Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 1 класс УМК " Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_na_kontse_slova.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №37»

город Тольятти

Конспект урока русского языка

по теме:

«Правописание парных звонких и глухих

согласных на конце слова»

1 класс

УМК «Школа России»

Выполнила: Зайдлец Мария Викторовна,

учитель начальных классов,

МБУ «Лицей №37»

г.Тольятти

2018

                                                                 

Правописание парных звонких и глухих 
согласных на конце слова. 
(1 класс)

Цели:  формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
   
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово. 

1.Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

 2. Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

- различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

б) регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

3. Предметные умения:

- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов;

 Задачи: - развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление. Наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключение. Развивать письменную речь.

- воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.

Вид: комбинированный урок на основе комплексного                                         интеллектуального развития.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал( тренинг–листы).

                                      Ход урока.

1.        Организационный момент.

                

Учитель:                       С добрым утром начат день,

                        Первым делом гоним лень

                        На уроке не зевать

                        А работать и писать.

2. Сообщение темы урока:

Учитель: Послушайте одну удивительную историю.Однажды не поладили буквы гласные и согласные- и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг…Показалось им, что кто-то рыдает…Прислушались.

А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): «држб!»

И услышали радостное (но тоже непонятное) : «у а!»

И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе. Ребята, посмотрите на слайд ,какое слово мы можем составить ,если эти буквы помирятся:  « Дружба».

Слайд  2

Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока»?Слайд 3

Учитель: -Что у вас получилось?

Дети: Парные звонкие и глухие согласные.

Учитель:Как вы думаете ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Дети: повторим правило проверки парных  согласных на конце слова.

3.Чистописание                        

Учитель: Послушайте рассказ.

  Ярко светит солнышко,  и под его лучами проснулись цветы на лесной поляне. И лишь один цветок не мог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Слайд  4

Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их. (Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости и звонкости).

На доске: г-к,б-п,в-ф,д-т,з-с,ж-ш.

Слайд 5 Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Учитель: Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных.

Учитель: Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Дети: Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению.

-Например: флаг- на конце слова слышится звук к

Изменяем слово- флаги. Перед гласной и ясно слышится звук г, поэтому в слове флаг писать нужно букву г.

Учитель: Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

Тренажер : раскрась Копатыча.

4. Закрепление пройденного материала

Учитель: А сейчас мы с вами побываем в сказке.

                        Вспоминают  отрывок К.Чуковского «Доктор Айболит».Слайд 7 

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

-Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Дети: Очень плохо. Некому будет лечить зверей.

Учитель: Все зверята со всех концов света поспешили на помощь  доктору.

Как Вы думаете ребята, почему все зверята поспешили к Айболиту?

Дети: Потому что он добрый и всегда всем помогает.

Ребята ,вспомните пословицы о доброте: « Худо тому, кто добра не делает никому.», « Мир не без добрых людей», « И собака старое добро помнит», «Доброе дело 2 века живет», «Жизнь дана на добрые дела».

Учитель: Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде.

- Назовите тех, кто пришёл на помощь к доктору. Слайд 8

Дети:  лев, , заяц,  слон, ёж, жираф, кит, уж.

Учитель: Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочное слово.

                лев – львы

                ёж –ежи

                жираф – жирафы

                кит – киты

                           уж – ужи

Учитель: Итак, какие слова требуют проверки? Проверьте Слайд 9

Дети: слова с парными согласными на конце слова

Учитель: Какие слова являются проверочными?

Дети: слова, в которых согласный стоит перед гласным

Учитель: Назовите среди записанных слов слова, в которых есть                                 знакомая вам орфограммы.

Дети: ужи, ежи, жирафы.

Учитель:А теперь скажите , как мы будем называть детенышей:

Слоненок,зайчонок,львенок,ежонок,ужонок,китенок.Мы образовали  однокоренные слова или подобрали другую форму слова? Слайд 10

Дети:однокоренные слова.

Учитель: С помощью чего мы образовали новые слова?

Дети : С помощью суффикса ёнок, онок.

5.Физминутка

Я называю слова и если на конце этих слов есть парные согласные, то вы берёте в паре друг друга за руки. Если нет в словах парных согласных на конце слова, то вы отворачиваетесь друг от друга.

(плуг, мороз, нос, флаг, погреб, орёл, стол, стог ,лимонад, двери, шоколад, ручка)

6. Закрепление пройденного материала.

Задание «Помогите разобраться».

Слайд 11

Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. А вы знаете почему? Он получил телеграмму от слонёнка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте ему поможем разобраться:

Слайд 12

                                                                       Дорогой верблюд!

Иди прямо через лук. Справа будет         большой прут, на нём

 деревянный плод

Не пугайся кос – они не бодаются.

Ждём тебя.

        -Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

        Дети: Лук, прут, плод, кос.

        Учитель: Почему?

Давайте поможем слоненку исправить ошибки, чтобы верблюжонок все понял и добрался до доктора Айболита. Слайд 13

Лук-овощ, луг-  участок земли ,покрытый растительностью   ,

Прут- ветка, пруд-водоем,

Плод- съедобная часть растений    , плот-средство передвижения по воде,

Косы – прическа, козы –домашние животные.

Учитель: Ребята, как называются  слова, которые одинаково пишутся и слышатся ,но имеют разное значение?

Дети: Омонимы.

Учитель : верно ,ребята. А те слова, которые одинаково слышатся ,но имеют разное значение называют омофонами это одна из  разновидностей омонимов.

Учитель: Давайте составим  предложения, в которых будут омофоны,чтобы показать отличие этих слов.

В салат нарезали лук. Как красив весенний луг!

У пастушка  в руках прут. Я ходил купаться на пруд.

По реке плывет плот. На дереве созрел плод.

Давайте запишем 2 предложения:

По реке плывет плот. На дереве созрел плод.

Слайд 14.Мы с вами все исправили и теперь верблюжонок непременно найдет дорогу к Айболиту.

 7.Самостоятельная работа в парах. 

        Учитель: У вас на столе лист- тренинг.Вы должны вставить пропущенную букву и записать проверочное слово. А теперь обменяйтесь вашими листочками с соседом по парте и проверьте.

Сверяем с доской.слайд15

        

        Торт-                                                  глаз- …

        снег - …                             утюг - …

        арбуз - …                                       мороз-…

              жираф-…                                       гриб-…

              сад…-                                            город-…

                                                                     

Образуйте новые слова: тортик,снеговик,снежный,арбузик,арбузный,жирафик,

утюжить, глазной,глазик,морозный, грибной,городской.        

8.Итог урока.

  9.Рефлексия

              Услышим скоро мы звонок,

        Пора заканчивать урок

        Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке?

        Поднимите руки ,кому было на уроке было интересно и все  понятно?

           А теперь поднимите руки те, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем                 уверенно?

                        

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

                                                                                                                                                         Приложение

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется, 
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал, 
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками 
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками 
Лежит мешок с иголками. (еж)

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии важны" 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока "Все профессии важны"2 класс УМК Школа РоссииЦели урока:·         Обогатить знания детей о различных профессиях. Обобщить знания об экономике, культу...

Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0". 1 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по математике по программе "Школа России" для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0....

Конспект урока по литературному чтению по теме "Родина" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по теме - "Родина"....

Конспект урока математики "Приемы нахождения частного и остатка" 3 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока рассматривает 3 урок в теме "Деление с остатком".Тип урока - формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цель урока: научиться находить частное...