Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
статья (4 класс) по теме

Фролова Ксения Андреевна

В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Ксения Андреевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №143

Красногвардейского района г.Санкт-Петербург

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность осваивать полученную информацию, усваивать новые знания, умения, компетентности, самостоятельно организовывать процесс обучения. Все компоненты универсальных учебных действий взаимосвязаны и способствуют гармоничному развитию. В свою очередь регулятивные универсальные учебные действия отвечают за процесс постановки учебной задачи. С их помощью ученик планирует учебную деятельность, выбирает средства для достижения целей, контролирует процесс в ходе выполняемой работы и производит оценку полученных результатов.

Любые виды работ могут быть эффективны только при проведении их в определенной системе. Также необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала и ту умственную работу, которую производят учащиеся.

Регулятивные универсальные учебные действия являются умением учиться. Русский язык является родным для учеников и во многом определяет качество подготовки по другим дисциплинам.

Рассмотрим фрагменты урока обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова».

На этапе целеполагание использовался прием «Тема-вопрос». «Всегда ли можно проверить безударную гласную или согласную в корне слова?». Создавалась проблемная ситуация, которая способствовала активному обсуждению. На этом этапе дети высказывали свое мнение. С помощью учителя формулируется тема уроках и учащиеся записывают ее в тетрадь. На последующих уроках ученики справляются с формулированием темы самостоятельно, учителю необходимо лишь направлять, корректировать при необходимости.

Затем на доске появляется слайд с памяткой «Как проверить безударную гласную в корне», но этапы работы там перемешаны и ребятам предлагается их упорядочить. Тем самым они составляют план своих действий к дальнейшему упражнению. При выполнении данной работы дети не испытывали затруднений, поэтому справляются достаточно быстро. Такая игровая форма ребят заинтересовывает, они активны и внимательны.

На этапе закрепления знаний ребятам получают памятки для комментированного письма с указанием орфограмм. При выполнении задания, учащийся вслух комментировал пошагово свое действие. Остальные проговаривали про себя и записывали в тетрадь. Этот прием можно комбинировать и с другими. Например, при выполнении упражнения на орфограммы в корне слова, был использован прием «Диктант за робота». Зачитывалось слово «посадка», ученик поднимал руку и проговаривал «проговариваю посадка, определяю орфограмму, парная согласная в корне слова, вспоминаю правило, нужно изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная, посадить, после согласной стоит гласная, выделяю орфограмму зеленым цветом», добавляется рассуждение: пишу слово в первую колонку, так как могу доказать. Аналогичная работа проводится с последующими словами. Например, при написании слова «пассажир» ученик должен сказать, что это словарное слово и его надо запомнить, затем он подчеркивает орфограмму зеленым цветом и записывает слово во второй столбик, так как не могу доказать правописание. Так как работа с комментированием орфограмм уже проводилась ранее, но не все ей хорошо владели, учащиеся быстро ориентировались. А те, кто затрудняется ранее комментировать правописание, начинают справляться лучше с опорой на наводящие слова в памятке.

В конце урока используем прием «зрительный диктант». На доске записаны слова, уже знакомые учащимся: «троллейбус, метро, группа, суббота, шоссе, мороз, ракета, хоккей и т.д.». Дается время прочитать слова, затем доска закрывается. Учитель диктует слова, учащиеся записывают у себя в тетрадях. Ребята берут карандаш в руки, открывается доска со словами, и учащиеся самостоятельно проверяют свою работу. Таким образом, учащийся оценивает, на сколько он хорошо знает словарные слова, и производит работу над ошибками дома.

К следующим урокам для осуществления контроля и устранения слабых мест в знаниях ученика, можно отнести памятку с названиями уже изученных орфограмм и их порядковым номером. Такие памятки раздавались ученикам, и они с ними постоянно работали. Этот прием самоконтроля был использован при работе над ошибками в работе на уроках, а также при проверке домашнего задания. При проверке работы и обнаружении ошибки, учитель, учитывая способности ребенка, либо зачеркивает неправильную букву, либо подчеркивает слово, в котором допущена ошибка, и в некоторых случаях еще выделяет часть слова. Обязательно на полях указывается номер орфограммы. Затем ученикам возвращаются тетради. Они анализируют свои ошибки, работают с памятками и тем самым выполняют работу над ошибками и снова сдают на проверку. Также на усмотрение учителя могут даваться дополнительные задания. После учащимся предлагается оценить свою работу.

Урок, посвященный контрольному списыванию. При работе над списыванием раздаются тексты с заданием каждому на парту. Затем составлялся план работы совместно с учениками. Учитель задает наводящие вопросы. Получается примерно такой план:

1. Полностью читается текст.

2. Читается каждое предложение и проговаривается себе по слогам.

3. Списываем предложение и проверяем.

4. После того, как текст полностью списан, еще раз выполняется проверка и исправление ошибок.

5. Чтение и выполнение заданий к тексту.

Для наглядности данный план выводился на экране презентации.

После выполнения списывания нами был использован прием «линеечка». Ученики рисуют четыре одинаковые вертикальные линеечки, рядом с каждой из них писали буквы А - аккуратность, П - правильность, С -старание, Т - трудность. Затем они оценивают свою деятельность по каждому из этих критериев. При проверке работ учитель также отмечает на этих линеечках свое мнение по поводу работы. При согласии с учеником, он обводит в кружок его крестик. При расхождении оценок, обязательно стоит обсудить в беседе с учеником причины такой оценки. Также выставляется отметка учителем.

К еще одному обязательному этапу урока по ФГОС относится рефлекия. В конце каждого урока ее следует проводить. Существует множество приемов ее проведения. Мы считаем, что на уроках русского языка особенно важно использовать рефлексию, которая дает возможность развернуто ответить ученику. Так как это способствует развитию речи. На слайде в конце урока выводится ряд вопросов «Что у меня не получилось? Почему я допустил ошибку? В чем заключается моя ошибка: в написании слова или в классификации слов по видам орфограмм? Что мне необходимо повторить, чтобы больше не ошибаться? Что у меня получилось? Что понравилось?». Каждый записывает ответ на вопрос к себе в тетрадь, затем желающие озвучивают свои ответы. При использовании данного приема ответы детей сначала были похожи. Затем начали появляться более развернутые ответы, а это значит, что учащиеся начали глубже оценивать свою деятельность. Учителем поощрялись полные ответы, и это мотивировало детей к анализу своей деятельности.

Подобные приемы используются учителями на каждом уроке. Задания могут быть разнообразными. Это дает возможность творчески подходить к составлению уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общест...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении английскому языку во 2 классе средствами УМК "Enjoy English".

Работа содержит теоретический материал по формированию EEL в младшем школном возрасте, а таже детальный анализ учебно-методического комплекса "Enjoy English" для 2 класса с точки зрения его возможност...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

    Важным качеством современного ученика должно стать умение общаться, убеждать, аргументировать, чему способствует формирование коммуникативных универсальных учебных действий....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в начальной школе. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства ...