Банк заданий по русскому языку в системе СДО
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Горбунова Наталья Николаевна

 

                       Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова»

по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения»

Учитель начальных классов

Ермаковской СОШ № 2

Горбунова Наталья Николаевна

Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Спишите текст. Найди в тексте слова, сходные по смыслу.

Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок.

Слова с одинаковой основой. Это однокоренные слова.

Родился, родина, родная.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Спишите словосочетания, ставя вопросы. Измени окончания выделенных слов.

Живут (где?) в река, читали (про кого?) про ёж, пилили(чем?)пила, рубили (чем?) топор…

Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении.

Живут в реке, читали про ежа, пилили пилой, рубили топором.

Логические

Постановка и решение проблемы

 

3.

Напишите слова в единственном и во множественном числе. Измени и выдели окончание.

Ед. число              мн. ч.

Городск.. улица, городск.. улицы, глубок.. озеро, глубок… озёра..

 

Изменяется окончание в словах. Окончание изменяемая часть слова.

 

Городская улица (ед.ч),

Городские улицы ( мн.ч),

Глубокое озеро (ед.ч),

Глубокие озёра ( мн.ч)

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

От слов ходить, летать образуйте однокоренные слова с помощью приставок- у,до, от, под.

Однокоренные слова образуются при помощи приставок.

Уходить, приходить, выходить, заходить. Прилетать, улетать, влетать.

Логические

Постановка и решение проблемы

5.

Образуйте слова, используя суффиксы –ок или –ик.

Город-.., дуб-.., ветер-..

Суффикс служит для образования новых слов.

Город – городок, ветер – ветерок, дуб – дубок.

Логические

Постановка и решение проблемы

  1. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Образуйте от данных  слов однокоренные слова при помощи суффиксов –ниц. Слова: сахар, хлеб, мыло, салат. Что обозначают эти слова?

Сахарница, хлебница, мыльница, салатница.

Слова обозначают предметы.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Образовать от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия.  Петь, кричать..

Слова - запеть, закричать, заговорить, зацвести..

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Узнай слова по описанию.

Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик.

Слово - домик

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

Прочитайте. Найдите противоположные по смыслу слова.

Обрадовать- опечалить

Заговорить – замолчать

Замедлить - ускорить

Логические

Постановка и решение проблемы

 

 

 

 

  1. Структурирование знаний ( + лог. ПУУД)

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Выписать однокоренные слова.

Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть.

Прудик, запруда, прутик, пруд.

 

 Смельчак, смелый, осмелеть. Корень – смел.

Прудик, запруда, пруд.

Корень – пруд.

 

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Выписать слова с приставкой «по».

Запад, зашуметь, забава, забег, застолье.

Слова - зашуметь, забег, застолье.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Разобрать слова по составу.

Кустики, жёлтые, травинка, грустные.

Слова - кустики, жёлтые, травинка, грустные

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 


  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Какие части слова входят в основу слова?

 В основу слова входят все части слова кроме окончания. Часть слова без окончания называется основой.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Вспомните и расскажите, что вы знаете о частях слова. Какая часть слова самая главная? Почему?

Части слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Корень – общая часть однокоренных слов.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как называется изменяемая часть слова? Для чего она служит?

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: кот, коту, кота, с котом..

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 

  1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Работа в группах. Найти лишнее слово и регументировать свой выбор.

 Столик, зверёк, дружок, мостик, избушка.

 Лишнее слово – избушка. Во всех остальных словах нет окончания.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Работа в группах.

Однокоренными словами не являются все слова одной строки:

1)горка, горный, пригорок

2)вода, водный, водоросли

3) сыр, сырость, сырный

Сыр, сырость, сырный.

Слово сырость не однокоренное слово

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Постановка и решение проблемы

3.

Работа в группах.

Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.

1) суффикс 2) приставка 3) слог

Слог – это лишнее понятие т.к является незначимой частью слова, а приставка и суффикс значимые.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 

  1. Знаково символические действия, включая моделирование

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Составить модель слова погрузка.

 По – приставка, груз – корень, к – суффикс, а – окончание.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Группы учащихся составляют схемы по теме» Части речи» на листах бумаги и коллективно представляют. В схеме отражают ключевые понятия «Части слова»

 

Части слова

Приставка  корень суффикс окончание

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Работа в группах. Соотнесите понятия. понятие.

Карточки со словами- приставка, корень – суффикс, окончание.

