Обучение чтению с помощью текстов
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Обучение чтению с помощью текстов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_s_pomoshchyu_tekstov_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Из опыта работы.В помощь молодому специалисту.Как научить детей читать

Из опыта работы

учителя начальных классов

Николаевой Любовь Фёдоровны

Как добиться оптимальной скорости чтения

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно - познавательные мотивы.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

Некоторые рекомендации, которые сейчас будут изложены, давно известны, другие отличаются новизной, но не будем производить деление на старое и новое, главное, чтобы они были полезны. Предлагаю несколько рекомендаций обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие - то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения

Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из – за стола не выйдешь».При той низкой техники чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение час – полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность этого метода дает поразительные результаты.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, - это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. В это время, например, читает мама определенный объем текста, и так далее, по очереди.

Доказано, что развитие техники чтения часто тормозится из - за слабой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью определенных зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. (В связи с напряженными политическими отношениями с Украиной предложения, относящиеся к данному государству можно заменить другими, но содержащими подобное количество букв). Время работы со всеми 18 набора составляет примерно два месяца, а результат восхитительный – оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть 6 – 8 слов! Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Возможно, что кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: « Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке от пяти до восьми минут времени.

Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем, на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще можно использовать из системы И.Т.Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все учащиеся (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учащимися, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учащихся отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учащихся, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, то есть использовать чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть медленнее, красиво, выразительно». Учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что учащийся, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же темпе. Его возможности не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две – три недели чтение учащихся заметно улучшится.

Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, постоянно пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. Задача же учителя заботится о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь учителю при обучении чтению. Буквы Б, Й.

Упражнения: (буква б)1. раскраска2. "Паутинка"3. слоги и слова для чтения4. текстНа свободной части листа можно расположить упражнения для письма.буква Й1. раскраска 2. " Паутинка"3. имена4. игра...

Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе...

Волшебное обучение чтению Работа с текстом 1 класс Медведь

Занятие по внеурочной деятельности "Волшебное обучение чтению"Работа с текстом1 классМедведь...

Волшебное обучение чтению Работа с текстом 1 класс Старик и яблони

Занятие внеурочной деятельности "Волшебное обучение чтению"1 класс"Старик и яблони" Л. Толстой...

Волшебное обучение чтению Работа с текстом 1 класс Старик и яблони

Занятие внеурочной деятельности "Волшебное обучение чтению"1 класс"Старик и яблони" Л. Толстой...

Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети ...

Обучение чтению с помощью фониксов

Без сомнения, многие ученики, особенно младшие школьники, сталкиваются с трудностями при чтении английских слов. Я хотела бы поделиться с вами прекрасным средством обучения чтению на английском &ndash...