Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Агаркова Ольга Геннадьевна

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа". Кроме того публикуется презентация.Урок проходил на городском семинаре по теме "использование парадоксально-игровой поэзии на уроках в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.02.18.

Предмет: русский язык, 4 класс

Тема урока: Глагол. Употребление глаголов в речи.

Учитель: МБОУ «Гимназия № 25» города Курска

                Агаркова Ольга Геннадьевна

Цели:

  • Познакомить с употреблением глагола в будущем времени; учить правильно выбирать глаголы для употребления их в речи.
  • Упражняться в определении грамматических признаков глагола.

Предметные УУД:

Распознавать глаголы среди других частей речи.

Определять грамматические признаки глаголов: время, лицо, число.  Обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Правильно употреблять в тексте глаголы.

Метапредметные:

познавательные УУД: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы; использовать знаково-символические средства  для решения учебных и практических задач.

коммуникативные: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;

формировать умение работать в паре, в группе,  проявлять активность  для решения коммуникативных и познавательных задач.

регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Личностные: становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Давайте попробуем обернуться и обернуться так, чтобы сфокусировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. (поворачиваются). Запомните эту точку. Молодцы. А теперь  попробуйте ещё раз повернуться и взглядом найти точку, которая ещё дальше находится. (поворачиваются). У кого получилось? Молодцы. Так вот , мои дорогие, вы видите, что человек может расширять свои возможности. И вы только что добились большего, уловив взглядом ещё более дальнюю точку.  И я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы добились большего, расширили свои возможности и  свои знания. Успеха вам, ребята!

  1. Постановка темы и целей урока.

- Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из мультфильма. (Просмотр 15 сек.) Вы узнали героя? Конечно, это Винни-Пух из сказки английского писателя Алана Милна  «Винни-Пух и все, все,все…» в переводе Бориса Заходера. Винни-Пух действительно сочиняет прекрасные шуточные песенки. И одну из них вы найдете в учебнике. (упр.35, с 41)

Послушайте эту песенку в исполнении актера Шишигина Алексея Сергеевича. (прослушивание)

- Почему она  вызывает смех? (Неверно употреблены глаголы)

- А вы поняли, над какой темой мы будем работать на уроке?

Работа на интерактивной доске

Работа с учебником

аудиозапись

3. Открытие нового знания: постановка учебной проблемы, поиск её решения, формулирование правила.

Вернитесь к шуточной песенке (упр. 35). Если нельзя сказать: «Я сейчас тебя победю (побежду)», то как это  можно сказать по-другому? Обсудите в парах.

(ответы и обсуждение)

- Я тебя постараюсь победить.

- Я тебя победила и т.д.

- Можно ли образовать форму 1 лица, ед. числа б. в глагола победить?

- Как вы думаете, а такой глагол один?

- Найдите подтверждение этой мысли в правиле на

 (с. 42)

- Какие ещё глаголы не образуют форму 1 лица ед. числа? (убедить, ощутить, дудеть, чудить, дерзить)

- Попробуйте сочинить четверостишье или двустишье с этими глаголами, а если на получится, то составьте предложения.

(Я постараюсь тебя убедить. Я тебе вовсе не дерзила.)

Поработайте в группах.

Работа в парах

Работа в группах

4. Физминутка для глаз

- Закройте глаза с напряжением 1-2-3

- Откройте глаза

- Повернитесь к окну, широко раскройте глаза 1-2-3

- Посмотрите на кончик носа 1-2-3

- Переведите взгляд вдаль

- Не поворачивая головы,  сделайте медленные круговые движения глазами: вверх, вправо, вниз, влево

- вниз, вправо, вверх, влево

5. Давайте продолжим. Я предлагаю вам, ребята, познакомиться ещё с одним стихотворением современного поэта Алексея Ерошина.

Неграмотный пират 
Жил на свете некультурный 
И неграмотный пират. 
Бросить мусор мимо урны 
Был пират ужасно рад. 
Безо всякого стыда 
В море грабил он суда, 
А на чтенье умных книжек 
Не затрачивал труда. 
Как-то раз решил пират 
Закопать на пляже клад, 
Ровно тридцать три рубина, 
Каждый весом в сто карат. 
Но никак решить не может: 
Чтобы кладу не пропасть, 
В яму клад ему 
полОжить
ПоложИть или поклАсть
"Вдруг",- он мыслит, - "На беду, 
Клад неверно 
покладу
Эдак я, с таким раскладом, 
Вовсе по миру пойду!" 
Грусть-печаль пирата гложет, 
Отложил пират ножи. 
ПоложИть, или полОжить - 
Как же правильно, скажи?