И определение понятий .

Приставка – значимая часть слова, которая стоит  впереди корня и служит для образования новых слов.

Корень- главная часть родственных слов.

Суффикс – значимая часть слов, служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

 

 

 

  1. Рефлексия способов и условий действия, контрольная оценка процесса и результат деятельности.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Выписать только родственные слова.

Сосна, сосновый, сосен, сосняк, сосной, к сосне, сосёнка.

 Сосна, сосновый, сосняк,

сосёнка.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Вставить пропущенные буквы.

З-ленели л-са, хитроумная л-са, х-лодная з-ма, к-л-сятся хл-ба, ж-рное п-тно, ч-тал п-сьмо, б-лит  сп-на.

Зеленели леса, хитроумная лиса, холодная зима, колосятся хлеба, жирное пятно, читал письмо, болит  спина.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес …гудел, всё ..шумело. По лесу ..б..жала ..зёмка. …летел ветер, д..рев..я ..качались. С еловых лап ..л..тели сугроб..и.

Вдруг лес загудел, всё в нём зашумело. По лесу побежала позёмка. Налетел ветер, деревья закачались. С еловых лап полетели сугробики.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

 

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

 

 

 

  1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитай. Найди и исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки.

 Еловый лес сумрачный. В нём всегда запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Прочитай и назови одним словом.

Лиственное дерево с белой корой, символ России.

Еда утром, до обеда.

 

Лиственное дерево с белой корой, символ России. – берёза

Еда утром, до обеда. завтрак

 

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Выделить из текста родственные слова.

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк.

Волчиха, волк.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

 

 

 

1.9.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитать и назвать родственные слова.

Воробьи перелетают стайками с места на место – пред сильным ветром, воробушки летят кучкой – к сухим, погожим дням.

 Воробьи, воробушки

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Прочитать. Найти слова с приставками.

Жил – был в одной деревне мужик Иван. Задумал он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван устал. Присел он под берёзой, лапти скинул и положил рядом.

Задумал, навестить, присел

скинул, положил.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Прочитайте. Найдите слова с суффиксом.

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд.

Маленькая,  ёлочка, травинки, малютка.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

 

 

 

1.10.Определение основной и второстепенной информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Задание «Выбери главное» Подобрать к слову два слова, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

 К слову сад относятся слова – садовник, растения. Садовник работает в саду с растениями. Он может работать без помощи собаки и сад не обязательно огорожен.

 

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Игра « Найди лишнее слово»

Глаза, книга, картинка, печать, слово.

Лишнее слово – печать. Все слово печать – печать ставят на документах.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1) корень 2) окончание  3) суффикс

Лишнее понятие –окончание , т.к является частью слова, которая служит для связи слов в предложении, а корень и суффикс – то же части слова, но служат для образования новых слов.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

 

 

 

1.13. Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Слово река имеет 2 гласные.

Слово весна имеет 2 гласные. Слово зима имеет 2 гласные. Составьте умозаключение.

 Если слова река, весна, зима имеют две гласные, значит эти слова двусложные, индуктивный метод

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

2.

Слово стол обозначает предмет, слово стул обозначает предмет, слово доска обозначает предмет. Составьте умозаключение.

Если слова стул, доска, стол обозначают предметы, то это имена существительные, обозначающие предметы.

Индукция от частного к общему.

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

3.

 Слово весна ж.р. И.п ед.ч с окончанием а. Слово зима ж.р.И.п. с окончанием  а. То какой следует вывод?

Поскольку слова весна и зима имеют окончания а и стоят в И.п. , то слово зима тоже ед.ч, как и слово весна. Дедукция от общего к частному.

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 

 

Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.

2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Определите слова, обозначающие части слова.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

Корень, окончание, приставка, суффикс – это части слова.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

2.

Выпишите слова, в которых «до» является частью корня.

Достирать, дожди, дорога, досмотреть, доктор, доска, добрый.

Дожди, дорога, доктор, доска, добрый.

«До»- является частью корня.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

 

3.

Напишите слова, которые пишутся вместе.

(На)певать, (у)летать, (на)берегу, (у)крыльца, (не)жный, (от)мороза, (от)крывать, (у)дома, (не)бесный.

Улетать, нежный, открывать, небесный.

У – приставка, в слове улетать, нежный – не часть корня, от – приставка, в слове открывать, не – приставка в слове небесный.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

4.

