рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

рабочая программа по русскому языку 5 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_chasov.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел Ι. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г. , М.: Просвещение, 2012.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

    Познавательная цель предполагает:

—  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

—  открытие детям родного русского языка как предмета изучения;

—  формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, — звуках речи, слове, предложении.

    Социокультурная цель ориентирована на:

—  формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;

—  развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Основными задачами реализации учебного предмета являются:

•   формирование знаково-символического восприятия языка учащимися:

•   развитие речи, мышления, воображения школьников;

•   формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;

•   освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•   овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

•   формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие. Таким образом, языковое образование и речевое развитие детей- эта широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитания чувства к слову и русскому языку в целом.

Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами.

Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представлении о тексте и его признаках. Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.

  Родной язык для школьника – это не только предмет изучения, но и средством обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью.

  Фактически все специальные речевые умения школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенные, умение составлять план прочитанного, подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладения средствами познания. При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей, особенности их познавательной деятельности.

  Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка, обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы, поскольку все взаимосвязаны.

В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются детьми младшего школьного возраста в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

     

Контроль знаний осуществляется систематически:

  1. Текущий контроль (на уроках)
  2. Тематический контроль (после изучения темы)
  3. Итоговый контроль (в конце года).
  4. Тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков:

1 ошибка приравнивается к 2 недочётам.

Оценка «  – полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения.

Оценка «4» – уровень выполнения выше  «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 – 6  недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения.

Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4  – 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу,  более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса.

      Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы», в которую входит аккуратность, каллиграфичность выполнения работы, выполнение исправлений в соответствии с требованиями учителя, соблюдение единого орфографического режима. В ходе оценивания письменных работ учащихся выставляются две отметки.  Отметка в числителе – за правильность выполнения учебной задачи. Отметка в  знаменателе – за общее впечатление от работы.

Раздел ΙIΙ.  Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в каждом классе начальной школы отводятся 5 часов в неделю. Курс рассчитан на 560 часов. Программа для 2 класса рассчитана на 34 учебные недели -  170 часов (5 часов в неделю).

Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.  

          В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого  этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.  

        Русский язык         является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

русского языка во 2 классе

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита,
  • признаки гласных и согласных звуков,
  • ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
  • способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
  • правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

  • безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
  • писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча ща, чу — щу, чк, чн, щн;
  • правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
  • писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
  • распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
  • писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
  • составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
  • использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Раздел VI. Содержание тем учебного курса.

Наша речь. ( 4 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст. (5 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение. (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слово и его лексическое значение (22 ч).

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (63 ч)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

Части речи (47 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение. (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Раздел VII. Тематическое планирование

«Русский язык» (170 ч): Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс.

Содержание

Кол-во часов

Дата

Внеурочная деятельность

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Наша речь

3

1

Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря.

1

Какая бывает речь?

1

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

Как отличить диалог от монолога?

1

Итоговая рефлексия

1

Текст

5

Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное пред ложение.

Устанавливают связи слов в предложении.

Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме. Находят и подчёркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные пред ложения. Сопоставляют распространён ные и не распространённые предложения. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам.

1

Что такое текст?

1

2

Что такое тема и главная мысль текста?

1

3

Части текста?

1

4

Диктант

1

5

Работа над ошибками

1

Предложение

12

1

Что такое предложение?

1

2

Как из слов составить предложение?

1

3

Контрольное списывание

1

4

Что такое главные члены предложения?

1

5

Что такое второстепенные члены предложения?

1

6

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

7

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

1

8

Как установить связь слов в предложении?

1

9

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке

1

10

Анализ сочинений

1

11

Контрольный диктант

1

12

Работа над ошибками

1

Слова, Слова, Слова…

18

4

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Опознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Составлять предложения, употребляя в них словосочетания, где даны слова в переносном и прямом значении

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.

Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями.

Осознавать значение терминов

1

Что такое лексическое значение слова?

1

2

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

Индивидуальная работа

1

3

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

4

Что такое синонимы?

1

5

Что такое антонимы?

1

Индивидуальная работа

1

6

Контрольный диктант

1

7

Работа над ошибками

1

8

Что такое родственные слова?

1

Индивидуальная работа

1

9

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

10

Какие бывают слоги?

1

11

Как определить ударный слог?

1

Индивидуальная работа

1

12

Как переносить слова с одной строки на другую?

2

однокоренные слова, корень слова, находить однокоренные слова, выделять в них корень.

Анализировать и строить предложения, словосочетания.

Составлять и записывать предложения, небольшие тексты (5-6 предложений).

13

Обучающее сочинение по серии картинок

1

14

Проверочная работа

1

15

Контрольный диктант

1

16

Работа над ошибками

1

Звуки и буквы

27

7

Называть   правильно   буквы   в   алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять   заданные   слова   в   алфавитном порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность,   формулировать   орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

1

Как различить звуки и буквы?

1

2

Как мы используем алфавит?

2

3

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

4

Как определить гласные звуки?

1

5

Контрольный диктант

1

6

Работа над ошибками

1

7

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

3

Индивидуальная работа

2

8

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

2

Работа с одаренными детьми

1

9

Развитие речи. Обучающее сочинение

1

10

Диктант. Проверочная работа

1

11

Работа над ошибками

1

12

Как определить согласные звуки?

