Пособие " Части речи" для обучающихся начальных классов
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Справочный теоретический материал по теме " Части речи" за курс начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имя существительное.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
  2. Существительные бывают:
  1. одушевлённые (отвечают на вопрос КТО?,  - люди, животные) и  неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО)
  2. собственные (ФИО людей, клички животных, географические и другие названия) и нарицательные (общие названия предметов)
  1. имеет 3 рода: мужской – он мой,  женский – она моя и средний – оно моё.
  2. делится на 3 склонения в зависимости от рода и окончания.
  1. 1 склонение – существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я
  2. 2 склонение – существительные мужского рода без окончания и среднего с окончаниями –О, -Е
  3. 3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце.
  1. Существительные изменяются :
  1. по числам - существительные единственного числа обозначают один предмет, множественного числа - два и более предметов. В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам. (Ед. число  - золото, здоровье, добро, и т.д. Мн. число – ножницы, шахматы, санки, качели и т. д.)
  2. по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением существительных.

вопросы

Смысловые вопр.

предлоги

Ип

кто? что?

Рп

кого? чего?

откуда? где? куда?

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

Дп

кому? чему?

где? куда?

к, по

Вп

кого? что?

где? куда?

в, во, на, за, через, про

Тп

кем? чем?

где? куда?

с, за, под, над, между,

Пп

о ком? о чём?

где?

о, об, в, во, на, при

  1. В русском языке есть неизменяемые имена существительные (шоссе, пальто, радио, метро, кино и т.д.)
  2. Написание безударных падежных окончаний надо проверять по ударным падежным окончаниям.
  3. Таблица «опасных»окончаний

1скл.

2 скл

3 скл

Рп

и

и

Дп

е

и

Пп

е

е

и

  1. Начальной формой имени существительного является существительное единственного числа в именительном падеже.
  2. У существительных, оканчивающихся на шипящий в женском роде пишется мягкий знак, в мужском роде – не пишется.
  3. Существительные в именительном падеже в предложении бывают подлежащими, во всех остальных падежах – дополнениями или обстоятельствами.

Разбор имени существительного

  1. Часть речи.
  2. На какой вопрос отвечает
  3. Начальная форма ( И.п. ед.ч)
  4. По начальной форме определяем: одуш. или неодуш., собств. или нариц.,  род, склонение)
  5. По первому слову определяем число и падеж.
  6. Член предложения


/


Имя прилагательное.

  1. Имя прилагательное  - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
  2. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной, дают оценку предмету, явлению природы.
  3. Имя прилагательное изменяется
  1. по числам (единственное и множественное число)
  2. в единственном числе – по родам:
    мужской род – какой? (-ой, -ий, -ый),
    женский род – какая? (ая, яя),
    средний род – (какое? ое, ее)
  3. по падежам

мужской

средний

И п

какой? (ой, ий, ый)

какое? (ое, ее)

Р.п

какого? (ого, его)

Д.п

какому? (ому, ему)

В.п

какой? (ой, ий, ый)

какого? (ого, его)

какое? (ое, ее)

Т.п

каким? (ым, им)

П.п

о каком? (ом, ем)

женский

множественное число

И п

какая? (ая, яя)

какие? (ие, ые)

Р.п

какой? (ой, ей)

каких? (их, ых)

Д.п

какой? (ой, ей)

каким? (ым, им)

В.п

какую? (ую, юю)

какие? (ые, ие)

Т.п

какой? (ой, ей)

какими?(ыми,ими)

П.п

какой? (ой, ей)

о каких? (ых, их)

  1. Имя прилагательное поясняет имя существительное, поэтому род, число, падеж имени прилагательного зависит от того имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.
  2. В предложении имя прилагательное является определением.

Имя числительное.

  1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой или который?
  2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые, простые и сложные.
  3. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов при счете (пять, двадцать и т.д.)
  4. Порядковые числительные отвечают на вопрос который и обозначают порядок предметов при счете (второй, десятый и .т.д.)
  5. Простые числительные имеют один корень (один, два, десять, сорок, сто, первый, сотый и т.д.)
  6. Сложные числительные имеют два корня. (шест – надцать, два-дцать и т.т д)
  7. Числительные изменяются по падежам.
  8. Числительное ОДИН изменяется по родам (один, одна, одно). Числительное ДВА имеет только две формы (два, две)
  9. На конце простых числительных 5, 6, 7, 8, 9, 10 пишется мягкий знак. Если они входят в состав сложных числительных со вторым корнем дцать, то мягкий знак в середине не сохраняется (пятнадцать, семнадцать и т.д.) Если они входят в состав сложных числительных с корнями десят, сот, то мягкий знак сохраняется в середине слова (пятьдесят, пятьсот и т.д.)

Местоимение.

