Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мещеркина Ирина Валентиновна

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интересная работа по обучению написанию сочинения-миниатюры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока.

4 «А» класс.

Тема урока: «Упражнение в определении падежей имен существительных. Сочинение – миниатюра».

Составитель: Мещеркина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 45 им. Ж. Дюмезиля, г. Владикавказ.

Предмет:   русский язык 4 класс

Тема   урока: Падежи имён существительных.

Тип урока: систематизация и повторение знаний, развитие речи.

Форма: самостоятельная и групповая работа обучающего характера.

Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);

развивать внимание, логическое мышление, речь, творческое мышление, память;

воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;

Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1. Организация

Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь.

Проверяют готовность к уроку.

2.Каллиграфическая минутка.

3. Словарная работа.

4. Актуализация знаний.

5. Работа в парах.

Записать пословицу: «Октябрь землю покроет, где листом, где снежком»

О каком времени года эта пословица?

Какие еще пословицы знаете о временах года?

Как проходит осень в нашем крае?

Запишите пословицу, выделите орфограммы.

Какие животные водятся в лесах Северной Осетии? Кто такие эндемики?

Какие эндемики живут в наших лесах?

Запись слов: заяц, лисица, медведь, овца, жилище.

Производят анализ слов.

Как определить падеж имени существительного?

Что изучили об имени существительном?

Что значит просклонять имя существительное?

Что знаете о падежах? Какой падеж никогда не употребляется без предлога? В каком падеже существительное является подлежащим?

Как определить падеж имени существительного?

Друг это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через года. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

Прочитайте текст. О чём он? Найдите и

подчеркните родственные существительные. Выпишите  эти слова  в  столбик. Определите падеж.

Записывают пословицу,

Выделяют орфограммы.

Записывают словарные слова, делят на слоги, определяют ударный слог, часть речи.

Находят слова, где все согласные звуки твердые, мягкие? Глухие, звонкие?

падежи имён существительных

-имена существительные изменяются по падежам, - у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги

- знаем алгоритм определения падежей

1) задать вопрос

2) посмотреть на предлог

3) посмотреть, каким членом в предложении является

4) В предложном падеже сущ. всегда употребляются с предлогами.

5) В именительном падеже сущ. в предложении является подлежащим.

Формируемые УУД:

Личностные: 

самоопределение;

формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме;  участвовать в коллективном обсуждении

6. Определение темы урока.

7.Постановка целей, определение критериев.

8.Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы будем работать над умением определять падежи существительных, выполнять творческую групповую работу. Какие поставим цели?

На доске записаны предложения. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить. Определить падежи имен существительных, подчеркнуть основу в предложениях, однородные члены предожения .

- выявить умение определять падежи существительных

- показать свои знания

- выявить задания, в которых допускаем ошибки

- построить план по коррекции ошибок

Сухой лист трепетал на ветках деревьев, опадал, кружился в воздухе. Он покрывал землю пестрым, мягким, шуршащим ковром. Лес задумался и смотре в бледное, но низкое и хмурое небо. Тишину нарушали треск сухой ветки, и сердитый крик вороны, и шумный полет птицы.

(выполняют)

Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: самоконтроль; коррекция

9. Работа по учебнику.

Упражнение № 139.

«Зеленушка»

План.

  1. Почему зеленушку так назвали?
  2. Чем она питается?
  3. За что ценят эту птичку?

Прочитать текст, определить тему, главную мысль текста. Составить план.

Регулятивные: самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

10.Физкультминутка.

«Лягушки на пруду»

выполняют под музыку

11.  Групповая работа.

Заслушивание сообщений учащихся о животных.

Учащиеся рассказывают свои сообщения о белке, зайце, медведе, еже.

Каждая группа получает тему для сочинения – миниатюры. Составляет план сочинения по аналогии с упражнением № 139. По плану пишет сочинение – миниатюру.

Составляют план кс тексту сочинения, записывают лучшие из коллективно составленных предложений. По окончании работы каждая группа зачитывает свое сочинение о зверьке.

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество, умение выражать свои мысли и слушать друг друга.

12. Отчет групп. Зачитывание сочинений.

Обсуждение результатов выступлений каждой группы, определение трудностей.

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание было самым трудным?

Что получилось лучше всего?

Где допускаете больше ошибок? Почему?

Над какими вопросами надо ещё поработать?

ответы учащихся

Надо верить в свои силы.

поднимают руку

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Регулятивные: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

13. Рефлексия

 Что нового узнали на уроке?

Кому было легко и интересно работать?

У кого были небольшие трудности?

Кому было сложно и не интересно?

А что нам надо сделать, чтобы такие задания выполняли без ошибок?

(намечают план вместе с учителем)

1) домашнее задание, направленное на определение падежей

2) тренировка на уроках

3) творческие задания

Познавательные:

умение структурировать знания;

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания;

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

14. Домашнее задание.

выпишите из учебника по чтению 3 распространённых предложения, определите падеж всех существительных.

Приложение 1.

1 группа.   «Заяц».

