Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.02.2018.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.18

Школа: ЧПК№1

Класс: 4-3

Урок: 4

Программа УМК: Школа России.

Кабинет: 2

Учитель: Меркушкина Л.А

Студентка: Севостьянова И. 41 группы

КОСПЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»

Цель деятельности учителя:  познакомить с особенностью правописания личных местоимений 1-го и 2-го лица

Планируемые результаты:

Предметные:

-указывать лицо и число личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму;

-объяснять значение устойчивых выражений;

-записывать по памяти предложения, раздельно писать предлоги с местоимениями.

Личностные:

-учиться положительно, относиться к изучаемому предмету-русскому языку; 

Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно -метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод - словесный

1 мин.

 Здравствуйте, ребята!

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку

Р.: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

 - актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог о тексте.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация.

3 мин.

 «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». 

А.Н. Толстой.

-Как Вы понимаете это высказывание?

-Как оно может нам пригодиться на нашем уроке?

-На доске «сундучок» от королевы Грамматики.

-Ребята, вспомните, что вы знаете о личных местоимениях, и давайте заполним этими знаниями сундучок. (местоимение-это часть речи; указывают на предмет; отвечают на вопросы имён существительных; бывают 1,2,3лица; единственного и множественного числа).

- Молодцы! Порадовали Вы королеву Грамматики! А она Вам еще несколько хитрых вопросов приготовила!

- Какое местоимение составлено из двух пред-
логов? 
(О-на)

- Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (вы-мы-ты)

- Какое местоимение нужно добавить к другому, чтобы получились очень крупные овощи? (ты-к-вы)

Объяснять смысл высказывания

Вспоминать признаки местоимения

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

К:- общение и взаимодействие

Л.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

III. Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин.

Определите тему урока. Тема урока: «Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа». Какие цели поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы будем учиться изменять личные местоимения по падежам, правильно писать личные местоимения 1-го, 2-го лица  в формах косвенных падежей и правильно писать местоимения с предлогами.

Называть тему урока.

Ставить цели урока.

 

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

IV. Открытие нового знания

Метод – словесный;

Прием – диалог.

3 мин.

Откройте учебник на с. 57. Прочитайте сводную таблицу «Склонение личных местоимений1-го и 2-го лица единственного и множественного числа». Кто заметил в каких падежах формы личных местоимений1-го и 2-го лица похожи?(Местоимение  «я» в родительном и винительном падежах имеет форму «меня»,«ты» в родительном и винительном падежах имеет форму «тебя»; местоимение «мы» в родительном и винительном падежах имеет форму «нас», местоимение «вы» в родительном и винительном падежах имеет форму «вас».)

Упр. 122.

-Прочитайте задание. Прочитайте выразительно в полголоса для себя. Кто хочет прочитать теперь для всех?

-Так из чего же делают гвозди?

 -Чем металлы отличаются от дерева? (Ковкостью, плавкостью, металлическим блеском, прочностью.) Какие бывают металлы?(Чёрные ( железо, чугун, сталь) и цветные ( алюминий, медь, свинец ). 

-Обратите внимание- как написано слово «металл».

-Запомните его, это словарное слово.

-Найдите личные местоимения в нач. ф., определите их лицо и число. А как Вы определите лицо, число и падеж выделенного местоимения?

Гвоздик, гвоздик из металла,

-Кем на свет сооружен?

-Чья рука тебя (2-е л., ед. ч., В. п.) сковала,

-Для чего ты (2-е л., ед. ч.) заострен?

-И где будешь! Полагаю,

-Ты (2-е л., ед. ч.) не можешь дать ответ;

-За тебя (2-е л., ед. ч., В. п.) я (1-е л., ед. ч.) размышляю,

Занимательный предмет!

-Прочитайте стихотворение ещё раз. Запишите по памяти первые 4 строчки. Сверьтесь с учебником. У кого получилось?

Упр. 123

-Прочитайте чешскую песенку в парах. Как записано стихотворение? В какой форме? (в форме диалога). Как Вы это поняли? (Тире в начале строки, начинается с большой буквы каждая строчка) 

-Разыграйте эту сценку по ролям. Кто прочитает для всех? Какие звукосочетания помогли передать кваканья лягушек?(используются местоимения (к вам, к вам)).

-Определите лицо, число, падеж местоимений.

— Кума, Ты (2 л., ед.ч., И.п.) к нам (1 л., мн.ч., Д.п.)?
— 
К вам, к вам,
К вам, к вам!
 (2 л., мн.ч., Д. п.)
К воде скачу,
Ловить хочу.
— А кого, кого, кума?
— Рака, карпа и сома.
— Как поймаешь, дашь ли 
нам(1 л., мн.ч., Д.п.)?
— Как не дать? Конечно, дам!

