Правила. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ермолаев Роман Владимирович

Правила

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_russkogo_yazyka_2_klass.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС

РЕЧЬ ПРО СЕБЯ - это наша внутренняя речь. Мы  думаем, не произнося мысли  вслух, читаем про себя…

МОНОЛОГ – речь одного лица обращенная к слушателям или самому себе ( говорит 1 человек, другие слушают)

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится членом предложения.

В каждом предложении, есть слова, которые выражают главную мысль предложения.

Главные члены предложения составляют основу предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения - это второстепенные члены предложения, они поясняют главные члены предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – главный член предложения, обозначает предмет речи (то, о чем говорится в предложении) отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ -  главный член предложения, обозначает то, что говорится о  предмете речи (о подлежащем) , отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ,,,

НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит только из главных членов предложения.

РАСПРОСТРАНЁННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ состоит из главных и второстепенных членов.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова - это тот смысл, который содержит в себе слово.

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение,  называются однозначными

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — это его основное лексическое значение

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — это его вторичное значение,  которое возникло на основе прямого. Как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет.

Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами.

Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

Буквосочетания  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ – пишутся без мягкого знака

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять. То есть изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

СОГЛАСНЫЙ ПАРНЫЙ ПРОВЕРЯЙ РЯДОМ ГЛАСНЫЙ ПОДСТАВЛЯЙ.

        


Если после мягкого знака стоят е, ë, ю, я, и, то мягкий знак называется разделительным.  (вьЮга, платьЕ, воробьИ)

В других случаях он показатель мягкости. (конь, мальчик)

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются ЧАСТЯМИ РЕЧИ. Каждая часть речи что-либо обозначает (предмет, признак предмета, действие предмета).

 У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (для одушевленных) или что? (для неодушевленных)

 Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет, журналов, книг, фильмов и др.

 Все остальные сущ. нарицательные.

Существительные делятся по числам. Различают единственное (один предмет) и множественное (много предметов) число. (огород – огороды, парта – парты)

 Существительные делятся по родам.

Существительные, к которым можно подставить слова он мой, относятся к мужскому роду (он мой папа).

Существительные, к которым можно подставить слова она моя, относятся к женскому роду (она моя мама).

Существительные, к которым можно подставить слова оно моë, относятся к среднему роду (оно моë дитя).

ГЛАГОЛ – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделают? и другие …

 

Глаголы изменяются по родам: (кот стоял – кошка стояла – дерево стояло)

По числам: (кот стоял – коты стояли)

По временам:

Прошедшее время – что делал? что сделал? (писал, написал) Настоящее время – что делает? (пишет)

Будущее время –что будет делать? что сделает? (будет писать, напишет)

 

Не с глаголами пишется отдельно (не спит, не хочет)  


ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ–это самостоятельная часть речи,

которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

 Имя прилагательное изменяется по родам. 

Оно такого же рода, какого рода имя существительное, с которым оно связано большой лес - муж. род большая сосна – жен. род большое дерево – ср. род

МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая употребляется ВМЕСТО имени существительного, но не называет предмет, явление и т.д.

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении и пишутся всегда раздельно с другими словами.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуй(те), земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.


ЗВУКО – БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА

Порядок разбора:

  • Напиши слово.
  • Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
  • Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
  • Определи количество гласных букв и согласных.
  • Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
  • Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный.
  • Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков). Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
  • Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч'], [щ'] — мягкие непарные.
  • Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.
  •  Подведи черту.
  • Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове. 

Письменный разбор: 
Голубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)

о – [о] – гл., удар.

л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у – [у] – гл., безуд.

б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)

ь – [-]

________________________

6 букв, 5 звуков 


ПАМЯТКА  РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

  1. Пропуск, замена букв.

Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: плотник, веник.

  1. Большая буква в именах собственных.

Запомни: Имена, отчества и фамилии  людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.

  1. Большая буква в начале предложения.

Запомни: Начало предложения  пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно                             предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Папа купил ёлку.  Дети рады.

  1. Слог.

Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Запомни:         В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Кедр  – это хвойное дерево.  Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?

  1. Гласные после шипящих.

Запомни: Жии, чаа, чуу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.

  1. Перенос слова.

Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.

Делай так: ака - ция, Уль - яна, пе – тель -ка.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: пень, деньки, пальчик.

  1.  Разделительный мягкий знак.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

  1. Разделительный твёрдый знак.

Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Подъезд, объявление.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.

  1. Правописание предлога со словом.

Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.

Делай так:  От реки, от (чего?) от реки 

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ – во́лны.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

  1. Написание частицы НЕ с глаголами.

Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.

            Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Делай так:  Не играл, не чувствовал, не верю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....

Примерные правила класса

Памятка для ученика...

Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Классный час во 2 классе " Мои права и права моих одноклассников"

Урок знакомит учащихся с некоторыми правами  и обязанностями детей, с документами, где утверждены эти права: Декларация прав  ребёнка, Конвенция о правах ребёнка....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

« Я имею право» ( Утренник по правам человека для учащихся 2 класса.)

На утреннике дети в легкой,  непринужденной, занимательной  форме познакомятся  с  некоторыми истатьями  " Всеобщей декларациии прав человека", научатся применять их в жизни....