План..

  1. Где живет заяц, чем питается.
  2. Описание внешности зверька.
  3. Кого боится заяц и как спасается от своих врагов?
  4. Как зверек готовится к зиме.

2 группа. «Медведь».

План.

  1. Где обитает зверь?
  2. Какие у медведя голова, лапы, туловище, глаза, уши, чем покрыто его тело?
  3. Чем питается зверь, что любит делать?

3 группа. «Белка»

План.

  1. Где находится гнездо у белки.
  2. Описание внешности зверька.
  3. Что любит кушать белка, как готовится к зиме.

4 группа. «Еж».

План.

  1. Где живет еж. Чем покрыто тело ежа и почему.  
  2. Чем питается зверек.
  3. Как и где готовит себе он норку на зиму.

Приложение 2.

Белка.

Наши предки называли зверька бела. Уважали белку и ценили. Зверушка малая столетиями кормила и одевала. Гнездо у белки на старой сосне в дупле. Любит белка грибы, ягоды, орешки. И на зиму запасает ими целые кладовые. Детеныши рождаются у белок с конца января до середины марта. В гнезде их бывает до десяти штук.

Медведь

Медведь – зверь могучий, ловкий, хищный, осторожный и сильный. Его тело покрыто шерстью бурого цвета. У медведя большая голова, а шея толстая и короткая. Глазки маленькие, а уши небольшие, круглые. Крадется медведь тихо, даже ветка не хрустнет. Когти на лапах длинные и очень крепкие. У медведя в лесу своя охотничья территория. А еще мишка отличный рыболов. Заберется в воду, притаится и ждет. Плывет рыба, а он лапой хлоп – и поймал!

Заяц.

Врагов у зайца много. Но живет заяц и не тужит. Выручают его нос  и чуткие уши, быстрые лапы и шубка. Летом заяц серый. К зиме у русака шубка светлеет, а у беляков совсем белая становится. Почему же зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть даже то, что делается позади него. Уши у зайца длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох.

Еж.

Живет колючий ежик в лесу. Его колючки – это оружие от врагов. Свернется в клубок, и не подберется к нему ни лиса, ни волк. Ежик нанизывает на свои колючки грибы, лесные груши и яблоки. В ясные осенние дни ежик готовит себе норку на зиму. Днем и ночью таскает туда  сухие листочки и мягкий мох. Придет зима. Накроет норку глубокий сугроб.  Под снегом тепло ежу. До весны так и проспит ежик.

 



Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока.

4 «А» класс.

Тема урока: «Упражнение в определении падежей имен существительных. Сочинение – миниатюра».

Составитель: Мещеркина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 45 им. Ж. Дюмезиля, г. Владикавказ.

Предмет:   русский язык 4 класс

Тема   урока: Падежи имён существительных.

Тип урока: систематизация и повторение знаний, развитие речи.

Форма: самостоятельная и групповая работа обучающего характера.

Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);

развивать внимание, логическое мышление, речь, творческое мышление, память;

воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;

Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1. Организация

Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь.

Проверяют готовность к уроку.

2.Каллиграфическая минутка.

3. Словарная работа.

4. Актуализация знаний.

5. Работа в парах.

Записать пословицу: «Октябрь землю покроет, где листом, где снежком»

О каком времени года эта пословица?

Какие еще пословицы знаете о временах года?

Как проходит осень в нашем крае?

Запишите пословицу, выделите орфограммы.

Какие животные водятся в лесах Северной Осетии? Кто такие эндемики?

Какие эндемики живут в наших лесах?

Запись слов: заяц, лисица, медведь, овца, жилище.

Производят анализ слов.

Как определить падеж имени существительного?

Что изучили об имени существительном?

Что значит просклонять имя существительное?

Что знаете о падежах? Какой падеж никогда не употребляется без предлога? В каком падеже существительное является подлежащим?

Как определить падеж имени существительного?

Друг это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через года. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

Прочитайте текст. О чём он? Найдите и

подчеркните родственные существительные. Выпишите  эти слова  в  столбик. Определите падеж.

Записывают пословицу,

Выделяют орфограммы.

Записывают словарные слова, делят на слоги, определяют ударный слог, часть речи.

Находят слова, где все согласные звуки твердые, мягкие? Глухие, звонкие?

падежи имён существительных

-имена существительные изменяются по падежам, - у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги

- знаем алгоритм определения падежей

1) задать вопрос

2) посмотреть на предлог

3) посмотреть, каким членом в предложении является

4) В предложном падеже сущ. всегда употребляются с предлогами.

5) В именительном падеже сущ. в предложении является подлежащим.

Формируемые УУД:

Личностные: 

самоопределение;

формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме;  участвовать в коллективном обсуждении

6. Определение темы урока.

7.Постановка целей, определение критериев.

8.Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы будем работать над умением определять падежи существительных, выполнять творческую групповую работу. Какие поставим цели?

На доске записаны предложения. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить. Определить падежи имен существительных, подчеркнуть основу в предложениях, однородные члены предожения .