Соединить слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.

Глиняная, глинистая( почва, посуда). Лесной, лесистый ( край, склад.

Глиняная посуда, глинистая почва. Лесной склад, лесистый край.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

 

 

 

 

 

2.2. Синтез как составление целого из частей.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Подчеркни      слова, которые соответствуют схеме    Ç^□ 

Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако, рыбка

 

Ягодка, рыбка, зимний.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

2.

Узнай слово по описании.

Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка.

Пересадка

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

3.

Какая часть слова пропущена в родственных словах? Восстановить слова.

Ужин - --------ать, верить-верн -----, жёлтый – жёлт ------, пахучий - --------пах

Ужин – ужинать, корень ужин, верить – верный – окончание – ый, жёлтый – жёлтенький – суффикс еньк, пахучий – запах приставка - за

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

4.

От данных слов образовать новые слова с приставками, суффиксами, окончаниями.

Грусть -    , ночь - , лес - , сад - .

Грусть – загрустил, грустный. Ночь – ночка, переночевал. Лес – перелесок, лесной. Сад – посадка, садик, садовник.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

 

 

 

 

 

 

2.3. Выбор оснований и критерии для обобщения, сравнения, сериации объектов (по существенным признакам)

 

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Сравни слова: изба и избушка.( по фонетике и морофологии)

 В слове изба -4б, 4зв, 2слога, 2гл, 2сог. В слове избушка – 7б, 7зв, 3гл, 3сл, 4согл. Слово изба имеет корень изб, окончание а. Слово избушка – корень – изб, суффикс – ушк, оконч – а.

Личностные

Познавательные регулятивные

2.

Определите правильность или ложность сравнения.

В слове кошка – 2 слога, а слово кит – муж.р.

Здесь невозможно сравнить слова т.к даются разные понятия

Личностные

Познавательные

регулятивные

3.

Установи сходство и различие между словами – снеговая и снеговик

Сходство – слова родственные, имеют один корень снег. Различия – по смыслу – снеговая может быть туча – ж.р. Снеговик – м.р

Личностные

Познавательные

регулятивные

4.

 

 

 

2.4. Подведение подпонятие.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Соедините части слова с понятиями

Части слова – сад, ник, реч, к,а, мал, еньк, ий, дед, ушк, а, при, гор, ок.

 Корень – сад, мал, дед, гор.

Суффиксы – ник, к, ушк.

Приставка – при.

Окончание – ий, а.

Слова – садовник, речка, маленький, дедушка, пригорок.

Личностные

Познавательные

регулятивные

2.

Запишите название групп

  1. Приставка, корень, суффикс, окончание
  2. Существительное, прилагательное, глагол, предлог
  1. Части слова
  2. Части речи

Личностные

Познавательные

регулятивные

3.

Установите соответствия между элементами

  • Определение понятий  род признаки         вид пр
  • Приставка          сам частьречи    стоит после корня
  • Суфф                  часть слова             отвеч на вопр
    • Что дел?
  • Глагол                член предл                  обозн предм
  • Сущест             свойство                   стоит перед корн

 

 

Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов.

Глагол – часть речи, отвечает на вопрос что делать? И обозначает действия предметов.

Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Личностные

Познавательные

регулятивные

4.

 

 

 

2.5. Выделение следствий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Что понимаете под заданием разобрать слово по составу?

 Нужно определить в слове корень, окончание, и если есть определить приставку и суффикс.

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

2.

Что понимаете под заданием найти родственные слова в слове родина?

Под заданием найти родственные слова, нужно  подобрать слова сходные со смыслом родина, выделить корень род. Н-р: родина, родной, родимый..

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

3.

 

 

 

4.

 

 

 

2.6.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

 

Составить пары – причина – следствие.

Приставка- часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов.

 Причина – стоит впереди корня и служит для образования новых слов.

Следствие – часть слова.

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

2.

Составить пары –причина – следствие.

Корень – общая часть родственных слов.

Причина – общая часть.

Следствие – родственные слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

познавательные

3.

 

 

 

4.

 

 

 

2.7. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Все существительные изменяются по падежам. Слово школа – существительное.

 Какой сделаете вывод?

 Если все существительные изменяются по падежам, а слово школа является именем существительным, следовательно школа изменяется по падежам.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

 Слово конь имеет нулевое окончание , ед ч, м.р. И.п. Слово день то же ед.ч, И.п. То какой сделаете вывод?

