Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах
статья по русскому языку на тему

Реалия нашей жизни – телевизор и компьютер. В жизни современного ребенка они занимают значительное место. Поэтому у ученика остается мало времени для общения со сверстниками, семьей, знакомыми. Овладеть грамотной речью для современного человека значит быть полноценными участниками диалогами с окружающими людьми, разнообразными текстами, компьютером. Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы. Речь человека совершенствуется на протяжении всей жизни. Основой этого процесса служит языковая способность. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах. Речь учащихся часто бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать людей, природу. Развивать речь детей – значит постоянно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, так как именно в этот период закладываются основы языковой культуры. Одна из главных задач педагога, родителей – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах

Реалия нашей жизни – телевизор и компьютер. В жизни современного ребенка они занимают значительное место. Поэтому у ученика остается мало времени для общения со сверстниками, семьей, знакомыми. Овладеть грамотной речью для современного человека значит быть полноценными участниками диалогами с окружающими людьми, разнообразными текстами, компьютером. Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы. Речь человека совершенствуется на протяжении всей жизни. Основой этого процесса служит языковая способность.

Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах. Речь учащихся часто бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать людей, природу. Развивать речь детей – значит постоянно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, так как именно в этот период закладываются основы языковой культуры.
Одна из главных задач педагога, родителей – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

В развитии речи можно выделить три направления:
1. работа со словарем;
2. работа над словосочетанием и предложением;
3. работа над связной речью.

Работа со словарём.

Слово – основная значащая единица языка. Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений:
1. обогащение словарного запаса (усвоение новых слов);
2. активизация словаря (включение новых слов в речь, составление предложений, точное применение слова);
3. уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать многозначность слов и иносказательных значений);
4. исправление ошибочных выражений, ударений.

Начиная с первого класса, постепенно учу детей пользоваться толковым, орфографическим, этимологическим словарями, а также словарями антонимов, синонимов. В эту работу включаю и родителей учащихся, которые помогают не только приобретать словари, но и помогают детям ими пользоваться.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов

«НЕМОЙ» СЛОВАРИК

Один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

СХЕМЫ - УГАДАЙКИ

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___  (воробей, молоко..)_______СС__   ( касса, масса…)

КОПИЛКА - МИНУТКА

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»  
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА

БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

Шифровка – алфавит.

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1,
13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

«ГОЛОВОЛОМКИ» (ребусы)
Составление и разгадывание ребусов.

ЗАГАДКИ – ШУТКИ 

1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами).

После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену  – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день.

Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени  и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Работа со словосочетанием и предложением.

Словосочетание и предложение – основные синтаксические  единицы слова. Умение строить разнообразные типы предложений – это основа развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ребенка, показывает умение выбрать точное слово для передачи этой мысли, образовать нужную форму, составить словосочетание. Чтобы этого достичь, нужно систематически и последовательно проводить  речевые упражнения. Сначала это упражнения на основе образца или подражательные, затем конструктивные упражнения (т.е. построение предложений на основе усвоенных закономерностей), а потом переход к творческим упражнениям (дети применяют ранее усвоенные закономерности, опираются на чувство языка без опоры на образцы).

Виды работ над предложением:

— ответы на вопросы (только полные ответы);

— постановка учащимися вопросов к предложению;

— составление предложений на ту или иную тему

— соединение двух-трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами

Пример:

Дети пошли на прогулку. Они собирали листья. На прогулке дети собирали листья.

Был морозный день. Дети катались на санках. В морозный день дети катались на санках.)

— переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети — ребята — они; глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами 3-го лица).

— восстановление деформированного предложения: даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

«Работа с деформированным текстом»

Виды работ над текстом.

1.Деление сплошного текста на отдельные предложения. 

Это упражнение предлагается детям не только в начальных, но и в более старших классах. Оно помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи. Прежде чем предложить работу целесообразно вспомнить с учащимися о видах предложений и знаках препинания в конце предложений.

Задание 1.

Прочитай. Обозначь начало и конец предложения. Подчеркни самое маленькое и самое большое предложение.

На дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо

2.Деление сплошного текста на абзацы. 

Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путем правильного деления на абзацы. Для обучающей работы берутся тексты не сложно членимые на части, небольшого размера, которые легко можно выписать на доске для коллективной работы или заготовить на отдельных листах. Прочитав рассказ и разобрав его содержание, учащиеся сами определяют его части. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

Задание 2.

Прочитай. На сколько частей (абзацев) можно разделить текст? Докажи.

У Серёжи и Захара жила собака. Её звали Жук. Мальчики подобрали Жука с перебитой ногой. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Серёжа и Захар каждый день спорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук отбежал в сторону. Выскочили овчарки. Серёжа закричал и полез на дерево. А Захар не убежал. Он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал собак. Серёжа теперь не спорит, кто хозяин Жука.

3.Составление связного текста из данных абзацев 

Одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы — приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста. Для правильного выполнения задания надо установить последовательность событий, порядок их развития, границы между ними и взаимосвязь. Этой работой можно успешно заниматься, имея текст перед глазами: неоднократно перечитывать отрывки, определять тему каждого, находить начало и конец отрывка. При восприятии текста на слух нужно внимательно слушать, чтобы понять содержание и затем точно указать последовательность эпизодов, частей и границы между ними  — подготовительное упражнение к изложению. Устные упражнения следует начинать с 3 четверти 1 класса. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи — последовательное изложение мыслей. Дети получают понятие о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаются к соблюдению этой последовательности. Для такой работы текст или отдельные предложения, из которых должен быть составлен текст, пишется на доске. Работа над деформированным текстом не требует полного урока.

Задание 3.

Прочитай. Расположи абзацы в таком порядке, чтобы получился связный текст.

  • Лесник вытащил медвежонка из реки. Зверь стонал.
  • Внучка лесника стала ухаживать за медвежонком. Скоро медвежонок поправился.
  • Лесник принёс медвежонка домой. Врач сделал медведю укол.
  • Лесник увёз его в лес. Там медведица нашла медвежонка.
  • Медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть.

4.Составление связного текста из деформированных предложений 

Усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений — усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения рассчитаны на выработку у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы каждое выражало мысль ясно и просто. Работа проводится под руководством учителя.

Задание 4.

Составь связный текст из деформированных предложений. Выделенные слова измени по смыслу. Подбери название к тексту.

в, встаёт, тумане, зимнем, солнце, холодное;

изредка, от, деревья, мороза, потрескивает;

солнце, лес, утреннее, осветило, спящий;

в, послышалось, воздух, щебетание, птиц;

5.Свободные диктанты 

Являются подготовительным этапом к изложению. Они способствуют совершенствованию речевых навыков учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объем внимания. Работа начинается со знакомства учащихся с текстом. Затем учитель читает законченные смысловые части (отдельные абзацы) текста. Каждую часть (абзац) целесообразно прочесть два раза. Учащиеся воспроизводят текст свободно, однако стараются правильно и последовательно передать содержание. Обязательным условием должно быть использование изучаемых грамматических категорий; подбираются только связные тексты. Упражнения этого типа способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Задание 5.

Прочитай текст по абзацам. Напиши каждую часть рассказа так, как запомнил(а).

Одуванчики.

  1. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
  2. Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
  3. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
  4. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

6.Выборочное выписывание из текста по заданию.

Это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прослушивания (прочтения) и разбора рассказы большего объема, чем для полного изложения, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста. Задание исключает возможность механической записи, требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. При выборочном выписывании дети слушают и разбирают весь рассказ, а затем получают конкретное задание.

Задание 6.

Прочитай. Выпиши слова в два столбика: в первый-слова, которые отвечают на вопрос что?, во второй-слова, которые отвечают на вопрос кто?

На реке.

Пришла весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки, кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.

7.Письменные ответы на вопросы. 

Данные упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения. Сначала детям предлагаются вопросы, подсказывающие слова для ответа. В вопросах предопределен не только порядок изложения текста, но и состав лексики для каждого предложения. Цель этих упражнений — научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Одна из основных целей этой работы — показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное число предложений и иную лексику.                     

Задание 7.

Прочитай текст. Напиши ответы на вопросы.

Лес.

