Урок-практикум по русскому языку во 2-ом классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Литвинцева Марина Савельевна

План урока:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

4. Работа по развитию речи.

5. Фонетический разбор слова

6. Работа по теме урока.

7. Работа в парах

8. Зрительно-слуховой диктант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_po_russkomu_yazyku_vo_2-m_klasse.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку

Урок-практикум по русскому языку во 2-м классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"

Задачи:

   формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы используя минутку чистописания, на которой проводится звуко- буквенный анализ слов;

   сопоставление звуков-букв;

   формировать умение подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова через аморитмизацию свойх действий;

   уметь сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых слов через орфографическую работу, комментирование своих действий;

   развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными и подбирать проверочные слова через работу в парах и зрительно- слуховой диктант;

   развивать внимание, орфографическую зоркость используя зрительно- слуховой диктант, словарную работучерез комментирование, аморитмизацию учебного процесса;

   развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

   развивать речь учащихся, пополнять словарный запас посредством толкования лексических значений слов, расширения представления об омонимах;

   воспитывать трудолюбие, аккуратность, дружелюбие через работу в парах,

группах.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент;
  2. Минутка чистописания;
  3. Словарная работа;
  4. Работа по развитию речи;
  5. Фонетический разбор слова;
  6. Работа по теме урока;
  • словарно-орфографическая разминка;
  • работа в группах ( со словосочетаниями );
  1. Физминутка;


  1. Работа в парах (над предложениями);
  2. Зрительно-слуховой диктант;

ПОДВЕДЕНИЕ        ИТОГОВ.        ОТВЕТ        НА        КОНТРОЛЬНЫЕ        ВОПРОСЫ. ОЦЕНИВАНИЕ;

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-На доске записан план урока. Что же нас ждет? Прочитайте:

  1. Чистописание;
  2. Словарь;
  3. Развиваем речь;
  4. Фонетика;
  5. Работа в парах;
  6. Работа в группах;
  7. Словарно-орфографическая тренировка;
  8. Физ.минутка;
  9. Зрительно- слуховой диктант;
  10. Итоги;
  11. Получим задание на дом.

Перед вами оценочный лист, где отражены все виды работ на уроке, вы в графе ниже будете себе ставить баллы за правильные , полные, четкие ответы и работу на уроке. Если наберете 6 или более баллов, то поставите в графе оценка - 5,если 4 - 5 баллов, то поставите - 4, если меньше 4- то ставите тройку.

Прочитайте, на какие контрольные вопросы мы должны будем ответить на уроке и с какой учебной задачей справиться?

Как проверить написание парных согласных перед согласными или в конце слова? Какие способы существуют?

Задача: учиться правильно писать парные согласные перед согласными и проверять их написание.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Откройте тетради, запишите число, классная работа; Прочитайте стихотворные строки:

Слон, лев, шакал, и бегемот


С утра отправились в поход.

Определите, какие буквы напишем на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречаются 4 раза. В каких словах он присутствует? (т. д. Они обозначают звук (т), который встречается 4 раза. Он есть в словах

бегемот, утро, отправились, поход.

Охарактеризуйте звук (т) , который имеется в данных словах: согласный, твердый, парный, глухой;

Какая же тема урока?

написание парных согласных перед согласными или в конце слова. Напишите цепочку парных согласных по памяти:

-б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

На доске написать слова. Прочитайте их в слух, какие буквы в них надо написать вместо точек;

т...традь, з...вод, м...дведь, завтр...к, гор...д, м...роз, к....р...ндаш. Слова для ответа поделите на группы;

В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о;

В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безуданую гласную а. Что объединяет написанные слова между собой?

Они из словаря, они - существительные, оканчиваются на парный согласный звук. Какие различия вы видите в данных словах?

5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто?

Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на

конце?

Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо

слышался нужный звук.

О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? О трех:

Изменили

Подобрали        родственное        слово        часто        с

Подбирали краткую форму


форму слова Сад-сады

уменьшительно-ласкательным суффиксом Ножка-ноженька

прилагательного Сладкий-сладок

Запишите слова. Проверьте на доске, где во время самостоятельной работы учитель вставил буквы.

-- т...традь, з...вод, м...дведь, завтр...к, гор...д, м...роз, к....р...ндаш. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Мысленно зачеркните все буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

  • п о с б т е к д

Какое слово получилось?

  • обед.        Что такое обед?......- прием пищи.

Да, именно так дается его лексическое значение в толковом словаре Ожегова. Но это слово омоним и означает не только прием пищи, а еще и перерыв в работе и время дня;

Придумайте предложение, где обед - прием пищи: и.с. гл.

Мама готовит вкусный обед.