Если слова конь и день- м.р. И.п следовательно они имеют нулевое окончание т.к конь имеет нулевое окончание.

Индукция от частного к общему.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как доказать, что при помощи приставки образуются новые слова?

Возьмём слово ход. Подберём к этому слову приставки, по, до, у. Получаем слова – поход, доход, уход. Вывод – при помощи приставки образуются новые слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 

2.8.Анализ истинности утверждений, доказательство.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Известно, что слово является именем существительным. Какими признаками должно обладать это слово?

 Если слово является именем существительным, то оно отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает предмет, изменяется по числам, родам, падежам.

Индукция( от частного к общему)

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Как доказать, что суффикс образовывает новые слова?

Если к слову цвет подберём приставки – ик, и ок, то получатся новые слова – цветик и цветок. Делаем вывод, что при помощи суффикса образовываются новые слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как доказать, что слово цветник имеет корень – цвет.

Подберём к слову цветник родственные слова – цветок, цветы, цветочки. Все эти слова имеют общее значение, связанное со словом цвет. Значит делаем вывод, что в слове цветник корень цвет.

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

 

 

 

 

Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Что значит разобрать слово по составу?

 

Разобрать слово по составу это значит выделить в нём корень, определить приставку, суффикс и окончание.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

2.

Придумать слова, которые состоят из корня, корня и окончания, корня суффикса, приставки и корня.

Дом, дым, дома, дела, мостик, садик, полёт, перелёт.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

3.

Являются ли родственными слова река и реки, гора и горы?

Эти слова не родственные. Родственные слова имеют суффикс и приставку.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

4.

Раскрыть содержание понятия.

Суффикс – это значимая часть слова, которая..

А) стоит после суффикса

Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

В) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Суффикс – это значимая часть слова, которая..

 

Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

 

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_zadaniy_po_russkomu_yazyku_v_sisteme_sdo.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

                       Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова»

по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения»

Учитель начальных классов

Ермаковской СОШ № 2

Горбунова Наталья Николаевна

Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Спишите текст. Найди в тексте слова, сходные по смыслу.

Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня, город или посёлок.

Слова с одинаковой основой. Это однокоренные слова.

Родился, родина, родная.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Спишите словосочетания, ставя вопросы. Измени окончания выделенных слов.

Живут (где?) в река, читали (про кого?) про ёж, пилили(чем?)пила, рубили (чем?) топор…

Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении.

Живут в реке, читали про ежа, пилили пилой, рубили топором.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Напишите слова в единственном и во множественном числе. Измени и выдели окончание.

Ед. число              мн. ч.

Городск.. улица, городск.. улицы, глубок.. озеро, глубок… озёра..

Изменяется окончание в словах. Окончание изменяемая часть слова.

Городская улица (ед.ч),

Городские улицы ( мн.ч),

Глубокое озеро (ед.ч),

Глубокие озёра ( мн.ч)

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

От слов ходить, летать образуйте однокоренные слова с помощью приставок- у,до, от, под.

Однокоренные слова образуются при помощи приставок.

Уходить, приходить, выходить, заходить. Прилетать, улетать, влетать.

Логические

Постановка и решение проблемы

5.

Образуйте слова, используя суффиксы –ок или –ик.

Город-.., дуб-.., ветер-..

Суффикс служит для образования новых слов.

Город – городок, ветер – ветерок, дуб – дубок.

Логические

Постановка и решение проблемы

  1. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Образуйте от данных  слов однокоренные слова при помощи суффиксов –ниц. Слова: сахар, хлеб, мыло, салат. Что обозначают эти слова?

Сахарница, хлебница, мыльница, салатница.

Слова обозначают предметы.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Образовать от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия.  Петь, кричать..

Слова - запеть, закричать, заговорить, зацвести..

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Узнай слова по описанию.

Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик.

Слово - домик

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

Прочитайте. Найдите противоположные по смыслу слова.

Обрадовать- опечалить

Заговорить – замолчать

Замедлить - ускорить

Логические

Постановка и решение проблемы

  1. Структурирование знаний ( + лог. ПУУД)

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Выписать однокоренные слова.

Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть.

Прудик, запруда, прутик, пруд.

 Смельчак, смелый, осмелеть. Корень – смел.

Прудик, запруда, пруд.

Корень – пруд.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Выписать слова с приставкой «по».

Запад, зашуметь, забава, забег, застолье.

