урок русского языка "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кисина Светлана Евгеньевна

разработка урока по русскому языку УМК Гармония 2 класс по теме "Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 2 класс157.43 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 «Г» класс                                                       Учитель: Кисина С. Е.

Тема урока: Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные

Цели урока:

Предметные:

1.Наблюдать за  видами предложений, различающимися по цели высказывания и по интонации

2.Формировать умение работать , опираясь на таблицы, находить ошибки и их исправлять

Формирование  УУД:

Метапредметные:

Регулятивные

1.Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей.

2.Умение организовывать свою познавательную деятельность в  группе, индивидуально.

3.Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности.

4.Оценивать свою и коллективную  работу.

Познавательные  УУД: формирование умения осознавать значимость русского языка для дальнейшего обучения, понимать цель.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД: ориентироваться в содержании пройденного, самостоятельно делать выводы, формировать положительное отношение к учению.

Тип урока: Открытие «нового» знания

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах.

 Оборудование: распечатки слов, таблицы, презентация, компьютер, цветные карандаши, шаблоны цветочков.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на уроке

1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности

Итак, мы начинаем урок русского языка.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

Работать мы будем в  парах  и оценивать свою работу будем вот на этом цветочке (показываю). Если вы активно будете принимать участие на уроке, то в конце урока ваш цветочек станет ярким.

Перед вами карточки оранжевые с буквами. Определим тему урока, выполнив задания в карточке:

й

п

р

о

е

д

щ

л

о

я

ж

е

а

н

к

и

я

г

1.-Зачеркните букву, обозначающую звонкий, всегда мягкий согласный

-Зачеркните гласную букву, которая обозначает твёрдость согласных

2р.-Зачеркните букву, которая обозначает глухой, всегда мягкий согласный

-Зачеркните букву, являющуюся последней в алфавите

3р.-Зачеркните буквы парных согласных

-Зачеркните букву, стоящую первой в алфавите

Соедините буквы в строчках, начиная с верхней строки, прочитайте, что получилось?

Какая тема урока?(Предложения….)  (слайд1)

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет. 

Коммуникативные:

Вступать в диалог. 

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

Личностные:  самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

Регулятивные:  самоконтроль; саморегуляция

2. Актуализация знаний учащихся

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке жёлтые.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными
 (содержат рассказ, повествование)

б) Взаимопроверка в парах.
Справились с этим заданием,  закрасьте ещё один лепесток на цветочке в любой цвет.

Сегодня на уроке у нас гость, сказочный герой, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

- С Букварём шагает в школу деревянный мальчуган. Кто это? (слайд 2)

Ответьте на вопрос: Кто такой деревянный мальчуган? Ответ начинай со слов

- Деревянный мальчуган – это…. (слайд 3) Допишите его имя. Не забывайте про окошки. Вставьте недостающие буквы в имя героя. (слайд 4)

Какое предложение у нас получилось? (повествовательное) (слайд 5)

- Давайте запишем следующее предложение.

Кому хотел помочь Буратино… Какой знак нужно поставить в конце предложения? (слайд 6)

Какое предложение получилось? (слайд 7)

- Запишите предложение. (слайд 8)

Какое это предложение? (побудительное) (слайд 9)

- Давайте сделаем вывод какие же предложения бывают по цели? (слайд 10)

Познавательные:

Ориентироваться на рабочей строке.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

Регулятивные: Составление плана действий.

3. Постановка целей и задач урока

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

А теперь  давайте запишем следующее предложение слайд11)

- Сравните два последних предложения.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься? Тема нашего урока (слайд 12 )

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем с. 103 упр.209. (слайд 13,14,15).

Если вы были активны в обсуждении этой темы, закрасьте ещё один лепесток.

ФИЗМИНУТКА

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование

Познавательные: общеучебные УД

4. Открытие новых знаний

3. Рубрика «Разгадываем тайны языка»

– Вернёмся к учебнику. С. 104 упр. 210 (16)

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

–  Имеет ли значения интонация в жизни людей?  Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое я сейчас вам прочитаю.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Футбол

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны ли  вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

Познавательные: Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.

  Регулятивные:

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстрации.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое  от уже известного

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре, в группе.

5. Первичное закрепление с формированием УУД

На доске записано стихотворение:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

– Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

– Прочитайте стихи.

– Найдите восклицательные и невосклицательные предложения.

– Как вы думаете, о каких добрых словах говорит автор?

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.  211. Поработайте самостоятельно.

Если вы справились с этим заданием закрасьте ещё один лепесток.

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Познавательные: Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать

 в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы;

Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в  письменной  форме

Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

6. Включение новых знаний в систему знаний

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Работа в парах. Карточки голубые

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений.

Взаимопроверка. Если вы справились с заданием, закрасьте ещё один лепесток.

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите на свои цветочки. Все ли лепестки у вас закрашены? Покажите.

Если вы справились со всеми заданиями и вам всё было понятно, закрасьте ещё один лепесток

Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,

7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

- 9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние

 

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
____________________!

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными     (содержат вопрос)
2) вопросительными         (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными         (содержат рассказ, повествование)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными       (содержат вопрос)
2) вопросительными          (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными             (содержат рассказ, повествование)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными          (содержат вопрос)
2) вопросительными          (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными            (содержат рассказ, повествование)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными          (содержат вопрос)
2) вопросительными        (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными               (содержат рассказ, повествование)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными      (содержат вопрос)
2) вопросительными       (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными           (содержат рассказ, повествование)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными        (содержат вопрос)
2) вопросительными           (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными             (содержат рассказ, повествование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему:"Интонация. Знаки препинания в конце предложения" 1 класс УМК " Гармония"

Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важнымю...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Презентация к урок русского языка Предложения по цели высказывания и интонации

Презентация по русскому языку . Зрительное запоминание знаков препинания и где их ставить...

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)...

Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний учащих...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение и знаки препинания в конце предложения» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Предложение и знаки препинания в конце предложения»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о предложении, закрепление умений оп...