Летом лес был зелёным. Осенью берёзы стали жёлтыми. Осины покраснели. Маленький клён стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зелёные, жёлтые, красные, коричневые.

Какой был лес летом? Какими стали осенью берёзы? Что произошло с осинами? На что похож маленький клён? Какие у него листья?

8.Замена в тексте лица рассказчика. 

Это упражнение еще не может быть названо творческой работой, так как перестройка носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Чтобы успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа, определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами. В зависимости от уровня подготовленности учащихся можно давать более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки текста (например, рассказать о дальнейшей судьбе героя). Творческие дополнения могут быть правильно выполнены лишь в том случае, если ученики поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Задание 8.

Прочитай. Составь рассказ от лица Коли ( будто он говорит о себе).

Однажды Коля пошёл ловить рыбу. Его не было дома целый день. Коле удалось поймать много рыбы. На реке его застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния. От дождя на нём промокла вся одежда.

9.Творческий диктант. 

В этом упражнении даются задания изменить грамматические формы слов, дополнить (распространить) предложение только второстепенными членами, подходящими по смыслу, исключить лишние слова или заменить их другими, более удачными.

Задание 9.

Внимательно прочитайте текст. Из раздела « слова для справок» выберите и вставьте на места пропусков те слова, которые на ваш взгляд, наиболее точно соответствуют содержанию рассказа.

Воробей.

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося_____________________. __________________ был маленький, голодный и совсем замерзший._____________________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко ___________. Я открыл окно и впустил___________________ в дом.

Сначала __________________________меня боялся, а затем освоился, поклевал пшена и даже стал летать по квартире. Перед приходом родителей я выпустил своего __________________ на улицу. С тех пор мой _________, как я прозвал его, каждый день прилетает в гости.


Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко, Чирик, новый друг, малыш.

        Учитель обращает внимание детей на то, что описание, рассказ можно сделать более полным, ярким, интересным, если распространить предложения соответствующими словами (названиями признаков, действий). Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически легкие формы заменяются более трудными.

  • 10.Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу 

Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок», деталей для предстоящего рассказа или сочинения. Творческое составление предложений имеет смысл только тогда, если оно протекает на высшем уровне возможностей ученика.

Задание 10.

Прочитай начало текста и придумай продолжение.

Морозной зимой хрупкие ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла веточку. Дома девочка поставила веточку в воду. На голых прутьях стали видны жёлтые почки…..

Работа над связной речью.

В начальной школе дети впервые сталкиваются с необходимостью совершенствовать речь, с литературным языком, с письменным вариантом речи. Работа учителя на уроках направлена на развитие у учащихся самостоятельности, творчества. Ученики на уроке сотрудничают с учителем и друг с другом. Взволновать на уроке их может творческая работа, так как именно таким образом они могут самовыражаться.
Сочинительство занимает большое место в системе работы по развитию речи младших школьников и является работой творческой. Она требует от ребенка максимум самостоятельности, увлеченности, внесения в текст чего-то своего, формирует логическую и одновременно образную речь. В процессе сочинительства ученики учатся понимать данную тему, находить свою собственную, выражать отношение к изображаемому, наблюдать, описывать, выделять главное, располагать материал в нужной последовательности,, составлять план, отбирать нужные слова, строить связный текст, записывать его орфографически правильно, обнаруживать ошибки в своем сочинении.
В настоящее время и на страницах газет и журналов, и в общении между собой, и в школе на уроках, и в Интернете мы сталкиваемся с требованием к соблюдению культуры речи и нормам литературного языка. Неправильную речь трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь.

Значит культура речи не личное дело каждого, а общественная потребность и необходимость. Именно поэтому я считаю, что развитие речи – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. В своей работе я заметила: когда детям интересен предлагаемый материал, результат обучения гораздо лучше. Учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. Я уверена, что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это, конечно, делать не просто, но можно: надо давать темы, которые будут интересные детям. Дети живут в мире фантазий и сказок. Это все я учитываю в своей работе. Например, предлагаю рассмотреть рисунки. На них изображены ромашки.

