Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гаркуша Светлана Павловна

Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной сложности).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 1 классе.

Тема: Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])

Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной сложности).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Звучит в записи мелодия песенки Винни-Пуха.

Мишка в улей влез, и вот –

С лапы каплет сладкий мёд.

                     М. Яснов

– Винни-Пух – гость нашего урока. Но за ним летит множество пчёл. Поможем Мишке от них отбиться?

– Вспомните, как называется множество пчел, летящих вместе? (Рой.)

– Верно! Пчёлы улетят, если выполним звуковой анализ слова «рой».

Проводится выбор ученика, который выполнит работу на доске с помощью считалки.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

– «Прочитай» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.

– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.

– Назови первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р].)

– Какой это звук – гласный или согласный? Почему? Обозначь соответствующей фишкой. (Твёрдый согласный, синяя фишка.)

– Назови мягкую пару этого звука. ([р’].)

– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назови второй звук. (Рооой – второй звук [о].)

– Какой это звук? Обозначь соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)

– «Прочитай» слово так, чтобы был отчётливо слышен третий звук. Назови третий звук. (Рой – третий звук [й’].)

– Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зелёная фишка.)

– Какая у него твёрдая пара? (У этого мягкого согласного нет твёрдой пары.)

– Ребята, вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [й’]. (Майка, лейка, мой, пой, дай, лай, вой, деловой, занятой и т. д.)

II. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Винни-Пух дарит вам стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.

Учитель читает стихотворение В. Лунина.

Я однажды видел сам:              Ясень по полю ходил,

Як летал по небесам,                Язь в лесу грибы удил…

Ястреб плавал в океане,           Я не вру, поверьте мне,

Ягуар бежал от лани.                Я видал это во сне.

– Какие слова с буквой я вы запомнили?

– Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?

III. Открытие нового знания.

1. Чтение стихотворения Ю. Раевского. Словарно-лексическая работа.

– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.

– Винни-Пуху не понятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?

Явно – совершенно очевидный, ясный для всех*.

Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.

Яхта – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.

Осуществляется подготовка к выразительному чтению стихотворения.

2. Звуковой анализ слова «яхта».

Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.

Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [а], гласный; третий звук – [х], твёрдый согласный, его мягкая пара [х’]; четвёртый звук – [т], твёрдый согласный, его мягкая пара [т’]; пятый звук – [а], гласный.

– Когда звуки [й’] и [а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой я.

Учитель выставляет букву я на наборном полотне поверх двух фишек, обозначающих звуки [й’] и [а].

– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [а] обозначаются одной буквой – я.)

3. Игра «На что похожа буква?».

Учитель просит учеников рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква Я!

               Е. Тарлапан

4. Подбор слов со звуками [й’], [а], расположенными в начале слова.

5. Дифференцированная работа по учебнику.

1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова якорь.

2-я группа (среднеуспевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки с представленными картинками: яблоко, дятел, ёлка, вишня. Задание: произнесите слова-названия предметов. Определите слово, которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.

3-я группа (успевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка. Задание: прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ этого слова.

Фронтальная проверка.

2-я группа:

3-я группа:

6. Работа по учебнику. Игра «Угадай, какое слово получится».

Объяснение учащегося:

– Первый звук в слове «кисть» – [к’], мягкий согласный, обозначим зелёной фишкой.

– Второй звук в слове «лимон» – [и], гласный, обозначим красной фишкой.

– Третий звук в слове «танк» – [н], твёрдый согласный, обозначим синей фишкой.

– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)

7. Чтение стихотворения.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Винни-Пуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да, вот только позабыл, в чём её особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки [й’] и [а], когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)

– Винни-Пух предлагает вам игру: закончите предложения словом, которое начинается на букву я.

Мальчик бежал и упал в… (яму).

На завтрак у нас сегодня были… (яйца).

Солнце светит очень… (ярко).

День сегодня был тёплым и… (ясным).

Вдруг неожиданно налетел… (ястреб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)

Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)

Буква е в начале слова (обозначение звуков      [й’ ] и  [э ]урок №45 по программе «Начальная школа XXI века»,  Грамота, 1 класс)...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).

учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки....

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])

познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устн...

Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.

Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...