Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сапронова Наталья Анатольевна

Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе                                                                                                  

Тема урока:  Общее представление о местоимении

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся через их включение в интерактивные формы деятельности в предметной области Русский язык по теме «Местоимение».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование умения работать с информацией;

Развивать умение учащихся выступать в диалоге;

Формировать познавательную рефлексию;

Работать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование понятия «Местоимение»

Научиться определять местоимения в тексте;

Формировать умение определять место местоимения в предложении;

Употреблять местоимения вместо существительных;

Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер,  документ-камера, карточки для голосования,смайлики.

УМК «Школа России» учебник по Русскому языку Канакина В.П. 3 класс 2 часть, электронный учебник.

Этап урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

(Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

- Я желаю вам успешной и интересной работы на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Проверка готовности к уроку

Слушание

Пожелание удачи

Личностные УУД

- мотивация учения, позитивный настрой на урок

Осмысление учебной задачи.  

- Ребята, у каждого из вас на столе ромашка. За каждое задание на лепестке вы будете ставить себе балл от 1 до 5 – это самооценка. И в конце урока, подводя итог своей работы, проанализируете: над чем стоит поработать (со всеми ли заданиями вы справились)

1.Запись числа и классной работы.

2.Организация игры и работы в парах сменного состава.  Игра «Разведчик»

3 разведчика. У разведчиков карточки: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Остальные ученики – агенты.

У учеников карточки с признаками этих частей речи: обозначает предмет, обозначает действие предмета, обозначает признаки предметов, кто?, что? и т.д.

- Расскажите, что у вас получилось.

Работа с новой информацией

Работа в парах сменного состава.

Озвучивание полученных результатов.

Регулятивные и личностные УУД

-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий, воспитание навыка самостоятельности.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- Работать в статических и мигрирующих группах.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

Актуализация знаний.

Погружение в деятельность.

Работа с интерактивной доской.

Организация выполнения задания.

Организация диалога.

- Прочитайте текст, который записан на доске.

Мышь – маленький зверёк. У мышки серенькая шубка и остренькие зубки.

- Какая ошибка тут допущена?

- Как исправить эту ошибку?

- Спишите этот текст.

Контроль за выполнением задания.

Организация диалога и работы с интерактивной доской. (электронный учебник)

- Давайте определим, какой частью речи выражены все слова в этом тексте.

Организация диалога, побуждающего к выдвижению гипотезы.

- Подпишите карандашом части речи.

Побуждение к формированию цели и задачи урока.

- Посмотрите, а у нас осталось одно слово, которое мы не смогли отнести к какой-либо части речи. И осталось еще одно название «м…». Давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. А для этого выберем нужные нам высказывания. Возникла проблемная ситуация. В чём мы должны разобраться сегодня на уроке?  

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

Сейчас вы должны аргументировать, высказывать свою точку зрения, доказывать.

В сотворчестве с учащимися постановка цели урока

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

Постановка целей урока

– Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

Какие вы поставили бы перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

Уточнение понимания учащимися цели.

- Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

Выполнение задания

Участие в диалоге

- Повтор слова.

- Заменить слово.

У неё серенькая шубка и остренькие зубки.

Выполнение задания

Работа с интерактивной доской.

Ученики выходят к доске и «перетаскивают» название нужной части речи, устанавливают его над словом и объясняют свой выбор.

Выполнение задания.

Участие в  проблеме.

Объяснение своего выбора.

Принятие цели урока.

 Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

- Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Открытие нового знания

Организация диалога.

- Посмотрите внимательно, какое слово мы заменили на «у неё»?

- Какая это часть речи?

Подведение к выводу о том, что часть речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением.

Работа с рисунками и правилом  в учебнике.

- Откройте учебник на стр.92 и прочитайте правило. Анализируя правило, с опорой на рисунки, расскажите соседу: что нового вы узнали?

- Что такое местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

- Какую роль они выполняют?

Участие в диалоге

- мышка

- имя существительное

Работа с правилом индивидуально,

Рисунки – в парах

- Часть речи.

- Он, я, мы …

- употребляются вместо существительных.

Познавательные УУД.

- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

КоммуникативныеУУД

-сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, умение оформлять свои мысли в устной форме(диалог)

Физкультминутка

(музыкальная) (на интерактивной доске)

Осуществление деятельности.

Стадия осмысления

Закрепление знаний

Организация работы.

- Сейчас мы с вами сделаем памятку, которая поможет нам запомнить местоимения. Перед вами на столе лежит конверт в котором находятся маленькие карточки со словами. Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на конверт.

- Сравним эту памятку с образцом. (при помощи документ-камеры)

- Прочитайте местоимения, которые вы приклеили.

Работа по учебнику с.93   упр 157. Самостоятельная работа

Контроль за выполнением задания.

Контроль за взаимопроверкой. Проверка при помощи документ-камеры одной работы.

Учитель читает текст, при встрече местоимения показать сигнальную карточку.

Работа в парах

Создание памятки.

Сравнение своей работы с эталоном.

Выполнение задания.

Взаимопроверка.

Дети контролируют выполнение задания сигнальными карточками

Познавательные УУД:

- умение находить ответ на вопрос, анализировать с целью выделения существенных признаков, обобщать.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса, саморегуляция

 Рефлексия

Итог урока

Домашнее задание (разноуровневое)

 

Проверим результативность решения проблемы на уроке. Метод «ромашка».

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания на уроке выполняли с удовольствием? Со всеми заданиями ли вы справились?

- За что могли бы себя похвалить?

САМООЦЕНКА. На доске прикрепляем ромашки.

У каждого из вас на столах зелёные конвертики , в них 3 карточки с домашним заданием.

1 карточка для тех, кто понял новый материал.

2 карточка для тех, кто не до конца понял материал и ему нужно ещё время для понимания материала.

3 карточка для тех кто совсем не понял новый материал.

На столах у вас лежат смайлики, возьмите себе тот смайлик, который отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке.

Оценивание результатов работы на уроке.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и ее результата.

Познавательные УУД

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Конспект урока по русскому языку "Понятие о местоимении" 4 класс

Конспект урока по теме "Понятие о местоимении" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...