- Какой это цветок?
- Как выглядит ромашка? Дайте внешнее описание цветка.
- Опишите по вопросам внутренний мир цвета.
Вопросы:
1. Какое настроение у цветка?
2. Может ли ромашка думать, радоваться и огорчаться?
3. Опишите, чему ромашка может радоваться и огорчаться?
4. О чем цветок может думать?
Таким образом, провожу  работу над любой картиной. Это могут быть иллюстрации сказок, живые и неживые предметы: цветок, божья коровка, грязная тарелка, старый пень, камень, новый компьютер, сломанный стул.


Или еще. Детям приходит письмо леса. Я пишу его сама, а детям говорю, что его отправили из леса через Интернет (текст письма выводится на экране).
Например, «Письмо от медведя».

Учащиеся пишут письма – ответы, кому захотят (лисе, белке, волку, глухарю).
Такую работу мои ученики выполняют с удовольствием, им интересны темы предлагаемых писем («Капелькины мысли», «Почему я лучше всех», «Мысли падающей звезды», «Прогулка чашки», «Опиши пустоту», «Радость весны» и др.). Конечно, я систематически провожу тренировочные речевые упражнения. Именно такая работа приводит к успеху. Дети учатся правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения текст. Автор текста обязательно зачитывает его на уроках. Постепенно в эту работу включаются все учащиеся класса, потому что каждому хочется, чтобы прозвучал его текст, чтобы ему аплодировали одноклассники в благодарность за труд. Текст ребята оценивают по двум параметрам: интересен ли текст по содержанию и с орфографической точки зрения.

Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее напряжённого труда.

Стараться, чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к русскому языку, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

3. Закрепление.

План- конспект

  1. Организационный момент

2.   Речевая зарядка

- Прочтите скороговорку: В обед подали десерт.

- Рассмотрите рисунок.

- Что на нем изображено?

-Что означает слово десерт?

-Прочтите в словарике слово десерт.

-Что подают на десерт?

-Какие значения имеет слово подать? 1. Дать, поднеся. Подать пальто. 2. Поставить на стол. Подать обед. 3. Доставить в нужное место. Подать кирпичи на верхние этажи стройки.

3. Повторение изученного материала

4. Проверка домашнего задания

5. Сообщение темы урока

-Цель нашего урока – познакомиться со словами- «друзьями». Такие слова говорят об одном и том же предмете, действии или признаке предмета. Эти слова близки по значению.

6. Беседа о синонимах

-Посмотрите, как заинтересовался словами- «друзьями» наш Незнайка.

-Куда он попал?

-Смотрите, Незнайка перед огромной выставкой овощей и фруктов.

-Какими словами можно заменить огромный ? ( громадный , исполинский).

-Слова огромный, громадный, исполинский – друзья. Они близки по значению.

-Помогите Незнайке отобрать овощи для салатов. Назовите овощи. (Помидоры, огурцы, кабачки. Тыква, укроп, арбуз, картофель, морковь.

-Какого цвета помидоры? (Красного)

-Каким словом можно заменить слово красный? (алый).

-Как можно назвать слова красный и алый?

-Какого цвета тыква? (Желтого)

-Каким словом модно заменить слово желтый? (золотой)

Какие фрукты Незнайка отберет для десерта? ( груши, яблоки, лимоны, персики, сливы, бананы, черешня, виноград, кокос, мандарины)

7. Развитие связной речи

-Рассмотрите картинки с изображением плодовых деревьев.

-Кто может объяснить значение слова плодовые?

-Помогите Незнайке найти, где растут  фрукты. ( Сливы растут на сливе. Яблоки краснеют на яблоне. Лимоны желтеют на лимонном дереве. Персики зреют на персиковом дереве.)

8. Физкультминутка

-Немного отдохнем, разомнемся с Незнайкой под следующие стихи:

Девочки и мальчики прыгают,как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают.

-Отдохнули? Размялись?

-Можно ли эти слова назвать друзьями?

9. Развитие навыков словоизменения

-Помогите Незнайке приготовить фруктовые соки.

-Подберите к слову приготовить слова-«друзья» (сделать, отжать)

-Итак, в русском языке слова- «друзья» называются синонимами. Спишите это название с доски. (Синонимы)

-Они обозначают предметы, признаки, действия.

