Рабочая программа по русскому языку 1-4
рабочая программа по русскому языку на тему

Барабанова Светлана Петровна

Рабочая программа по русскому языку 1-4 УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk.docx93.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана для 1-4 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык. 1-4 классы». УМК "Перспектива"

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация ;
  • развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

        Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место  предмета  в    учебном  плане

В 1 классе на изучение русского языка отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка. Во 2 классах –  136 часов (по 4 часа в неделю); в 3-4 классах —  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Содержание курса.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

 Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных проти-вопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, мате-риала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

•        раздельное написание слов;

•        обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

•        употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

•        употребление ъ и ь как разделительных знаков;

•        прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

•        перенос слов по слогам без стечения согласных;

•        знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью ри-сунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Планируемые результаты изучения курса в 1 классе

Личностные:

Обучающийся  получит возможность:

  1. Осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
  3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;
  4. Формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
  5. Получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;
  6. Получать представлениео этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
  7. Получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  8. Формировать потребность  к творческой  деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

  1. Принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  2. Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  3. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности (опираясь на
    предложенный алгоритм (узелки на память);
  4. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;
  5. Целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;
  6. Ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
  7. Осуществлять под руководством учителя  поиск нужной информации; 
  8. Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  9. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,  схема) под руководством учителя;
  10. Понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  11. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в  словесную форму под руководством учителя;
  12. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  13. Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
  14.  осуществлять   сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); 
  15. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  16. Использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
  17. Слушать собеседника и понимать речь других;
  18. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
  19. Принимать участие в диалоге; 
  20. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  21. Принимать участие в работе парами и группами;
  22. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  23. Признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  24. Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
  3. Русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  4. Сформированностьпозитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
  5. Владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Учащиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.


Тематическое планирование  курса обучения грамоте (184 часа) .

На обучение грамоте выделяется 92 часа из учебного плана по русскому языку и 92 часа из часов учебного плана по литературному чтению.

Обучение грамоте

№п/п

Тема раздела

Количество часов

Давайте знакомиться(подготовительный этап) (40 ч)

1

Мир общения (4 ч)

                4

2

Слово в общении (4 ч)

                 4

3

Слова и предметы (6ч)

               6

4

Рисунки и предметы в общении (12ч)

                12

5

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные (6ч)

                 6

6

Звучание и значение слова (2 ч)

                  2

7

Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и предложение (6 ч)

                 6

Страна АБВГДЕйка (букварный (основной) этап) (118ч)

1

Гласные звуки и буквы (12 ч)

                12

2

Согласные звуки и буквы (94 ч)

               94

3

Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари (12 ч)

               12

        Про всё на свете (послебукварный период)         26

Всего: 184 часа

1 класс. Русский язык  (40 ч)

№п/п

Тема раздела

Количество часов

В мире общения (3 ч)

3

Роль слова в общении. Слово и его значение (3 ч)

3

Имя собственное (3 ч)

3

Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению (3ч)

3

Группы слов (3 ч)

3

Звуки и буквы. Алфавит (4 ч)

4

Слоги. Перенос слов (4 ч)

4

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)

3

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (2 ч)

2

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (2 ч)

2

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)

3

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2ч)

2

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (5 ч)

5

Всего: 40 часов


Планируемые результаты изучения курса во 2 классе

        Личностные:

        Обучающийся научится:

  1. Понимать значимость речи для процесса общения;
  2. Испытывать  чувство гордости за родной язык;
  3. Осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
  4. Уважительно относиться к языку и его традициям;
  5. Осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  6. Применятьнавыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  1. Развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. П.);
  2. Испытывать потребность в общении;
  3. Осмыслить значение общения;
  4. Понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  5. Осознавать необходимость писать грамотно;
  6. Сформировать интерес к  изучению истории русского языка;
  7. Понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  8. Стремитьсяк совершенствованию своей произносительной культуры;
  9. Развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  10. Проявлятьинтерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  11. Научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  12. Создавать собственные словесные произведения по образцу;
  13. Понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  14. Осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  15. Добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью в. И. Даля) и негативное отношение к лени;
  16. Усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  17. Осмыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  18. Сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  19. Научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  20. Научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  21. Расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
  22. Сформировать  интерес и любовь к живой природе;
  23. Сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  24. Соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  25. Оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  26. Понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  1. Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  2. Работать с моделями слова, звуковыми схемами;
  3. Пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
  4. Контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
  2. Сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  3. Развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
  4. Развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  5. Классифицировать языковые единицы по различным критериям;
  6. Работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
  7. Понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  8. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  9.  работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
  10. Развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. П.);
  11. Развивать внимание (например:  нахождение «третьего лишнего»,  работа с картинками,  нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
  12. Понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
  13. Понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
  14. Понимать обучающую задачу дидактических игр;
  15. Принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
  16. Применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные:

