Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формирование личности к способной творческой деятельности.

Задачи:

·         Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)

·         Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2.02.18.docx113.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи»

        

Выполнила студентка 32 группы: Баранова Ксения Юрьевна
МАОУ «Лицей №37» г.Саратов
Класс: 4 «Б»
Учитель: Суркова А.В.  ________
Методист: Львова И.И._________
Дата проведения: 02.02.18г.
Оценка____________

                                              Саратов  2018

Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формирование личности к способной творческой деятельности.

Задачи:

  • Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе (склонять)
  • Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.
  • Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:      Здравствуйте, ребята! Меня зовут  -  Ксения Юрьевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Сегодня мы будем говорить о склонении имён существительных. Но для начала проведём с вами минутку чистописания.

  1. Минутка чистописания.

- Внимательно посмотрите на экран - прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В..р..б..и,  т..традь,  п.л..то,  учител..,  к..н..ки,  вернут..,  к..рабл..,   к.ртофел..
 
-слово «воробьи» напишите до конца рабочей строки.


(Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.)
(Все слова пишутся с мягким знаком.)
Перепишите слова в тетрадь и вставьте необходимые буквы вместо точек.

- Назовите имеющиеся в словах различия. 
(Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть - глагол.)

- Какие еще можно найти различия в данных словах? 
(Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.)

  1. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

Запишите на доске пословицу (вызвать одного из учеников) + запишите себе в тетрадь.
- как вы понимаете эту пословицу?

 

  1. Актуализация знаний

При изменении имён существительных по падежам различают 3 склонения.

   К ПЕРВОМУ склонению относятся существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на –а, -я:  картина, дядя, пустыня.

   КО ВТОРОМУ склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода, оканчивающиеся на о, -е:   месяц  , май  , июнь  , море  , молоко  .

   К ТРЕТЬЕМУ склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце:  ель,  площадь,  дичь.

Откройте свои учебники на странице 22 и прочитайте это правило еще раз.

 3.Работа с учебником.

                 Кто мне скажет…?

-   Как нужно поступить, если окончание безударное?
(определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Рассмотрим таблицу на странице 23.
Перед выполнением упражнения, вспомним – какие существуют падежи и вопросы к ним:

Теперь давайте рассмотрим таблицу.
какие слова относятся к 1му склонению и.п.?

И тд………

- В тетради вначале напишем слова, которые относятся к 1му склонению – беседа (ж.р), антенна (ж.р), деревня (ж.р), гвоздика (ж.р).
Ко второму склонению – железо (с.р), иней (м.р), рюкзак (м.р), здоровье (с.р), кофе (м.р), циркуль (м.р)  

К третьему склонению – морковь (ж.р), память (ж.р).

2 - Выполним упражнение  №54. (вызывать к доске по одному ученику)

1) Михаил  – м.р;2скл.
   Миша  - м.р;1скл.
   ученик  – м.р;2скл.
   учитель  – м.р;2скл.

    папа – м.р;1скл.
   Николай  –м.р.;2скл.
   Витя – м.р;1скл.

2) Наталья  - ж.р; 1скл.
   Наташа – ж.р;1скл.
   птица – ж.р;1скл.
   свирел
ь – ж.р;3скл.
   син
ь – ж.р;3скл.
   воля – ж.р;1скл.
   Оля – ж.р;1скл.
   клетка – ж.р;1скл.

3 - Выполним упражнение №55.  Делаем таблицу в три равные столбика. Сверху пишем 3 склонения и подчёркиваем.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Гостья

Корабль  .  

Мышь

Мышка

Гость  .

Акварель

Посуда

Счастье  .

Кастрюля

Клей  .

Саша

Велосипед  .

Корзина

Андрей  .

Изба

Окно  .

Тетя

Солнце  .

Юноша

Компьютер  .

Столица

В форме Именительного падежа.

(Запас)

1.Выпишите имена существительные, укажи их число. Вежливый, лебеди, варежка, спешить, солдат, спокойный, колёса.
Ответы: Лебеди (мн.ч.), варежка (ед. ч.), солдат (ед.ч.), колёса(мн.ч.).

2.  Спишите предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных.

На (ветка) (черёмуха) сидели (снегирь).

По (поляна) вьются узкие (ленточка) (тропинка).
Ответ: На ветках черёмухи сидели снегири.
По полянам вьются узкие ленточки тропинок.

4. Домашнее задание. 
- стр.24 №53;
- просклонять словосочетание – «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ»  по всем падежам и числам.

5. Итог урока. Рефлексия.
- Какое у вас настроение после урока?
- Что нового узнали?
- И на этом наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания!

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний" (УМК "Школа России) 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний" (УМК "Школа России) 4 класс...