-Скажите, какой сок готовят из яблок? Слив? Вишни? Абрикосов? Персиков? Груш? Лимонов? ( яблочный, сливовый. вишневый, абрикосовый, персиковый, грушевый, лимонный.)

10. Развитие оперативной речеслуховой памяти

-Назовите, сколько вы соков запомнили?

11. Работа над синонимией

-Почтите напечатанные на карточках слова и стрелочками соедините синонимы:

зрелый           незрелый

зеленый          большой

спелый            шагать

идти                огромный

12. Редактирование текста

-Сегодня мы познакомились с синонимами. Эти слова делают нашу речь точной, красочной. Помогают избегать повторов слов. Это слова разные по звучанию, но обозначают одно и то же.

-Прочитайте напечатанный на карточке рассказ. Найдите повторяющиеся слова. Какими словами их можно заменить?

У Незнайки наступил День рождения. Незнайка пригласил в гости своих друзей. Незнайка приготовил большой торт и свечи. Вечером друзья пили чай.

-О ком идет речь в рассказе?

-Какое слово повторяется?

-Подберите синонимы к слову Незнайка. (мальчик, малыш, наш герой.)

-Прочтите теперь отредактированный текст.

У Незнайки наступил день рождения. Он пригласил в гости своих друзей. Мальчик приготовил большой тор и свечи. Вечером друзья пили чай.

13. Развитие языковых обобщений

- Прочтите поговорку: Всякому овощу свое время.

-Кто может объяснить, когда так говорят?

14. Подведение итогов урока

С какими словами мы сегодня познакомились?

Для чего они нужны в речи?

15. Домашнее задание

- Подберите синонимы к напечатанным на карточках словам: веселый, маленький, кукла.

16. Организованное окончание урока.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств.

К основным упражнениям относятся упражнения составления текста по готовому или коллективно составленному плану. Это – запись изложений и сочинений, содержание, структура и речевые особенности которых раскрыты учащимися в процессе устной подготовительной работы. Цель этих упражнений – научить детей строить текст по логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства.

К подготовительным относятся, во-первых, упражнения, связанные со структурным анализом текста и работой над планом; во-вторых, многообразные упражнения по обучению учащихся составлению предложений; в-третьих, специальные упражнения, направленные на формирование тех или иных коммуникативных умений, о которых говорилось ранее.

На самом начальном этапе обучения связной письменной речи учащихся, некоторые подготовительные упражнения выполняют роль основных: во-первых, упражнения в составлении текста из готовых предложений, т.е. восстановление деформированного текста. Цель этих упражнений – помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, формировать умение передавать мысли в нужной последовательности. Причем, восстанавливая с учащимися текст повествовательного характера, следует помогать им опираться на логику событий; при работе над текстом описательного характера – обращать внимание детей на последовательность описания.

Правильно организованная работа по восстановлению деформированного текста способствует развитию умения замечать ошибки в тексте и совершенствовать написанное.

Во-вторых, это составление текста путем ответов на вопросы. Цель упражнения – формировать умения строить предложения и связывать их между собой. По мере овладения данными умениями, эти упражнения начинают выполнять роль вспомогательных на этапе подготовке к основным письменным работам – изложениям и сочинениям.

4.Заключение. 

Предлагаемая система работы создаёт возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, активизирует усвоение понятий, словарь школьников. Развитию речи подчинена вся программа начального курса обучения детей русскому языку.
Весь курс начального образования включает такое содержание и раскрывающий его дидактический материал, в том числе и по стилистике речи, имеет такую структуру и разного рода задания, которые активизируют мыслительную и речевую деятельность учащихся, создают языковую среду и условия для формирования общеучебных речевых умений.

Выполнение грамматических заданий в процессе последовательной, систематической работы с текстом, предложением, словом, разностороннего их анализа соединяется с решением задачи развития речи.

5. Рефлексия.

Предлагаю воспользоваться вашим словарным запасом и написать несколько слов об отношении к сегодняшнему мероприятию.

На лучиках « Солнышка!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе

В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.

Представляю серию презентаций по развитию речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Данные презентации помогут обучающимся при написани...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....

Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

Делюсь своим опытом работы по развитию речи учащихся начальных классов...

Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...