Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Юдина Елена Георгиевна

Урок русского языка  "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка во 2  классе

Тема урока: Суффикс. Введение понятия.

Цель урока: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.  Ввести понятие «суффикс».

Задачи урока:

 дать представление о суффиксе, как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; писать слова с известными орфограммами; проверять результат выполненного задания; организовать рефлексивную деятельность учащихся;

развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Программное обеспечение: 

флипчарт  «Суффикс»

электронное приложение к учебнику  «Азбука. 1 класс»

электронное приложение к учебнику  «Русский язык. 2 класс»

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели,  анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника); 

Этап урока

Содержание урока

Примечания

орг. момент

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок.         Будем мы сейчас учиться, 
Начинается урок.                         Не годится нам лениться. 
Все за парты тихо сели,               Все хотим отметку «пять» 
Отдохнуть мы все успели.           На уроке получать? 

   

Учащиеся проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

минутка чистописания

Учитель:

- О каком месяце говорится в моей загадке:

Снега меньше, он уж тает,
И подснежник расцветает.
Открывать весну он рад.
Радостный, журчащий…(март).

- Сегодня 3 марта, давайте на минутке чистописания мы повторим написание заглавной и строчной буквы Мм.

-Вспомним сначала правильное написание этой буквы (образец написания из электронного приложения к «Азбуке»; ребята повторяют написание букв «в воздухе»)

- Работа для вас будет немного усложнена – мы добавим ещё вот такие соединительные элементы (образец на доске); обратите внимание на чередование букв (слайд).

C:\Users\Администратор\Desktop\Снимок.PNG

- А теперь оцените, пожалуйста, свою работу по нашим критериям на полях тетради (появляется таблица самооценки)

- Кто оценил свою работу по первому критерию? По второму? А кто думает, что ещё надо постараться? Спасибо.

Электронное приложение «Азбука» 1 класс. 

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД).

актуализация знаний

Учитель:

- Продолжаем нашу работу. Запишем слова с буквой М, вставляя пропущенные буквы.  

М_ро_, м_л_ток, мор_, м_сты, м_ря, м_две_ь.

Проверяем, правильно ли вы записали эти слова и оцениваем свою работу на полях тетради по следующим критериям:

- Кто выполнил работу на «5»; на «4» и т.д.

- Прокомментируйте орфограммы в этих словах

Мороз, молоток, морж, мосты, моря, медведь.

Дети:

- В слове мороз орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова;

В слове молоток орфограммы проверяемая и непроверяемая безударные гласные;

В слове морж орфограмма парная согласная в корне слова;

В слове мосты орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово мост;

  В слове моря орфограмма безударная гласная в корне слова, проверочное слово море;

В слове медведь орфограммы: непроверяемая безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова, ь – показатель мягкости.

Учитель:

-Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова?

- Какое правило нам в этом поможет? (табличка «КОРЕНЬ»)

Дети:

- Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Учитель:

- Как найти корень слова?

Дети:

- Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть.

Учитель:

- Помогите, пожалуйста, подобрать однокоренные слова к словам, которые мы записали.

(на слайде ниже записаны слова, которые надо распределить в группы однокоренных слов)

Дети:

Мороз – морозец (корень -мороз-)

Молоток – молоточек (корень –молот-)

Морж – моржонок (корень – морж-)

Мосты – мостик (корень – мост-)

Моря – моряк (корень – мор-)

Медведь – медвежонок (корень –медвед-/-медвеж-)

Учитель:

 - Я могу сказать, что у нас получились пары однокоренных слов? Докажите.

Дети:

Они близки по своему значению и у них общий корень.

Учитель:

- Я могу сказать, что эти пары слов абсолютно одинаковы?

Дети: нет

Учитель:

Давайте, посмотрим, какие части слова в наших парах придают словам разные оттенки значения (я их подчеркну):

  Мороз – морозец (был мороз, а стал лёгкий морозец)

Молоток – молоточек (был молоток, а стал молоточек)

Морж – моржонок (был морж, а стал детёныш моржа)

Мосты – мостик (был мост, а стал мостик)

Моря – моряк (было слово моря, а стал моряк)

Медведь – медвежонок (был медведь, а получился медвежонок, с помощью какой части слова)

- Я могу сказать, что части слова, которые мы подчеркнули, это приставки? Ведь они служат для образования новых слов (табличка «ПРИСТАВКА»).

Дети: нет

Учитель:

-Почему?

Дети:

- Потому что приставка стоит перед корнем, а эта часть слова стоит после корня.

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД).