Задание к тексту стихотворения:

- Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, которые употреблены неверно. Найдите ответ на вопрос,

как правильно употребить данные глаголы? Можете обратиться к словарю.

Сделайте вывод: в литературном языке глагол «положить» употребляется_____________, а глагол «класть»____________.

(с приставками, без приставок)

Вывод В литературном языке глагол «положить» употребляется только С приставками, а глагол «класть» — БЕЗ приставок.

- Образуйте от этих глаголов форму 1 и 2 лица ед. и мн. числа и запишите в тетрадь.

Запись. Положить, положу, положишь, положим, положите.

Класть, кладу, кладёшь, кладём, кладёте.

 (проверка в парах по мере выполнения задания)

Работа в группах

На листах

Работа в группах

Работа со словарями

Работа в тетрадях

6. Физминутка танцевальная, под музыку «Я мишка Гумми»

7. Закрепление.

- Мы узнали новое об употреблении глаголов в речи. Что нужно сделать, чтобы не забыть и уверенно пользоваться полученными знаниями?

А помогут вам в запоминании игровые стихотворения современной поэтессы Елены Интяковой. Соедините строчки (строки разрезаны на листах) стихотворений, объясните, об употреблении какого глагола идет речь. Поработайте в парах. Стихи получают по рядам:

1 ряд

  • Мой сосед-незнайка стонет, 
    Телефон его не звОнит. 
    Аппарат-хитрец молчит, 
    Ждет, когда кто позвонИт. 

2 ряд

  • На зеленый свет, 
    Медведь, 
    Ты не ехай
    И не едь, 
    И не ездий никогда –
    ПОЕЗЖАЙ! Запомнил? 
    – Да!

3 ряд

  •  Я не смогу к тебе придти
     И в школу не прийду. 
    – Но что случилось? Расскажи! 
    – Прийти могу. Приду. 

Проверка

Запись : Звонит, позвонит, поезжай, прийти, приду.

Составьте 3-5 предложений с данными глаголами, чтобы получился связный текст. Может быть опять кто-то попробует рифмовать строки. (проверка)

работа в парах

интерактивная доска

слайды со стихотворениями

На доске – слайды со стихами

Работа в тетрадях

8. Подведение итогов.

Вы сумели выполнить задачи, которые поставили перед собой и узнать новые  знания об употреблении глаголов.

Я прошу вас представить, что вам дана возможность отправить смс-сообщение своим родителям, друзьям, в котором вы бы написали о том, какие знания вы получили сегодня, а также  свои впечатления об уроке русского языка. Чтобы вы написали?
Начните смс-сообщение так:

- Сегодня на уроке русского языка мы изучали….

- Меня удивило…

- Для меня было открытием, что…

9. Домашнее задание

1) Выполните задание из ТПО № 21.

2) Я хочу предложить вам понаблюдать в течение недели за речью дикторов телевидения и радио, за речью людей на улице, в магазине, речью своих одноклассников и записать, какие глаголы были употреблены верно и неверно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление глаголов в речи 4 класс (ПНШ) Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 25» г. Курска Агаркова Ольга Геннадьевна

Слайд 2

Употребление глаголов в речи

Слайд 3

Мой сосед-незнайка стонет, Телефон его не звОнит. Аппарат-хитрец молчит, Ждет, когда кто позвонИт. Умница! позвонИт Ой–ой! звОнит

Слайд 4

На зеленый свет, Медведь, Ты не ехай И не едь, И не ездий никогда – ПОЕЗЖАЙ! Запомнил? – Да! Ой–ой! Ой–ой! Ой–ой! Умница! ехай едь ездий поезжай

Слайд 5

Я не смогу к тебе придти И в школу не прийду. – Но что случилось? Расскажи! – Прийти могу. Приду. Ой–ой! Умница! Ой–ой! Умница! придти прийти приду прийду

Слайд 6

- Сегодня на уроке русского языка мы изучали… - Меня удивило… - Для меня было открытием, что…

Слайд 7

Домашнее задание: 1) ТПО № 21 2) Понаблюдать в течение недели за речью дикторов телевидения и радио, за речью людей на улице, в магазине, речью своих одноклассников и записать, какие глаголы были употреблены верно и неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...

3 класс. Конспект урока по русскому языку " Значение и употребление глаголов в речи".

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Значение и употребление глаголов в речи» Цель деятельности учителя: формирование умения грамотно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы среди...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи»  1 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...