*Работа в парах

-Отредактируйте текст. Используйте  вместо повторяющегося существительного мама личное местоимение «ты» в разных падежах. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.

Мама

        Мама! Мама

ласковая и добрая. С  

мамой всегда легко и

весело. Спасибо маме

за тепло.  Я буду

внимателен к маме, буду

заботься о   маме,

беречь маму . Мама  

заслужила это.

Мама

       

Мама!   . ..

 ласковая и добрая. С    

…    всегда легко и

весело. Спасибо ….    

за тепло. Я буду

внимателен к  ..., буду

заботиться о   …  ,

беречь   …   .   ….  

заслужила это.

Мама

        Мама! Ты (И.п.)

ласковая и добрая. С

тобой (Т.п.) всегда легко

и весело. Спасибо тебе

(Д.п.) за тепло.  Я буду

внимателен к тебе,

 буду заботиться о тебе

(П.п.), беречь тебя

(В.п.). Ты (И.п.)

заслужила это.

- Как определили падеж? Какая мама  у Вас?  

*Работа в группе.

 Составить диалог. Использовать в разговоре вежливые формы обращений к собеседнику, местоимения. Подготовьтесь разыграть диалог.

1.В библиотеке.        

Тебе нужна книга. Как ты обратишься к библиотекарю?

 2. Разговор по телефону.

Тебе нужно позвонить другу. С  чего  ты начнёшь  разговор?

3. Семья.

Разговор за столом.

 Выполнять упражнение

Выделять падежные формы местоимений 1 и 2 лица

Выполнять упражнение

Выполнять упражнение

Выполнять упражнение

в парах

Читать стихотворение с выражением

Выполнять упражнение

в группах

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности


умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

 

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Динамическая пауза

2 мин.

Видеофрагмент

 -повторять упражнения

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод – эвристический

Прием – исследование материала.

Метод – частично-поисковый

Прием – сравнение

Метод – эвристический

Прием – исследование материала.

7 мин.

 -Мы с вами повторили всё, что знаем о личных местоимениях единственного числа. А что вам известно о местоимениях множественного числа?

(Мы, вы, они - местоимения множественного числа)

- Подумайте, как могут изменяться местоимения множественного числа?

(Они могут изменяться по падежам, то есть склоняться)

-Вспомните, вместо какой части речи можно употреблять местоимения?

(Вместо имени существительного. Значит, падежные вопросы у них одинаковые)

-Сейчас попробуйте просклонять личные местоимения множественного числа.

(Для вас задание: составить и записать по два предложения. I вариант  с личными местоимениями в форме именительного падежа, а II вариант - с личными местоимениями в форме косвенных падежей, указать падежи)

Проверка: учащиеся читают свои предложения.

-Какими членами предложения являются местоимения?

(Местоимения в именительном падеже являются подлежащими, а местоимения в форме косвенных падежей – дополнениями)

-Хорошо, молодцы!

Сейчас обращаемся к учебнику. Открываем страницу 61

Продолжаем работать по учебнику.

 -выполнять задание учителя, отвечать на вопросы.

-выполнять задание.

-сравнивать падежные формы личных местоимений 1-го и 2-го лица.

-называть  и запоминать  правописание выделенных орфограмм в личных местоимениях.

-высказывать предположения о том, что лицо и число личных местоимений можно определять по начальной  форме

П.: - строить суждения в форме связи простых суждений об объекте

Л.: - проявлять учебно-познавательный процесс к новому материалу

VII. Рефлексия деятельности

2 мин.

 - Что особенно заинтересовало вас во время 
урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Объясните написание личных местоимений  1-го и 2-го лица в формах косвенных падежей.  

-Как надо писать местоимения с предлогами?

Домашнее задание:

с. 57 упр. 121, с. 59 упр. 124

-подводить итог урока

-анализировать урок

- записывать домашнее задание

Р.: - уметь адекватно воспринимать оценки и отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Изменение по падежам личных местоимений.Правописание местоимений первого и второго лица единственного и множественного числа" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с особенностью изменений личных местоимений по падежам; совершенствовать умение определять падеж личных местоиме...

Конспект урока "Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений первого и второго лица единственного и множественного числа" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания личных местоимений 1-го и 2-го лица в формах косвенных падежей и местоимений с предлогами...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...

Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне слова

Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне слова...