- выявить умение определять падежи существительных

- показать свои знания

- выявить задания, в которых допускаем ошибки

- построить план по коррекции ошибок

Сухой лист трепетал на ветках деревьев, опадал, кружился в воздухе. Он покрывал землю пестрым, мягким, шуршащим ковром. Лес задумался и смотре в бледное, но низкое и хмурое небо. Тишину нарушали треск сухой ветки, и сердитый крик вороны, и шумный полет птицы.

(выполняют)

Регулятивные:

 целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: самоконтроль; коррекция

9. Работа по учебнику.

Упражнение № 139.

«Зеленушка»

План.

  1. Почему зеленушку так назвали?
  2. Чем она питается?
  3. За что ценят эту птичку?

Прочитать текст, определить тему, главную мысль текста. Составить план.

Регулятивные: самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

10.Физкультминутка.

«Лягушки на пруду»

выполняют под музыку

11.  Групповая работа.

Заслушивание сообщений учащихся о животных.

Учащиеся рассказывают свои сообщения о белке, зайце, медведе, еже.

Каждая группа получает тему для сочинения – миниатюры. Составляет план сочинения по аналогии с упражнением № 139. По плану пишет сочинение – миниатюру.

Составляют план кс тексту сочинения, записывают лучшие из коллективно составленных предложений. По окончании работы каждая группа зачитывает свое сочинение о зверьке.

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество, умение выражать свои мысли и слушать друг друга.

12. Отчет групп. Зачитывание сочинений.

Обсуждение результатов выступлений каждой группы, определение трудностей.

Какое задание было самым лёгким?

Какое задание было самым трудным?

Что получилось лучше всего?

Где допускаете больше ошибок? Почему?

Над какими вопросами надо ещё поработать?

ответы учащихся

Надо верить в свои силы.

поднимают руку

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Регулятивные: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

13. Рефлексия

 Что нового узнали на уроке?

Кому было легко и интересно работать?

У кого были небольшие трудности?

Кому было сложно и не интересно?

А что нам надо сделать, чтобы такие задания выполняли без ошибок?

(намечают план вместе с учителем)

1) домашнее задание, направленное на определение падежей

2) тренировка на уроках

3) творческие задания

Познавательные:

умение структурировать знания;

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания;

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

14. Домашнее задание.

выпишите из учебника по чтению 3 распространённых предложения, определите падеж всех существительных.

Приложение 1.

1 группа.   «Заяц».

План..

  1. Где живет заяц, чем питается.
  2. Описание внешности зверька.
  3. Кого боится заяц и как спасается от своих врагов?
  4. Как зверек готовится к зиме.

2 группа. «Медведь».

План.

  1. Где обитает зверь?
  2. Какие у медведя голова, лапы, туловище, глаза, уши, чем покрыто его тело?
  3. Чем питается зверь, что любит делать?

3 группа. «Белка»

План.

  1. Где находится гнездо у белки.
  2. Описание внешности зверька.
  3. Что любит кушать белка, как готовится к зиме.

4 группа. «Еж».

План.

  1. Где живет еж. Чем покрыто тело ежа и почему.  
  2. Чем питается зверек.
  3. Как и где готовит себе он норку на зиму.

Приложение 2.

Белка.

Наши предки называли зверька бела. Уважали белку и ценили. Зверушка малая столетиями кормила и одевала. Гнездо у белки на старой сосне в дупле. Любит белка грибы, ягоды, орешки. И на зиму запасает ими целые кладовые. Детеныши рождаются у белок с конца января до середины марта. В гнезде их бывает до десяти штук.

Медведь

Медведь – зверь могучий, ловкий, хищный, осторожный и сильный. Его тело покрыто шерстью бурого цвета. У медведя большая голова, а шея толстая и короткая. Глазки маленькие, а уши небольшие, круглые. Крадется медведь тихо, даже ветка не хрустнет. Когти на лапах длинные и очень крепкие. У медведя в лесу своя охотничья территория. А еще мишка отличный рыболов. Заберется в воду, притаится и ждет. Плывет рыба, а он лапой хлоп – и поймал!

Заяц.

Врагов у зайца много. Но живет заяц и не тужит. Выручают его нос  и чуткие уши, быстрые лапы и шубка. Летом заяц серый. К зиме у русака шубка светлеет, а у беляков совсем белая становится. Почему же зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть даже то, что делается позади него. Уши у зайца длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох.

Еж.

Живет колючий ежик в лесу. Его колючки – это оружие от врагов. Свернется в клубок, и не подберется к нему ни лиса, ни волк. Ежик нанизывает на свои колючки грибы, лесные груши и яблоки. В ясные осенние дни ежик готовит себе норку на зиму. Днем и ночью таскает туда  сухие листочки и мягкий мох. Придет зима. Накроет норку глубокий сугроб.  Под снегом тепло ежу. До весны так и проспит ежик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Упражнение в образовании и определении времени глагола"

Технологическая карта предназначена для урока русского языка во 2 классе по развивающей системе Л.В. Занкова...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....