Обучающийся научится:

  1. Ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  2. Различать устные и письменные формы общения;
  3. Составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  4. Составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  5. Понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  6. Понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  7. Называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  8. Писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
  9. Обучающийся получит возможность научиться:
  10. Поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  11. Понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  12. Составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  13. Составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  14. Иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 класса

Учащиеся должны знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
  • правила переноса слов;
  • признаки предложения и текста;
  • правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
  • вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
  • различать устные и письменные формы общения;
  • каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
  • проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  • писать заглавную букву в именах собственных;
  • писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
  • правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
  • ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
  • различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
  • находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
  • проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
  • выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
  • находить в предложении главные члены;
  • определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
  • письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
  • писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.


Тематическое планирование

по  русскому языку  2 класс (170ч).

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Мир общения (13ч)

1

Собеседники.  

2

2

Слово, предложение и тест в речевом общении.

9

3

Главный помощник в общении – родной язык

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение. (58 ч)

1

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

6

2

Звук й и буква й

2

3

Звук э и буква э

1

4

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

6

5

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

7

6

Слог. Перенос слов

2

7

Ударение. Ударный слог

3

8

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

8

9

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

2

10

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

8

11

Слова с удвоенными согласными

3

12

Непроизносимые согласные

3

12

Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ)

5

Слово и его значение (16ч)

1

Что рассказало слово

4

2

Имена собственные и нарицательные

2

3

Слова с несколькими значениями

2

4

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

1

5

Слова, близкие по значению (синонимы)

2

6

Слова, противоположные по значению (антонимы)

2

7

Устойчивые сочетания слов

1

8

Тематические группы слов

2

Состав слова (13 ч)

1

Как собрать и разобрать слово

1

2

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные слова)

4

3

Приставка

3

4

Суффикс

2

5

Окончание

3

Части речи (23ч)

1

Что такое части речи

2

2

Имя существительное

5

3

Глагол

5

4

Имя прилагательное)

7

5

Предлог)

4

        Предложение. Текст        9        (15 ч)

        Повторение изученного за год            4        (3 ч)

Всего: 136 часов


Планируемые результаты изучения курса в 3 классе

Личностные:

Обучающийся научится:

  1. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  2. Осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  3. Относиться с уважением к представителям других народов;
  4. Уважительно относиться к иному мнению;
  5. Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  6. Соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  7. Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  8. Конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  9. Оценивать свои успехи в освоении языка.

        Обучающийся получит возможность:

  1. Сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  2. Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  3. Сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  4. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  5. Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
  6.  сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  1. Ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  2. Понимать цели и задачи учебной деятельности;
  3. Находить ответы на  проблемные вопросы;  
  4. Пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «шаги к умению», «узелки на память»);
  5. Самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  6. Пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  7. Пользоваться справочной литературой (словарями);
  8. Развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) И при классификации языковых единиц по различным критериям;
  9. Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Делать самостоятельные выводы;
  2. Находить выход из проблемных ситуаций;
  3. Определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  4. Выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

        Предметные:

Обучающийся научится:

  1. Понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  2. Относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  3. Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  4. понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  5. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  6. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
  7. Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
  8. Различать диалогическую и монологическую речь;
  9. Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  10. Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  11.  пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  12. Писать изложения по составленному плану;
  13. Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  2. Говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  3. Делать полный и краткий пересказ текста;
  4. Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  5. Исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  6. Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  7. Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

Учащиеся должны знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
  • правила переноса слов;
  • признаки предложения и текста;
  • правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
  • вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
  • различать устные и письменные формы общения;
  • каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;
  • проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  • писать заглавную букву в именах собственных;
  • писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты, включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
  • правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
  • различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
  • находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
  • проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
  • выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
  • находить в предложении главные члены;
  • определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.