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

целепола-

гание

Учитель:

 - Значит,  есть ещё часть слова, которую мы пока не знаем и должны с ней познакомиться.

- Какую же цель мы должны перед собой поставить на уроке?

Дети:

- Познакомиться с новой частью слова

открытие «нового» знания

Двигательная разминка

Зарядка для глаз

Учитель:

- Где стоит новая часть слова?

Дети: после корня  

Учитель:

- Для чего она нужна в слове?

Дети:  для образования новых слов

Учитель:

- Эту часть слова мы будем называть «СУФФИКС» (табличка)

Учитель:

- Попробуйте сформулировать правило про новую часть слова (опора на слайде).

Дети:

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Учитель:

- Проверим, совпадает ли сформулированное вами правило с правилом профессора Самоварова. (электронное приложение к учебнику «Русский язык»)

Разминка (проводит один из учеников).

Учитель:

- Обратите внимание, как будем обозначать суффикс – вот таким «уголком»

- Послушаем, что ещё расскажет нам профессор Самоваров о суффиксе (часть 3,4)

Раз –налево, два – направо,          Взгляд  направим ближе, дальше,
Три –наверх, четыре — вниз.      Тренируя мышцу глаз.
А теперь по кругу смотрим,         Видеть скоро будем лучше,
Чтобы лучше видеть мир.            Убедитесь вы сейчас!

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

Электронное приложение «Русский язык» 2 класс.

первичное закрепление

Учитель:

Предлагаю выполнить задания, данные в учебнике на с. 62-63. Будем работать по вариантам. Ребята первого варианта должны образовать новые слова пользуясь иллюстрацией  на с.62, второго варианта – на с. 63. Суффикс в новых словах выделяем обязательно.

Дети: самостоятельная работа учащихся

Учитель: 

- Проверим, какие слова у вас получились.

1 вариант: тигрёнок, котёнок, слонёнок, страусёнок, мамонтёнок.

2 вариант: домик, домище, домишко, домина

Учитель:

-Какие суффиксы выделили? (-ёнок-; -онок-; -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк-)

- Суффиксы – ёнок-, -онок-  помогают образовывать слова – названия детёнышей; суффиксы -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк- указывают на размеры предмета (маленькие и большие)

Учитель:

- Следующее упражнение мы сделаем у доски – упражнение 84.

Дети: 3 ученика работают с комментированием у доски:

Барабан – барабанщик; труба – трубач, гитара – гитарист.

подведение итогов

рефлексия

Учитель:

         - С какой частью слова мы познакомились?

         Дети: - С суффиксом.

         Учитель:

- Посмотрим, что вы уже сейчас знаете о суффиксе?

На карточках, которые лежат у вас на столе, нужно подчеркнуть только правильные ответы.

Дети:

1. Найди и подчеркни верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
   
Суффикс – это часть слова.
2)
Суффикс служит для образования новых слов.
    Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
   
Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
   
Суффикс имеет значение.

Учитель: Поменяйтесь карточками. Проверим, какие ответы подчеркнули (комментирует учитель).

- У кого все ответы правильные – ставит «5», 1 ответ не верен – «4», половина работы сделана с ошибками – «3».

- Встаньте, кто поставил себе…
- Наш урок подходит к концу,  завтра на уроке мы продолжим работу над значением суффиксов.  Оценку каждому ученику я поставлю по результатам ваших промежуточных оценок на полях тетради и на карточках.

- Так, как наш урок всё-таки был немножко весенним, а символ весны – подснежник, мне хотелось бы отметить ребят, которые очень активно работали на уроке и подарить вот такие подснежники.

Домашнее задание у вас будет в рабочей тетради на с. 26 – упр. 146

Учитель: Тетради сдайте, пожалуйста. Спасибо за урок.

Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).

Список используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
  2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка. 2 класс»
  3. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Учебник для 2 кл. Москва: «Просвещение» 2012.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 2

Снега меньше, он уж тает, И подснежник расцветает. Открывать весну он рад. Радостный, журчащий….

Слайд 4

М о ро з , м о л о ток, мор ж , м о сты, м о ря, м е двежья.

Слайд 5

МОРОЗ – МОРОЗЕЦ МОЛОТОК – МОЛОТОЧЕК МОРЖ – МОРЖОНОК МОСТ – МОСТИК

Слайд 7

С. 62 С. 63

Слайд 9

Домашнее задание: с. 26 упр.146 ( р /т); с. 62 правило( уч .)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. "Устная и письменная речь." 1 класс

Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.Уметь различать речь устную и письменную...

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...