Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Никешкина Лариса Иосиповна

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок46

Тема

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, формирования умения писать строчную букву ш, навыка письма слов с сочетаниями ши; развития речи, памяти, логического мышления, фонематического слуха.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта.

Личностные результаты

Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации. Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические –характеризуют букву Ш. Выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные:учатся выполнять различные роли в коллективе. Умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины

Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание ши.

Буква; строчная, печатная, письменная буква; предложение.

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, презентация, электронные ресурсы (доска, CD-диск к учебнику «Азбука»).

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Индивидуальная. Словесный.

Слово учителя.

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе азбуки, печатной тетради, звуковых схем слов, учебной тетради «Прописи 4», ручки, цветных карандашей).

Приветствие учащихся.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Эмоционально настраиваются на урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетич. зарядка

– Как шипит змея?

– Как шипит гусь?

На доске: «мы…», «ма…на». Слайд 2.

Учитель читает стихотворения, учащиеся «вставляют» в слова сочетание ши.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут… (мыши).

Не поедут без бензина

Ни автобус, ни… (машина).        

                                             С. Маршак

– Ш-ш-ш.

– Ш-ш-ш

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какой звук вы произносили?

– Какой слог (словосочетание) пропущен?

– Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.

[ш]

- Слог ши.

– Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей. Научимся писать строчную букву ш в словах и предложе-ния с этой буквой, а также сочетание ши.

Формулируют учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов.

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Учитель читает загадки и показывает предметные картинки-отгадки с изображением шкафа и карандаша.

Он стоит в углу у стенки.
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан.
Мама вещи в нём хранит.
Слайд 3.

Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ...    
Слайд 4.

– Рассмотрите схемы и выполните слого-звуковой анализ слов

Произносят звук.

– Согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.

- Шкаф

- Карандаш

Выполняют слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [ш] на основе наблюдений

2. Знакомство с печатными буквами Ш, ш.

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

На что похожа буква (ша)Ш?

- Дайте характеристику букве (ша) Ш.

 

- Напечатайте в тетрадях буквы Ш,ш.

Находят букву Шна «ленте букв». Высказывают свои предположения.

- Буква Ш имеет согласный звук[ш]. Он всегда твёрдый, глухой и парный.

Печатают в печатных тетрадях буквы Шш.

Находят букву Шна «ленте букв».

Характеризуют букву Ш.

3. Работа с электронным приложением.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Словесный, практический.

Чтение, составление слов.

- Прочитайте слоги с новой буквой.

- Распределите слоги и буквосочетания в игре «Играем вместе».

- Составьте слова из предложенных слогов.

4. Работа в «Прописи 4» (с. 3)

-а) Пальчиковая гимнастика.

Фронтальная.

Индивидуальная. Практический.

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили.

Потянули и открыли!

Руки сложить в замок, переплетая пальцы.

Ритмично раскачивать «замок».

Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. Затем одну руку тянуть к себе, другую – от себя, попеременно меняя их.

Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замка полностью. Затем резко отпустить руки, развести их широко в стороны.

-б) Правила посадки за столом во время письма.

-в) Знакомство
с написанием строчной буквы
ш
в «Прописи 4»
(с. 3). Работа с электронной доской.

Индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрацион. Объяснение с опорой на показ

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой.

– Рассмотрите образец строчной буквы ш. Солнышко принесло нам элементы буквы. Соберите строчную букву ш.

– Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как
и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается
на середине рабочей строки.

– Пропишите элементы буквы ш в воздухе.

– Обведите элементы буквы. Обведите узор.

– Допишите элементы буквы ш.

– Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах, напишите слоги.

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку.

Слушают объяснение учителя, составляют из элементов строчную букву ш, следят за написанием буквы.

Прописывают элементы в воздухе.

Обводят узор, элементы буквы и пишут букву ш и слоги.

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из трех элементов.

Анализируют образец буквы,
в соответствии с ним выполняют письмо буквы
ш, соблюдая высоту, ширину, слогов.

5. Чтение слов (учебник, с.17). . Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов
и предложения в «Прописи» (с. 3).

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, составление предложения

– Прочитайте слова.

– Составьте предложение
со словом
школа.

– Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

– Выполните слого-звуковой анализ слов школа, школьник, школьники.

– Обведите слово школьник.

– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

– Запишите вместо точек слово школьники.

Читают слова. Составляют предложение.

Выполняют анализ слов. Читают слова, выполняют их письмо.

Читают предложение,
записывают недостающее слово.

Читают слова с изученной буквой. Правильно составляют предложение.

Выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Вставляют пропущенное слово в предложение с использованием приема комментирования.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

– Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву Ш. Откройте глаза.

– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

6. Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.

– Выполните задания к нему.

– Прочитайте правило и запомните.

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.

Читают правило, заучивают.

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Придумывают имена детей. На основе наблюдений выводят правило.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

ГРОЗА

По небу заходили большие серые тучи. Сверкнула молния! Загремел гром! И пошёл дождь. Дождь усиливается, усиливается. Дождь стал реже, реже, совсем перестал. Выглянуло солнышко, и стало тихо-тихо. Тихо сели

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Списывание с печатного шрифта

(с. 3)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо.

– Подберите слова к слову шишки и запишите прописными буквами.

– Запишите письменными буквами слово карандаши.

Записывают пропис-
ными буквами слова
сосновые, еловые,
карандаши.

Списывают без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Пишут грамотно слова с сочетанием ши

2. Развитие связной речи. Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (учебник, с. 18)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– О ком говорится в тексте?

– Объясните значение слова «распетушились».

Читают.

Отвечают на вопросы.

Расхрабрились.

Понимают смысл прочитанного стихотворения. Объясняют значение слова, высказывают свое мнение.

3. Чтение слов. Правописание ши (учебник, с. 19)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова.

– Прокомментируйте написание слов

Читают, объясняют правописание ши.

Комментируют правописание слов с использованием правила.

4. Дидактическая игра «Что для чего?»

Парная. Словесный, практический. Чтение, дидактическая игра

– Соотнесите начало и конец предложения

Читают, отвечают на вопросы

По смыслу продолжают предложения, отвечая на вопрос. Используют вопрос «Что?»

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок. Слайд 5.

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа № 1 Открытый урок по предмету «Обучение грамоте» в 1 классе на тему « Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши». Учитель начальных классов первой квалификационной категории Вабищевич Лариса Иосиповна.

Слайд 2

«Мы . .» « Ма . . на» Ш И

Слайд 3

Загадки Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нём хранит.

Слайд 4

Нарисует облака, Маму , папу - моряка, Кошку, лошадь, экипаж Мой волшебный ...

Слайд 5

М О Л О Д Ц Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.

Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»УМК «Школа России» ФГОС НООУчитель: Игнатьева Ирина ВладимировнаЦели деятельности учителя:1. Форм...

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м» УМК «Школа России» ФГОС НОО

Технологическая картаоткрытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м»УМК «Школа России» ФГОС НОО...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ «ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»

Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...

Технологическая карта к уроку обучения грамоте и письму в 1 классе по теме "Буква «Л» и буква «Т». Закрепление"

Тип урока: рефлексия.Цель урока: закрепление знаний о звуках [л], [л’] и [т], [т’] и закрепление умений писать строчные и заглавные буквы «Л, л», «Т, т».Задачи урок...