Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе
материал по русскому языку на тему

Гагаева Елена Николаевна

в данной материале приводится классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_didakticheskih_igr.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие [Петрановская 2008: 6].

Учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. (Например, найти за определенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову).

Комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации.

Аналитические - игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.

Ассоциативные - игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.

Контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот - передавать информацию разными способами.

Языковые - игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в меньшей степени, хотя являются самыми значимыми для достижения устройства языка.

Творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой - способности комментировать и критически оценивать свою творческую работу.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде - с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента - этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры,предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем [Петрановская 2008: 8].

Итак, использование игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

Федеральный государственный стандарт в качестве метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования считает освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Федеральный государственный стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области - русский язык - должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Рассмотрим, как изучается грамматика и правописание в УМК «Школа 2100».

В I классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во II классе закрепляются признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно поставить вопрос). Дети знакомятся с повествователь ной, вопросительной и восклицательной интонацией; учатся пра вильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с большой буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); читать и произносить предложения с правильной интонацией, конструировать предложения из слов.

В III классе расширяется понятие о предложении: повествовательные, вопросительные и побудительные, восклицательные и невосклицательные предложения, их использование в разных речевых ситуациях; логическое ударение и его роль в речи. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения, выделять словосочетания, т. е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении.

Далее вводится понятие об однородных членах предложения. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, т. е. помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности (при чтении художественных и учебно-научных текстов). Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В IV классе продолжается развитие названных выше синтаксических и пунктуационных умений. Формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста [Бунеев, 2008: 22].

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ui, ж, ч, щ; место после мягкого согласного).

Изучаются следующие орфограммы:

-обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

-большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

-буквы и, у, а после шипящих ж, ui, ч, щ;

-разделительные ь и ъ;

-обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова (на материале двусложных слов);

-обозначение буквами звонких и глухих согласных звуков на конце слова;

-пробел между предлогом и другим словом.

В III классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенными согласными в корне и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также звонкими и глухими согласными в корне, с удвоенными согласными на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет). Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова [Бунеев, 2008: 22].

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма: «непроизносимые согласные в корне слова». Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный).

В IV классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в I - III классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса (сонный).

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

-мягкий знак после шипящих у существительных мужского и женского рода (луч, ночь)', безударные гласные в окончаниях существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя)

-безударные гласные в окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

-безударные гласные в окончаниях глаголов I и II спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь)] окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило)-, -тся, -ться в глаголах; не с глаголами;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.

Четвертый аспект рассмотрения слова - морфологический.

Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается не ради морфологии, а как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В курсе обучения грамоте и во II классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?, учатся ставить вопросы к словам, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.

В III и IV классах части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи [Бунеев, 2008: 25].

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией, а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Рассмотрим, как применяется игровые приемы в программе. Во 2 классе предлагаются следующие игровые приемы:

Упражнение 1. Прочитай загадки. Отгадки запиши в тетрадь, обозначь ударение в словах.

Ты траву эту не тронь: Жжётся больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется ... .

В жаркой Африке живёт Неуклюжий ... .

Как котята, любят игры В раннем детстве злые ... .

Неповоротлив, но силён Огромный добродушный ... .

Колкие блестят иголки, Хвойный дух идёт от ... .

Упражнение 2. Отгадай загадку. Запиши отгадку.

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня - не то

Я съем и платье, и пальто.

Упражнение 3. Прочитай. Найди лишние слова.

Юла, пять, майка, салют, вьюга, язык, люстра, объявление, елка, бой.

Упражнение. Составь и запиши по образцу слова с сочетаниями чу-щу, используя слоги

Упражнение 4. Предложения рассыпались. Собери их. Определи цель высказывания и интонацию каждого предложения. Запиши в тетрадь, поставь в конце предложений нужные знаки.

срывать, ветер, сухой, листья, с сучьев

дождь, частые,, лить

двор, на, холодно

скорей бы, зима, наступать

Итак, использование игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют рас...

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, иск...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Эффективные приёмы, используемые на уроках русского языка в начальной школе, со словарными словами .

В данной работе рассматриваются эффективные приемы работы над словарными словами....