1

13

Согласны звук [й] и буква И краткое

2

14

Слова с удвоенными согласными

1

15

Развитие речи

1

Проекты: И в шутку и всерьез

1

16

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

2

17

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

18

Правописание мягкого знака  в конце и в середине слова перед другими согласными

1

Индивидуальная работа

1

19

Контрольный диктант

1

20

Проверочная работа

1

21

Работа над ошибками

1

Проекты: Пишем письмо

1

Итоговая рефлексия

1

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

21

8

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове.

Различать функции мягкого знака  при записи слов и группировать слова.

Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах

Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами.

Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа

Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

1

2

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

3

Контрольный диктант

1

Итоговая рефлексия: Твердые и мягкие согласные

1

4

Закрепление знаний. Работа над ошибками

1

Проекты: Рифма

1

5

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

2

Тестирование по теме: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

6

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

7

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.

1

8

Проверка парных согласных в корне слова.

1

9

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

10

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

1

11

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2

Индивидуальная работа

1

12

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

1

13

Проверка знаний

1

14

Диктант

1

15

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

16

Правописание слов с разделительным мягким знаком

2

Индивидуальная работа

1

Итоговая рефлексия

1

17

Контрольное списывание

1

18

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

Тестирование по разделу

1

Итоговая рефлексия

1

Части речи

42

5

1

Что такое части речи?

2

- Называть  изученные части речи, их значение, вопросы к словам, особенности изменения.

Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения.

Определять признаки слова как части речи.

Различать неодушевлённые имена существительные с опорой на вопрос ч т о?, подбирать примеры таких существительных. Объяснять лексическое значение слов — неодушевлённых имён существительных. Классифицировать неодушевлённые имена существительные по значению.

Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять, каким членом предложения является глагол

Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем

существительным, к которому оно относится.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному..

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Знакомиться с этимологией названия местоимения. Заменять имена

существительные местоимениями. Определять, каким членом предложения являются местоимения.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Запоминать наиболее употребительные предлоги. Находить предлоги вместе с именами существительными в предложении и правильно их записывать.

2

Что такое имя существительное?

1

3

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

4

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей.

2

5

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет

1

6

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи

1

7

Заглавная буква в географических названиях

1

8

Обучающее изложение

1

Итоговая рефлексия: Заглавная буква

1

9

Диктант

1

10

Работа над ошибками

1

11

Единственное и множественное число имен существительных

2

Индивидуальная работа

1

12

Обучающее изложение

1

13

Проверка знаний

1

14

Диктант

1

15

Работа над ошибками

1

16

Что такое глагол?

2

Индивидуальная работа

1

17

Единственное и множественное число глаголов

2

18

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Итоговая рефлексия: Глагол

1

19

Что такое текст – повествование?

1

20

Проверка знаний

1

21

Что такое имя прилагательное?

1

- Называть  изученные части речи, их значение, вопросы к словам, особенности изменения.

Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения.

Определять признаки слова как части речи.

Различать неодушевлённые имена существительные с опорой на вопрос ч т о?, подбирать примеры таких существительных. Объяснять лексическое значение слов — неодушевлённых имён существительных. Классифицировать неодушевлённые имена существительные по значению.

Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять, каким членом предложения является глагол

Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем

существительным, к которому оно относится.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному..

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Знакомиться с этимологией названия местоимения. Заменять имена

существительные местоимениями. Определять, каким членом предложения являются местоимения.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Запоминать наиболее употребительные предлоги. Находить предлоги вместе с именами существительными в предложении и правильно их записывать.

22

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

23

Прилагательные близкие и противоположные по значению

1

24

Единственное и множественное число имен прилагательных

1

25

Что такое текст – описание?

1

26

Проверка знаний

1

27

Общее понятие о предлоге

1

28

Раздельное написание предлогов со словами

1

29

Восстановление предложений

1

30

Проверка знаний

1

31

Диктант

1

32

Работа над ошибками

1

33

Что такое местоимение?

1

Индивидуальная работа

1

34

Что такое текст рассуждение?

1

35

Проверка знаний

1

36

Контрольный диктант

1

37

Работа над ошибками

1

Повторение

8

9

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное.

Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам курса «Русский язык».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Проверять правильность выполненной работы

1

Сочинение по картинке

1

Итоговая рефлексия: Текст

1

Итоговая рефлексия: Предложение

2

Итоговая рефлексия: Слово и его значение

1

Итоговая рефлексия: Части речи

2

2

Повторение: Правила правописания

1

Итоговая рефлексия: Звуки и буквы

1

3

Контрольное списывание

1

4

Повторение  и закрепление изученного материала

2

Индивидуальная работа

3

5

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

2

Всего

136

34

Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Рабочие программы. 1-4 классы / М.А.  – М.: Просвещение, 2011.
  2. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку / . – М.: Экзамен, 2012.
  4. Канакина В.П. Русский язык. 1класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Канакина В.П. русский язык : CD        (электронное приложение).
  6. Малахова М.М. Русский язык в загадках / – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Журнал «Начальная школа».
  8. КИМы по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 21 века, расчитанная на 3 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю

рабочая программа по русскому языку 4 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе УМК "Перспектива" 5 часов в неделю

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива", авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 5 часов в неделю.РП состоит из планируемых результатов изучения предмета, содержания ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2022-2023 учебный год ( 5 часов в неделю,170 часов)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно...