Конспект по русскому языку " Тема и основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Федосевич Татьяна Александровна

Конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_i_osnovnaya_mysl_razvitie_rechi_2_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Учитель: Пискунова И.В.

МБОУ НОШ №95                                                                                                 Методист: Солопова Т.В.

Урок 4                                                                                                                       Студент: Федосевич Т. 44гр

Кабинет 102

                                                    Технологическая карта урока русского языка (развитие речи)

Тема: «Тема и основная мысль текста»

Цели:

  • Научить детей выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой написан весь текст;
  • Изучить с детьми такие понятия, как тема и основная мысль текста
  • Планируемые результаты:

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

  • Учить учащихся слушать и понимать текст.
  • Закрепить понятие основных признаков текста.
  • Отрабатывать умения: понимать тему и главную мысль чужого текста;
  • Анализировать и подбирать заголовок к тексту. 
  • Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

Оборудование: Учебник «Русский язык, Каленчук, Чуракова 2 класс, часть 2», мультимедийный проектор, презентация 


Этапы урока методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учащихся

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

-Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Настраивать себя на работу

Л: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся;

формирование желания выполнять учебные действия

II

Актуализация знаний

Орфографический анализ

  1. Составьте предложение из слов, которые написаны через запятую.

Корнями, нора, под, была, берёзы.

Спал, всю, ёжик, зиму, сердитый, там.

Лесную, на, ёжик, поляну, выбежал.

(Нора была под корнями берёзы. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Ёжик выбежал на лесную поляну)

-Что нам помогло составить правильно предложение? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)

  1. Поставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.

Первую рыбку дали коту. Утро. Мы поймали окунька и щуку. Кот Васька спал в траве. Был июль. Мы ловили рыбу на реке.

-Что у нас получилось? Что мы составили из предложений? (Текст)

-Что в этом задании нам помогло поставить предложения в правильном порядке? (Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу)

(Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.)

  1. Поставьте точки в предложениях.

сложно собрать растения для гербария(.) учёные решили обучить этому обезьян(.) они показали им образцы редких растений(.) скоро животные принесли растения и их плоды людям (.)

-Как вы смогли определить, где поставить точки?

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли вы написали предложения.

- У кого есть одна ошибка? Две? Три?

-Давайте разберем, где вы допустили ошибку

- Как вы думаете, что я вам сейчас диктовала текст? Или разные предложения? (Текст)

-Почему ты так думаешь? (Потому что в нем каждое предложение связано по смыслу)

-Какая тема этого текста? О чем он? (Об осени)

Проверять правильность выполнения задания сверяя с эталоном;

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

III

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи фронтальная беседа;

- Запишите предложения под диктовку

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли вы написали предложения.

- У кого есть одна ошибка? Две? Три?

-Давайте разберем, где вы допустили ошибку

- Сейчас послушайте внимательно (читаю текст полностью)

- Что я вам сейчас прочитала? (Текст).

- Как доказать, что это текст? (Несколько предложений связаны по смыслу).

- А кто может определить тему урока?

- Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

- Чему должны научиться? (Определять тему и основную мысль текста).

Воспринимать информацию сообщаемую учителем;

обобщать информацию,

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Физминутка

  На болоте две подружки,
  Две зелёные лягушки
  Утром рано умывались,
  Полотенцем растирались,
  Ножками топали,
  Ручками хлопали,
  Вправо, влево наклонялись
  И обратно возвращались.

Выполнять упражнения

IV

Постановка учебной задачи.

Решения частных задач.

методы:

практический

списывание

орфографический анализ

репродуктивный,

беседа, наглядный практический,  комментирование у доски

-Откройте учебник на стр. 28 № 17.

-Кто прочитает текст?

-О чем этот текст? ( О весне)

-Определи его тему (Весна или Весна в лесу)

-Чему учит этот текст? С какой целью автор написал этот текст?

-Какую общую мысль развивают все предложения текста?(Первое предложение выражает основную мысль, а остальные ее продолжают)

-Откройте рабочую тетрадь по русскому на странице 81, выполните самостоятельно.

- Автор хочет рассказать нам, что лосиха всегда защитит своего лосёнка.

-Какое предложение вы подчеркнули?

-Как вы поняли, что именно это предложение выражает главную мысль?

(Автор в данном предложении хочет нам сказать, что лосиха всегда защитит своего лосенка, и он развивает эту мысль во всем тексте)

- Кто может ответить, что такое основная мысль текста?

(Это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет, с какой целью он это пишет)

-Выполним упражнение 18

-Давайте подставим к предложению, в котором выражена основная мысль другие предложения и определим, какие предложения не развивают эту мысль?

-Как вы нашли лишние предложения? (Лишние предложения не продолжают основную мысль, а несут в себе совершенно другую)

-Посмотрите на картинку, какие животные изображены на картинках? ( Мышка, соловей, орел, ястреб, дрозд)

-Посмотрите, на каких этажах на картинке размещены птицы и зверьки?

- Давайте определим тему текста

-Как у вас получилось определить тему?

(От основной мысли текста мы можем определить тему текста, т.е, то о чем автор пишет)

-Что такое тема?

Посмотрите на стр. 30 в рамке нам дано понятие основная мысль и тема, кто нам их прочитает?

-Переходим к заданию 19

-Кто нам прочитает текст?

-О чем или о ком говорится в предложении?

-Какие были лисята?

-Что лисята делали ночью и днём?

-Какое предложение выражает основную мысль текста?

-А в каком предложении заявлена тема?

(Это были шустрые и беспокойные зверьки)

(Шустрые лисята)

-Почему вы так решили?

(Потому что в тексте нам говорится о том, что лисята шустрые и беспокойные зверьки и поэтому они так разыгрываются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них)

- Как вы определили тему?

(Автор нам рассказывает о лисятах)

-Переходим к заданию 82, выполняем самостоятельно (Если не успеют, то д/з)

выходить к доске;

для выполнения задания;

проводить сверку с решением учащихся у доски;

отвечать на вопросы;

проверять правильность выполнения задания.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Л: строить логическую цепь рассуждений

X

Рефлексия деятельности.

Выставление оценок.

методы анализа;

фронтальный опрос.

-Какая тема была у нас на уроке?

- Что такое тема?

-Что такое основная мысль?

-Как определить тему? (О чем автор пишет в тексте? О ком или о чем рассказывает?)

- Как определить основную мысль? (Ради чего автор пишет? Что автор хочет сказать в этом тексте? С какой целью пишет?)

Подводить итоги  урока, анализировать свою деятельность на предмет достижения целей урока;

прощаются с учителем.

Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти

П: осознанное и произвольное построение речевого выс-ния в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....

Тема и основная мысль текста.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе обучения "Гармония". Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку....

Тема и основная мысль текста

Учебный материал для работы по развитию речи во втором классе. Цель: формировать умение определять тему и основную мысль текста....

Презентация "Тема и основная мысль текста."

Презентация к уроку русского языка.Тема: "Тема и основная мысль текста".К учебнику "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой...

Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"

В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...