  1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
  2. Личные местоимения имеют 3 лица.

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он,она,оно

они

  1. Местоимения изменяются по падежам.

И.п

кто?

я

мы

ты

вы

Р.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Д.п

кому?

мне

нам

тебе

вам

В.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Т.п

кем?

мной

нами

тобой

вами

П.п

о ком?

обо мне

о нас

о тебе

о вас

И.п

кто?

он

оно

она

они

Р.п

кого?

его

его

её

их

Д.п

кому?

ему

ему

ей

им

В.п

кого?

его

его

её

их

Т.п

кем?

им

им

ею

ими

П.п

о ком?

о нём

о нём

о ней

о них

  1. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
  2. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н.  Его – у него, ими – с ними, её – для неё и т.д.
  3. Личные местоимения могут заменить существительное
  4. Местоимения в именительном падеже является подлежащим, а в косвенных падежах – дополнением.


Наречие.

  1. Наречие – часть речи, которая обозначает качество или признак  действия  и отвечает на вопросы когда? где? как? куда? откуда? и т.д.
  2. Наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречий нет окончаний, есть только суффиксы.
  3. По смыслу наречие обычно связано с глаголом.
  4. В предложении наречие выполняет роль обстоятельства.

Глагол.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.
  2. Глагол имеет начальную форму, которая называется инфинитив или неопределённая форма глагола (ничего нельзя определить, кроме вида и спряжения). Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать. Глагол неопределённой формы имеет суффиксы –ть,  -ти, -чь.
  3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
  1. совершенный вид глагола указывает на завершенность действия и отвечает на вопрос что сделать? (в вопросе приставка с)
  2. глаголы несовершенного вида указывает на незавершенность действия и отвечают на вопрос что делать?
  1. Глаголы изменяются по временам. Они имеют 3 формы времени: настоящую, прошедшую и будущую.
  1. глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в данный момент (сейчас).
  2. глаголы будущего времени показывают, что действие будет происходить после этого момента (потом, завтра). У будущего времени есть две формы: простое и сложное. Форма простого будущего времени образуется от глаголов совершенного вида (поиграю), а форма сложного будущего времени образуется от глаголов несовершенного вида с вспомогательным глаголом быть. (буду играть)
  3. прошедшее время показывает, что действие уже произошло. (раньше, вчера.) У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л. Перед  суффиксом Л. пишется ещё один суффикс тот же, который стоит перед ТЬ в неопределённой форме. (обидеть – обидел)
  1. Все глаголы изменяются по числам.
  2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  3. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Окончание глагола зависит т рода. В мужском роде – нулевое, в женском – а, в среднем – о.
  4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. При спряжении изменяются окончания глаголов. Для спряжения используются личные местоимения. Глагол имеет 2 спряжения.
  5. Глаголы 1 спряжения в настоящем и простом будущем времени имеют окончания  -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют)
  6. Глаголы 2 спряжения в настоящем и простом будущее имеют окончания –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
  7. В сложном будущем времени изменяется только глагол БЫТЬ, (буду, будешь, будет, будем, будете, будут), второй глагол пишется в неопределенной форме.
  8. Есть 3 способа определения спряжения глаголов.
  1. по ударному окончанию (идём – 1спр., молчим – 2 спр.)
  2. если окончание безударное, то определяется по суффиксу неопределённой формы. Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2 спряжению, остальные к 1 спряжению.
  3. спряжение глаголов-исключений надо запомнить. К 1 спряжению относятся 3 глагола на ИТЬ – брить, стелить, зиждиться.
    Ко 2 спряжению относятся
    4 глагола на АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать) и 7 глаголов на ЕТЬ (видеть, смотреть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть, ненавидеть)
  1. На конце глаголов настоящего и простого будущего времени во втором лице пишется мягкий знак (ешь, ёшь, ишь)
  2. Перед частицей СЯ в глаголах неопределенной формы пишется Ь, так как в вопросе к ним тоже есть Ь (что делать? умываться, что сделать? умыться.)
  3. Перед частицей СЯ у глаголов 3 лица Ь  не пишется, так как в вопросе к этим глаголам нет Ь (что делает? умывается, что сделают? умоются)
  4. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение только те глаголы, которые без частице НЕ не употребляются. (Ненавидеть,  нести и т.д. )
  5. Перед глаголами никогда не бывает предлогов.
  6. В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«SCRETCH»: ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

. Известно, что решение тестовых задач представляет собой большие трудности для учащихся.  Особенно тяжело решать нестандартную задачу. Логические задачи решаются чаще всего с помощью чертежей и ...

Пособие для обучающихся начальных классов (Тест на развитие творческих способностей)

Тест для обучающихся начальных классов на развитие творческих способностей...

Пособие для обучающихся начальных классов по математике

пособие для обучающихся по математике...

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...