Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Приходько Маргарита Сергеевна

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомятся со словами - предметами и словами - действиями, а так же учатся различать их и составлять схемы предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: «Слова-предметы. Слова-действия.»

Класс: 1

Учитель:  Приходько М. С.

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении; 

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку;  ставят  цели.

познавательные –  анализируют и соотносят  различные языковые явления, подводят  языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции   партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют  достижение  цели;

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, Н, А, Чуракова;

                                      тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс.

                                      компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки со  

                                      словами для групповой работы.

Структура урока:

I. Организационное начало урока.

II. Мотивация и целеполагание

III. Основной этап.

      IV. Подведение итогов. Рефлексия

Технологии:

  • проблемно-диалоговая,
  • формирования универсальных учебных действий,
  • оценки достижения планируемых образовательных результатов
  • ИКТ

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, гимнастики для глаз, чередование видов деятельности.

Ход урока

I.Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Стали ровно,

 Повернулись, поздоровались,

На меня все посмотрели.

Тихо сели.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

II.Мотивация. Целеполагание.

Слайд 1:

Интрига урока:

 Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-покой)  так и не хочет, чтобы в  волшебном лесу был  гомон и шум и поэтому она   заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

- Чтобы  помочь ребятам спасти  деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания,  которые приготовили Асырк и Торк.

- Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям. 

Слайд 2:

           Работа в парах.

Задания:

Разделите слова на 2 группы.

Работа в парах.

Читают слова, делят их на 2 группы по каким-либо признакам, на основе чего определяют тему урока и ставят цель.

собака              лает

сорока            трещит

картина          висит

вода                 кипит

Определите тему урока

По выполненному заданию сформулируйте тему урока.

Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом – помощником. (Повторить)

- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Учиться различать, узнать, научиться составлять)

Тема: «Слова- названия предмета,

слова – название действия».

Цели:

  1. Учиться различать слова-предметы и слова – действия при помощи вопросов.
  2. Узнать как схематически обозначаются эти слова.
  3. Научиться составлять схемы предложений при помощи новых моделей.

Цели появляются  на экране.

III. Основной этап.

- А теперь разделите слова-предметы на две группы.  

КТО?                 ЧТО?

                                                           собака                вода

  сорока              картина

- Что вы можете сказать об этих словах-предметах?                 

- Слова-предметы могут быть живыми и неживыми.

-Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?

-На какие  вопросы  отвечают слова-предметы, которые вы назвали «живыми» и «неживыми»? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?)

Слайд 6:

Справка Летучей мыши:

 «Живые» слова- предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а  «неживые» - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?

Слайд 7:

Орфографическая  минутка: 

- Каждый, работающий в паре возьмёт 2 слова из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем орфограммы. Слева от слова раскрасьте кружок  в нужный цвет.

Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых кружок  раскрашен красным.

Выбирают 2  слова, раскрашивают круг

 (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный).

Подчеркивают орфограммы.

Самопроверка:  фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

- Закончите рисование шарика в зависимости от правильности выполненной вами работы: заканчивают рисование шарика:

  • нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
  • 1 ош. – хвостик,
  • более 1 ош – ничего.

           - Поднимите руку, у кого шарик  получился.

Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной и в этом слове 2 слога.

Физминутка.

Игра на внимание и на закрепление новых знаний.

Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

мышь – кто?         прыгает – что делает?

кузнечик, самолет, плывет, дождь, летит,  бежит, окно, рисует.

Слайд 8:

Фронтальная работа:

-Асырк и Торк  никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше предложение и просят составить схему.

Ёж    сопит.  – схема составляется, как в «Азбуке».                                   .

Асырк и Торк  пердлагают ребятам какую-то новую модель.

 Что же она может обозначать?

(-Это модель предложения, т.к. первый  прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в  конце стоит точка.»

Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто?  Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает? )

-Проверим правильно ли догадались.

Слайд 9:

Справка Летучей мыши:

Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

Работа в тетради:

- Образуйте из слов этих двух групп  смысловые пары. Задавайте вопросы.

собака                                     лает

сорока                                    трещит

картина     что делает?         висит

вода                                        кипит

- Составьте из данных слов 2 предложения:

 1-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

2-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

- Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

- Давайте запишем первое получившееся предложение и  нарисуем модель.

-Откройте  тетради для самостоятельной работы  на стр. 6

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

Как обозначим?

Гимнастика для глаз.

Закрепление новых знаний.

 

- Анишит-Йокоп   решила усложнить  спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

-Прочитайте задание № 2.

- Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте  круг и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу –зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

-Выполните это задание самостоятельно.

 Взаимопроверка в парах (Меняются тетрадями. 1 ученик  у доски, остальные проверяют.

- Оцените выполненную самостоятельно работу.

  • нет ошибок - дорисовывают хвостик и веревочку
  • 1 ош. – хвостик
  • более 1 ош – ничего

-Прочитаем задание 3 (Дополните  предложение к рисунку по схеме).

-Какое слово можно добавить? Это слово- предмет или слово-признак? Докажите.

-Составьте предложение.

- Запишем это предложение с комментированием.

VI.Итог урока. Рефлексия

-А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Слайд 10.

-Молодцы! Вы замечательно  справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно  помогали  Мише и Маше.

- Как вы оцените свою работу на уроке при помощи фонариков:

  • Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый
  • мне немного было не понятно, но я старался –желтый,
  • я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

Всем  спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лает вода висит собака кипит сорока картина трещит Разделите слова на 2 группы.

Слайд 3

вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Проверка

Слайд 4

Слова-предметы, слова-действия

Слайд 5

Разделите слова-предметы на 2 группы. Что вы можете сказать о них? вода собака сорока картина

Слайд 6

собака вода сорока картина Кто? Что?

Слайд 7

«Живые» слова- предметы называются одушевлёнными и отвечают на вопрос кто? , «Неживые» - неодушевлёнными . Они отвечают на вопрос что?

Слайд 8

собака вода картина Орфографическая минутка с о бака в о да к а ртина сорока с о рока

Слайд 9

Ёж сопит .

Слайд 10

вода висит собака кипит сорока лает картина трещит Составьте предложения

Слайд 11

Главное слово- предмет – кто ? или что? Слово-действие - что делает?

Слайд 12

Мне все было понятно, я хорошо работал Мне немного было понятно, но я старался Я ничего не понял, мне нужна помощь

Слайд 13

Спасибо за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Презентация к уроку русского языка: "Состав слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка: "Состав слова"...

Презентация к уроку русского языка "Состав слова" - 3 класс

Презентация к уроку русского языка "Состав слова". На уроке в игровой форме дети знакомятся с 3 частями слова (приставкой, суффиксом, окончанием) и на основе наблюдений делают выводы, формулируют прав...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Презентация к уроку русского языка "Сложные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе " Сложные слова", знакомство с образованием слов при помощи сложения двух корней....

Презентация к уроку русского языка "Состав слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Состав слова"...

Презентация к уроку русского языка "Неизменяемые слова" 2 класс

Предлагаю вашему вниманию презентацию, разработанную для открытого  урока русского языка "Неизменяемые слова", 2 класс по программе "Начальная школа XXI век".В данной презента...