Найдите грамматическую основу предложения и обозначьте, какими частями речи она выражена;

А сейчас прочитайте предложение, где обед - время. (Плакаты с предложениями помещаются на доске.)

Отец приехал в самый обед. Предложение, где обед-перерыв в работе. Магазин сейчас закрыт на обед.

Напишите слово обед, поделите его на слоги, найдите ударный, подчеркните безударный гласный. Сделайте фонетический разбор слова. Некоторые ребята могут достать памятки с алгоритмом такого разбора;

Проверьте с помощью сверки с уже выполненным учителем разбором данного слова по плакату на доске;

Оцените свою работу. У кого не было ошибок, ставит себе 2 балла, у кого была 1, 2 ошибки, ставит 1 балл и не получает балла, кто выполнил разбор с 3 и более ошибками;


Какую еще орфограмму вы заметили в слове?

  • Парную согласную.

Какой способ проверки выберете?

  • Изменим форму слова обед-обеды. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.

Вставьте парную согласную, проверьте, записывая с комментированием по алгоритму:

Слышу звук... Есть выбор букв...

Проверяю, рядом гласный подставляю... после согласной...слышу звук...

Пишу букву...

Ставим себе балл за четкое, правильное комментирование. ГУ...КИ

СТОРО...КА ЛО...КА

ГИ...КИЙ

ЛО...КИЙ

КАКИМИ СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СЛОВА?

ПЕРЕД КАКИМИ БУКВАМИ НАХОДЯТСЯ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ?

  • В середине каждого есть парные согласные. Они пишутся перед согласными, слышатся не так , как пишутся.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.

Интересная........................(загадка) Забор, гадкий, камера.

Новая........................(рубашка)

русалка, башмак, канат. Солнечная..................... (погодка) пояс, годность, какаду.


Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать. Два балла получают участники группы- победительницы, остальные получают по 1 баллу при условии правильного выполнения задания.

ФИЗМИНУТКА

Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.

Мелкие шажки Раз, два, три Легкие прыжки Раз, два, три Мягкая посадка.

Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.

  • Шажки--- шажок (меняет форму слова)
  • Прыжки - прыжок;
  • Раз ---раза;
  • Зарядка --- Зарядочка
  • Посадка        -        посадочка        (подбираем        родственное        слово        с        уменьшительно- ласкательным суффиксом);
  • Легкие - легок,
  • Мягкие - мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного). РАБОТА В ПАРАХ

У каждого из вас карточка, где слова в предложении перепутаны. Вам нужно составить из слов предложение. Вставить парные согласные и безударные гласные в слова. Некоторым детям дан выбор букв. А у соседа на обратной стороне правильная формулировка предложения. Вы обмениваетесь тетрадками, проверите работу друг друга по обратной стороне своей карточки. За правильно выполненное предложение ставите балл в оценочный лист соседа напротив графы- "работа в парах".

  1. В тихой в...де м...лькают ры...ки;

У пруда растут б...ре...ки и ду...ки;

  1. К пруду в...дет у...кая д...ро..ка;


В нашем с...ле есть х...роший пру...;

  1. Д...ревья одели белоснежные ша...ки; Хру...ким сн...ком покрылись п...ляны. Кто же получил баллы, поднимите руку. ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ

Найдите в тексте диктанта слова с парной согласной. Как проверим , какой способ проверки выберем?

ЗИМА НАСТУПИЛА.

Мороз затянул реки ледком. Зима укутала снежком ветки деревьев и кустарников.

Елки одели снежные шапки и варежки. Шустрые снегири порхают по шишкам елей.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга по готовому тексту диктант.

Поставьте 2 балла за безошибочность, 1 балл, если имеется 1, 2 ошибки.

ИТОГИ УРОКА

Подведем итоги урока. Как же проверить написание парной согласной перед согласной и в конце слова?

Какие способы существуют? Справились мы с задачей урока?

У кого 5 и более баллов? Кто поставил себе за урок оценку 5?

У кого меньше 5 баллов? Какие ошибки вы допустили? Что вам не понравилось в своих ответах?

А теперь подведем итоги: на доске плакат, у вас на парте лежат три квадратика со смайликами: красный - знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, зеленый- знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и черный - знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши квадратики на большой плакат ,и мы увидим, как удачно мы поработали.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На  дом  вы  получаете  тест:   Парные  согласные.   1 вариант выполнит тест и приведите свои примеры;

  1.   вариант выполнит  тест,  и  так  же  приведите  свои  примеры  и  упражнение  на данную тему;

 вариант выполнит тест с небольшой до


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Цели: Способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости - глухости согласные звуки в проверочном и пров...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии".

Урок  по русскому языку во 2 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные с применением ИКТ технологии"....

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") тема;"Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"На уроке использованы: работа в парах постоянного и сменного состава.индивидуальнаяи фронтальн...