--выполните задание самостоятельно.

V. Физкультминутка

Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…

Вот поезд наш мчится,

колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …

В) Продолжение работы по учебнику.

  • Упражнение в правописании сочетаний

--упр.53 стр.22 (устно)

--упр.54 стр. 22 (у доски)

--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)

  • Игра «Продолжи словечко»

Угадайте и запишите слова:

Кот живёт у нас на крыше

А в подполье живут… (мыши)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни…(машина)

По полям бегут ручьи,

На дорогах -(Лужи)

Скоро выйдут муравьи

После зимней…(стужи)

 5. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)

Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.

--Назовите пары слов:

  • Волшебник – чародей
  • Нередко – часто
  • Глушь- чаща
  • Грязный – чумазый
  • Храбрец – смельчак
  • Жалеть – щадить
  • Большая туча
  • Журчат ручьи
  • Берёзовая роща
  • Чаща леса
  • Машина гудит

6.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)

Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:

Ча-ща

За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ” 
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.

А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.

Чу-щу

Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!

  • “ЖИ-ШИ”:

Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.

7. Подведение итогов.

Девочки поют частушки:

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча—

С буквой А и ЧА и ЩА.

Сочетания ЧУ и ЩУ

Пием только с буквой У.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.

Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Не запомнятся никак,

7. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня я узнал …

Мне еще нужно отработать…

Для меня самым трудным было…

Сегодня на уроке мне было…

Для меня самым интересным было…

8. Домашнее задание: подобрать 20 слов на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс

Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...