Тематическое планирование

по русскому языку 3 класс (170ч)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Мир общения (15ч)

Язык – главный помощник в общении (40 ч)

1

Язык – главный помощник в общении

1

2

Звуки и буквы

2

3

Слог, ударение

2

4

Девять правил орфографии

13

5

Слово и его значение

13

6

Словосочетание

1

7

Предложение

1

8

Главные члены предложения

2

9

Предложения с однородными членами

5

Состав слова (18 ч)

1

Повторение значимых частей слова

1

2

Корень

5

3

Приставка

3

4

Суффикс

2

5

Окончание

2

6

Как образуются слова

5

Части речи (87 ч)

1

Систематизация знаний по разделу « Части речи»

5

2

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем

3

3

Число имен существительных

3

4

Род имен существительных

4

5

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

3

6

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

11

7

Как разобрать имя существительное

4

8

Местоимение

3

9

Глагол как часть речи

3

10

Изменение глаголов по временам

7

11

Неопределенная форма глагола

3

12

Изменение глаголов по числам

3

13

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

3

14

Не с глаголами

3

15

Разбор глагола как части речи

4

16

Имя прилагательное как часть речи

2

17

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

11

18

Разбор имени прилагательного как части речи

4

19

Повторение  раздела «Части речи»

8

Повторение изученного за год (10 ч)

Всего: 170 часов


Планируемые результаты изучения курса в 4 классе

Личностными результатами изучения предмета "Русский язык" являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей(интонацию, темп, тон речи, выбор слов и знаков препинания).

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных умений(УУД)

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель и деятельность на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предложение(версию) на основе работы с материалом учебника;
  • работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли  в устной и письменной форме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения общения, оценки и самооценки, и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;
  • обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
  • отличать текст от набора предложений;
  • определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
  • устанавливать связи между предложениями в тексте;
  • делить текст на части, устанавливать связи между ними;
  • писать предложения в  75-80 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;
  • распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
  • писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
  • писать под диктовку тексты в 75—80 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении); — признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
  • правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
  • грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
  • писать слова с непроверяемыми буквами;
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;
  • самостоятельно ставить ударение в словах.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

  • признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
  • признаки однородных членов предложения;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
  • признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
  • изученные орфограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить фонетический разбор слов;
  • объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
  • разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
  • производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж  и число  имени оуществительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
  • производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
  • распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
  • писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.


Тематическое планирование

по русскому языку  4 класс(170ч):

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Повторяем – узнаем новое (20ч)

Речевое общение. Речь устная и письменная

2

Цель речевого общения

3

Речевая культура. Обращение

6

Текст как речевое произведение

9

Язык как средство общения (33 ч)

Средства общения

8

Предложение

3

Главные и второстепенные члены предложения

5

Предложения с однородными членами

5

Простые и сложные предложения

4

Слово и его значение

8

Состав слова (23 ч)

Слово как часть речи (76 ч)

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении

6

Имя существительное

22

Имя прилагательное

13

Местоимение

7

Глагол

20

Имя числительное

3

Наречие

5

Повторение

18

Всего: 170 часов

Банк оценочных заданий.

1 класс. Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Перспектива»)

2 класс. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова, Н.А.Рылова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Перспектива»)

3 класс. Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Перспектива»)

4 класс. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Перспектива»)


Список литературы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

1.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1.

2.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2.

3.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.

4.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.

5.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.

6.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3класс. В 2 ч. Ч.1.

7.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2.

8.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1.

9.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.

Рабочие тетради, прописи

1.Л. Ф. Климанова, В. И. Романина, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая                   тетрадь. 1 класс.

2.Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.

3.Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

4.Л. Ф. Климанова, Л. Я. Желтовская. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс.

5.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

6.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

7.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

8.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

9.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

10.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Дидактические материалы

Л. Ф. Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс

Методические пособия

1.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Уроки русского языка. 1 класс.

2.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Уроки русского языка. 2 класс.

3.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Уроки русского языка. 3 класс.

4.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Уроки русского языка. 4 класс.

Технические средства обучения

 Классная магнитная доска. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор. Видеомагнитофон. Аудио          центр. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер.

Экранно-звуковые пособия

CD. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой

CD. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной.

CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной.

CD. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной.

           Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку.

           Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

          Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Интернет-ресурсы:

           1.Обязательный минимум содержания начального общего образования.- Режим доступа: http://www.edu.ru/info/goscom/dokum/doc98/1235-    1.html

2.Вся орфография и пунктуация в таблицах, толковый словарь Даля. - Режим доступа: http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...