Слова - зашуметь, забег, застолье.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Разобрать слова по составу.

Кустики, жёлтые, травинка, грустные.

Слова - кустики, жёлтые, травинка, грустные

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

  1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Какие части слова входят в основу слова?

 В основу слова входят все части слова кроме окончания. Часть слова без окончания называется основой.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Вспомните и расскажите, что вы знаете о частях слова. Какая часть слова самая главная? Почему?

Части слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Корень – общая часть однокоренных слов.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как называется изменяемая часть слова? Для чего она служит?

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: кот, коту, кота, с котом..

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

  1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Работа в группах. Найти лишнее слово и регументировать свой выбор.

 Столик, зверёк, дружок, мостик, избушка.

 Лишнее слово – избушка. Во всех остальных словах нет окончания.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Работа в группах.

Однокоренными словами не являются все слова одной строки:

1)горка, горный, пригорок

2)вода, водный, водоросли

3) сыр, сырость, сырный

Сыр, сырость, сырный.

Слово сырость не однокоренное слово

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Постановка и решение проблемы

3.

Работа в группах.

Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.

1) суффикс 2) приставка 3) слог

Слог – это лишнее понятие т.к является незначимой частью слова, а приставка и суффикс значимые.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Постановка и решение проблемы

4.

  1. Знаково символические действия, включая моделирование

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Составить модель слова погрузка.

 По – приставка, груз – корень, к – суффикс, а – окончание.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Группы учащихся составляют схемы по теме» Части речи» на листах бумаги и коллективно представляют. В схеме отражают ключевые понятия «Части слова»

Части слова

Приставка  корень суффикс окончание

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Работа в группах. Соотнесите понятия. понятие.

Карточки со словами- приставка, корень – суффикс, окончание.

И определение понятий .

Приставка – значимая часть слова, которая стоит  впереди корня и служит для образования новых слов.

Корень- главная часть родственных слов.

Суффикс – значимая часть слов, служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

  1. Рефлексия способов и условий действия, контрольная оценка процесса и результат деятельности.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Выписать только родственные слова.

Сосна, сосновый, сосен, сосняк, сосной, к сосне, сосёнка.

 Сосна, сосновый, сосняк,

сосёнка.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Вставить пропущенные буквы.

З-ленели л-са, хитроумная л-са, х-лодная з-ма, к-л-сятся хл-ба, ж-рное п-тно, ч-тал п-сьмо, б-лит  сп-на.

Зеленели леса, хитроумная лиса, холодная зима, колосятся хлеба, жирное пятно, читал письмо, болит  спина.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес …гудел, всё ..шумело. По лесу ..б..жала ..зёмка. …летел ветер, д..рев..я ..качались. С еловых лап ..л..тели сугроб..и.

Вдруг лес загудел, всё в нём зашумело. По лесу побежала позёмка. Налетел ветер, деревья закачались. С еловых лап полетели сугробики.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

  1. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитай. Найди и исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки.

 Еловый лес сумрачный. В нём всегда запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Прочитай и назови одним словом.

Лиственное дерево с белой корой, символ России.

Еда утром, до обеда.

Лиственное дерево с белой корой, символ России. – берёза

Еда утром, до обеда. завтрак

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Выделить из текста родственные слова.

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк.

Волчиха, волк.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

1.9.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Прочитать и назвать родственные слова.

Воробьи перелетают стайками с места на место – пред сильным ветром, воробушки летят кучкой – к сухим, погожим дням.

 Воробьи, воробушки

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Прочитать. Найти слова с приставками.

Жил – был в одной деревне мужик Иван. Задумал он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван устал. Присел он под берёзой, лапти скинул и положил рядом.

Задумал, навестить, присел

скинул, положил.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Прочитайте. Найдите слова с суффиксом.

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд.

Маленькая,  ёлочка, травинки, малютка.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

1.10.Определение основной и второстепенной информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Задание «Выбери главное» Подобрать к слову два слова, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

 К слову сад относятся слова – садовник, растения. Садовник работает в саду с растениями. Он может работать без помощи собаки и сад не обязательно огорожен.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

2.

Игра « Найди лишнее слово»

Глаза, книга, картинка, печать, слово.

Лишнее слово – печать. Все слово печать – печать ставят на документах.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

3.

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор.

1) корень 2) окончание  3) суффикс

Лишнее понятие –окончание , т.к является частью слова, которая служит для связи слов в предложении, а корень и суффикс – то же части слова, но служат для образования новых слов.

