Конспект урока «Собственные и нарицательные имена существительные» 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Староверова Татьяна Вадимовна

Урок русского языка

«Собственные и нарицательные имена существительные»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye_ya.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.2018                                                                                                     Учитель:  Сажина Е.А.

                                                                                                         

Класс:2 «А»                                                                                                            Студентка: Кузнецова Т.,43 гр.

        Проведение:

Урок русского языка

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.

Предметные:  учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные: учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 2 класс 2 часть УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, компьютер, проектор.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Здравствуйте, ребята!

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Пр.: словарная работа

Сл.:уч.диалог

7 мин

Словарная работа

- Я вам читаю загадки, а вы в тетрадь записываете отгадки, выделяете орфограммы.

( 2 уч. за доску)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Не живая, а идет, не подвижна, а ведет. (Дорога)

У избы побывал – все окно разрисовал, У реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз)

Растет в траве Аленка в красной рубашонке. Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. ( Земляника)

Расту в земле на грядке я, Красная, длинная сладкая. ( Морковь)

Актуализация знаний

- Какую тему мы изучаем? ( им.сущ.)

- Что обозначает часть нашей речи имя существительное? На какие вопросы отвечает?

- Как называют предметы, которые  отвечают на вопрос кто? ( одушевленные)

- Как называют предметы, которые отвечают на вопрос что?( неодуш.)

- Ребята, незнайка так был рад, что вы сумели вчера помочь ему разобраться с упражнением. Он тоже ведь учится, и у него снова возникли трудности и он просит вас помочь ему.

Записывать словарные слова в тетрадь

Повторять изученный материал

Р: планирование последовательности действий

Л: оценивание усваиваемого материала.

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Пр.: выполнение задания

Пр.:целеполагание

5 мин

«Игра исправь ошибки»

Он написал эти предложения и проси вас, чтобы вы проверили.

- Быстро прочитайте внимательно, что он написал.

Машына мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе.

( 1 уч. у доски исправляет)

- Ты будешь работать учителем. Исправь ошибки Незнайки.

Целеполагание

- Назовите в этом тексте слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

- К какой части речи оно относится?  Докажите. (обозн. Предмет, отв. На вопр. кто)

- Почему слово Дарья нужно писать с заглавной буквы? ( имя женщины)

- Значит, какая тема урока сегодня?

- Чему на этом уроке мы будем учиться?

Имена собственные, а так же имена нарицательные.

Исправлять ошибки

Формулировать тему и задачи урока

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

Пр.: анализ языкового материала

Пр.: дидактическая игра

Сл.: уч. диалог

7 мин

Открытие нового знания.

- А как пишутся имена нарицательные?( с мал. Буквы)

(собака Жучка – какое из них собств., а какое нариц.)

(собак много, а такая жучка одна)

Упражнение 87, с.51

- Прочитайте про себя, вслух.

- Что такое вы прочитали? Вам знакомы эти имена?)

(ФИО писателей и поэтов)

- Как пишутся ФИО людей?

- Выполните задание под красной точкой.

- Что будете делать?

- Молодцы!

- Прочитайте правило на с.52 про себя, вслух.

- Какие имена существительные называются собственными? (только те, которые принадлежать только определенному человеку)

- Теперь прочитайте правило ниже, вслух.

- Приведите примеры из окружающего мира имен собственных.

- Назовите имена девочек вашего класса.

- Как будете записывать первую букву имени?

- Назовите ФИО ваших родителей. Как их будете записывать?

- В какой стране вы живете?

- Как называется город, в котором вы живете?

- Как будете писать его название?

- Все-таки, какие слова относятся к собственным именам существительным? ( те, которые относятся только  этому человеку, городу, стране..)

Вспоминать понятие

Выполнять задание учителя

Читать правило

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

П:структурирование знаний;

Пр.: выполнение физических упражнений

1 мин

Физминутка

 Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Выполнять движения вместе с учителем и одноклассниками

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

ПР.:чтение правила

Сл.: слово учителя

Пр.:

Работа над упражнением

Пр.: работа над упражнением

Пр.: выполнение самостоятельной работы

Пр.: самопроверка

13 мин

Продолжение работы над темой

- Прочитайте правило на с.43 про себя, вслух.

- Как называются все остальные имена существительные? ( нарицательные)

- Почему их так называют? (Нарицательные не принадлежат конкретному предмету, они не собственные)

- Приведите примеры нарицательных имен существительных

Группы животные:

Учебные предметы:

События:

С.52, упражнение 88

- Прочитайте вслух. Теперь прочитайте вопросы к этому упражнению.

- Кто ответит на первый вопрос? Почему? (общие названия)

- Кто ответит на 2 вопрос?

- Молодцы!

С.52, упражнение 88

- Письменно. Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать?

- Кто будет работать у доски?

- Запишите.

- Вас просят составить предложение с любыми именами существительные  упр.8.

- Найдите в этом предложении грамматическую основу.

- Молодцы!

- послушали меня все внимательно: Если вы не будете писать имена собственные с заглавной буквы – это будет считаться ошибкой, потому что это орфограмма.

Самостоятельная работа

- На доске записаны предложения. Вам нужно выбрать из скобок нужную букву и написать правильно.

1 вариант:

В небе летит воздушный (Ш, ш) арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

2 вариант:

На девочке надета (Б,б)елая блузка.

Мы плывет по реке (Б,б)елая.

- 1 уч. читает, остальные проверяют.

С. 53, упражнение 90.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом задании?

- Какое лишнее слово в 1,2,3 строчке и почему?

- Выполните задания из учебника (2)

- Как будем записывать? ( в алфавитном порядке)

- Хорошо!

- Вы – молодцы! МЫ помогли разобраться Незнайке с заданиями.

Читать

Выполнять упражнение устно

Составлять предложения.

Выделять грамматическую основу

Выполнять самостоятельно работу

Находить лишние слова

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Л: оценивание усваиваемого материала.

Р: планирование последовательности действий

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

Р: самопроверка

Л: оценивание усваиваемого материала.

Рефлексивный

2 мин

Информация о домашнем задании

Прочитать еще раз правила на с. 53,  упр. 90.

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Пр.: самооценка

2 мин

- Что еще вы узнали об имени существительном?

- Что было трудно на уроке?

 - Кто что- то недопонял и вам нужно еще раз объяснить?

- Обратите внимание, что в  карточке- помощнике  под каждым вопросом  написано, что имена существительные, которые отвечают на вопрос кто – одушевленные. А на вопрос что- неодуш.

- Спасибо за урок! Вы молодцы!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России" с использованием системы "1 ученик -1 компьютер"...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок открытия  нового знанияТехнология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  фо...

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собстве...

Материалы к уроку "Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс "Школа России"

В папке содержится конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс "Школа России", презентация к нему, а также раздаточные и демонстрационны...

Урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" УМК "Школа России"

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с самоанализом , тип урока ознакомление новыми знаниями  предназначен  учителям ...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (УМК "Школа России", 3 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена сущ...

План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....