Логические

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

4.

1.13. Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Слово река имеет 2 гласные.

Слово весна имеет 2 гласные. Слово зима имеет 2 гласные. Составьте умозаключение.

 Если слова река, весна, зима имеют две гласные, значит эти слова двусложные, индуктивный метод

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

2.

Слово стол обозначает предмет, слово стул обозначает предмет, слово доска обозначает предмет. Составьте умозаключение.

Если слова стул, доска, стол обозначают предметы, то это имена существительные, обозначающие предметы.

Индукция от частного к общему.

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

3.

 Слово весна ж.р. И.п ед.ч с окончанием а. Слово зима ж.р.И.п. с окончанием  а. То какой следует вывод?

Поскольку слова весна и зима имеют окончания а и стоят в И.п. , то слово зима тоже ед.ч, как и слово весна. Дедукция от общего к частному.

Логические

Личностные

Постановка и решение проблемы

4.

Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.

2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Определите слова, обозначающие части слова.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

Корень, окончание, приставка, суффикс – это части слова.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

2.

Выпишите слова, в которых «до» является частью корня.

Достирать, дожди, дорога, досмотреть, доктор, доска, добрый.

Дожди, дорога, доктор, доска, добрый.

«До»- является частью корня.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

3.

Напишите слова, которые пишутся вместе.

(На)певать, (у)летать, (на)берегу, (у)крыльца, (не)жный, (от)мороза, (от)крывать, (у)дома, (не)бесный.

Улетать, нежный, открывать, небесный.

У – приставка, в слове улетать, нежный – не часть корня, от – приставка, в слове открывать, не – приставка в слове небесный.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

4.

Соединить слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.

Глиняная, глинистая( почва, посуда). Лесной, лесистый ( край, склад.

Глиняная посуда, глинистая почва. Лесной склад, лесистый край.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

2.2. Синтез как составление целого из частей.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Подчеркни      слова, которые соответствуют схеме    ^□  

Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако, рыбка

Ягодка, рыбка, зимний.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

2.

Узнай слово по описании.

Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка.

Пересадка

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

3.

Какая часть слова пропущена в родственных словах? Восстановить слова.

Ужин - --------ать, верить-верн -----, жёлтый – жёлт ------, пахучий - --------пах

Ужин – ужинать, корень ужин, верить – верный – окончание – ый, жёлтый – жёлтенький – суффикс еньк, пахучий – запах приставка - за

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

4.

От данных слов образовать новые слова с приставками, суффиксами, окончаниями.

Грусть -    , ночь - , лес - , сад - .

Грусть – загрустил, грустный. Ночь – ночка, переночевал. Лес – перелесок, лесной. Сад – посадка, садик, садовник.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

регулятивные

2.3. Выбор оснований и критерии для обобщения, сравнения, сериации объектов (по существенным признакам)

 

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Сравни слова: изба и избушка.( по фонетике и морофологии)

 В слове изба -4б, 4зв, 2слога, 2гл, 2сог. В слове избушка – 7б, 7зв, 3гл, 3сл, 4согл. Слово изба имеет корень изб, окончание а. Слово избушка – корень – изб, суффикс – ушк, оконч – а.

Личностные

Познавательные регулятивные

2.

Определите правильность или ложность сравнения.

В слове кошка – 2 слога, а слово кит – муж.р.

Здесь невозможно сравнить слова т.к даются разные понятия

Личностные

Познавательные

регулятивные

3.

Установи сходство и различие между словами – снеговая и снеговик

Сходство – слова родственные, имеют один корень снег. Различия – по смыслу – снеговая может быть туча – ж.р. Снеговик – м.р

Личностные

Познавательные

регулятивные

4.

2.4. Подведение подпонятие.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Соедините части слова с понятиями

Части слова – сад, ник, реч, к,а, мал, еньк, ий, дед, ушк, а, при, гор, ок.

 Корень – сад, мал, дед, гор.

Суффиксы – ник, к, ушк.

Приставка – при.

Окончание – ий, а.

Слова – садовник, речка, маленький, дедушка, пригорок.

Личностные

Познавательные

регулятивные

2.

Запишите название групп

  1. Приставка, корень, суффикс, окончание
  2. Существительное, прилагательное, глагол, предлог
  1. Части слова
  2. Части речи

Личностные

Познавательные

регулятивные

3.

Установите соответствия между элементами

  • Определение понятий  род признаки         вид пр
  • Приставка          сам частьречи    стоит после корня
  • Суфф                  часть слова             отвеч на вопр
  • Что дел?
  • Глагол                член предл                  обозн предм
  • Сущест             свойство                   стоит перед корн

Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов.

Глагол – часть речи, отвечает на вопрос что делать? И обозначает действия предметов.

Существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Личностные

Познавательные

регулятивные

4.

2.5. Выделение следствий.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Что понимаете под заданием разобрать слово по составу?

 Нужно определить в слове корень, окончание, и если есть определить приставку и суффикс.

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

2.

Что понимаете под заданием найти родственные слова в слове родина?

Под заданием найти родственные слова, нужно  подобрать слова сходные со смыслом родина, выделить корень род. Н-р: родина, родной, родимый..

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

3.

4.

2.6.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Составить пары – причина – следствие.

Приставка- часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов.

 Причина – стоит впереди корня и служит для образования новых слов.

Следствие – часть слова.

Логические

Познавательные

Постановка и решение проблемы

2.

Составить пары –причина – следствие.

Корень – общая часть родственных слов.

Причина – общая часть.

Следствие – родственные слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

познавательные

3.

4.

2.7. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Все существительные изменяются по падежам. Слово школа – существительное.

 Какой сделаете вывод?

 Если все существительные изменяются по падежам, а слово школа является именем существительным, следовательно школа изменяется по падежам.

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

 Слово конь имеет нулевое окончание , ед ч, м.р. И.п. Слово день то же ед.ч, И.п. То какой сделаете вывод?

Если слова конь и день- м.р. И.п следовательно они имеют нулевое окончание т.к конь имеет нулевое окончание.

Индукция от частного к общему.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как доказать, что при помощи приставки образуются новые слова?

Возьмём слово ход. Подберём к этому слову приставки, по, до, у. Получаем слова – поход, доход, уход. Вывод – при помощи приставки образуются новые слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

2.8.Анализ истинности утверждений, доказательство.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Известно, что слово является именем существительным. Какими признаками должно обладать это слово?

 Если слово является именем существительным, то оно отвечает на вопрос кто? Или что?, обозначает предмет, изменяется по числам, родам, падежам.

Индукция( от частного к общему)

Логические

Постановка и решение проблемы

2.

Как доказать, что суффикс образовывает новые слова?

Если к слову цвет подберём приставки – ик, и ок, то получатся новые слова – цветик и цветок. Делаем вывод, что при помощи суффикса образовываются новые слова.

Логические

Постановка и решение проблемы

3.

Как доказать, что слово цветник имеет корень – цвет.

Подберём к слову цветник родственные слова – цветок, цветы, цветочки. Все эти слова имеют общее значение, связанное со словом цвет. Значит делаем вывод, что в слове цветник корень цвет.

Логические

Постановка и решение проблемы

4.

Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД

1.

Что значит разобрать слово по составу?

Разобрать слово по составу это значит выделить в нём корень, определить приставку, суффикс и окончание.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

2.

Придумать слова, которые состоят из корня, корня и окончания, корня суффикса, приставки и корня.

Дом, дым, дома, дела, мостик, садик, полёт, перелёт.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

3.

Являются ли родственными слова река и реки, гора и горы?

Эти слова не родственные. Родственные слова имеют суффикс и приставку.

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

4.

Раскрыть содержание понятия.

Суффикс – это значимая часть слова, которая..

А) стоит после суффикса

Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

В) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Суффикс – это значимая часть слова, которая..

Б) стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Логические

Личностные

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк игр по русскому языку

Предложены игры, которые помогут повысить познавательную активность учащихся, интерес к предмету....

Банк данных. Орфограммы русского языка

Карточки с заданиями по основным орфограммам русского языка: правописание Ь и Ъ после шипящих согласных, разделительные Ь и Ъ, правописание частицы НЕ с глаголами, суффиксы -ек, -ик...

банк заданий по окружающему миру в системе СДО

развивающие задания в системе СДО...

Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».

В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО....

Система заданий по русскому языку в системе СДО

        Система заданий по русскому  языку  к теме   «Имя существительное»по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальны...

Банк заданий по русскому языку для подготовки к ВПР, 2 класс

Банк заданий их 7 разделов для подготовки к ВПР по русскому языку, 2 класс...