Открытый урок по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кротенко Ирина Леонидовна

Открытый урок по русскому языку " Главные и второстепенные члены предложения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные члены предложения.

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Слайд 3

Сказка о главных и второстепенных ч ленах предложения .

Слайд 4

Каллиграфическая минутка

Слайд 5

Работа в группах

Слайд 6

Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем- глубоко вдохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот, Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 7

Работа в группах

Слайд 8

Сказка о главных ч ленах п редложения .

Слайд 9

рефлексия



Предварительный просмотр:

Ирина Зайцева

Сказка о подлежащем и сказуемом.

Давным-давно или недавно, а может быть, в следующий вторник после десятого месяца через три года двенадцать часов и сорок пять минут в стопятнадцатом царстве от пятьсот шестидесятого государства находилось царство-государство с очень неожиданным грамматическим названием - Предложение.

В царстве Предложение была структура правительства четкая, систематизированная и неизменная. Главными членами Предложения были король Подлежащее и генерал Сказуемое. Они составляли основу предложения.

Каждое утро король Подлежащее и генерал Сказуемое выходили из своего большого дворца в не менее большой парк и делали зарядку. Пробежавшись по всем дорожкам парка по десять раз, они вставали каждый на свою спортивную площадку и делали по пятьдесят отжиманий, сорок приседаний и сто десять прыжков. Чтобы не запутаться, кому, на какой площадке упражняться и придавать своему превосходному содержанию заманчивую форму король Подлежащее велел на своей площадке нарисовать одну линию, а на площадке генерала Сказуемое – соответственно, две линии. Так оба они знали свое место и никогда не путались.

После зарядки король Подлежащее и генерал Сказуемое шли умываться и завтракать. После завтрака начиналось самое интересное: король Подлежащее и генерал Сказуемое шли в свой секретный кабинет. Там у них стоял сундук с главным сокровищем царства, именуемым «Предложение». В этом сундуке хранилась Основная мысль. Эту Основную мысль могли видеть только король Подлежащее и генерал Сказуемое. Они же ее и несли. То туда понесут, то сюда, то сядут за большой стол дискутировать.

Например, король Подлежащее все время бился над вопросами: «кто?» и «что?». Сначала он долго ходил по большому залу, задумчиво поглаживая рукой подбородок. Потом качался в кресле-качалке и смотрел в окно на море. И наконец, когда уже никто и не ждал от него ничего такого, вдруг брал и отвечал на эти вопросы. Да так, что сразу становилось понятно, что только король Подлежащее может ответить на вопросы «кто?» и «что?».

В это время генерал Сказуемое тоже усердно трудился. Вопросом, который не давал генералу лениться был «что делать?». И в этом смысле генерал Сказуемое действительно был незаменим. Только он мог ответить на вопрос «что делать?». Иногда этот вопрос немного менялся и звучал так: «что сделал?» или «что сделает?». Но генерал Сказуемое был старым мудрым воякой. Его не удивишь и не напугаешь небольшой трансформацией. Он великолепно мог узнавать свой вопрос и всегда на него отвечал.

Генералу Сказуемое и королю Подлежащее было настолько хорошо вместе, что они периодически задумывались, а не остаться ли им только вдвоем. Ведь они отлично образуют Предложение. Конечно, когда их только двое, оно становится нераспространенным. Но ведь бывает же и такое.

Однако потом за окном раздавались голоса второстепенных членов Предложения. Они стояли радом с дворцом с большим знаменем, на котором было написано «Мы уточняем и поясняем короля Подлежащее и генерала Сказуемое!». Может ли быть лучший комплимент для главных членов Предложения? Конечно, нет. И подобрев от такой любви своего народа король Подлежащее и генерал Сказуемое выходили к второстепенным членам Предложения, и предложение опять становилось распространенным.

Так, в царстве Предложения наступал мир, гармония и любовь. Все дружили, радовались жизни, отвечали только на свои вопросы и помнили, что учение – свет, а знание – сила.



Предварительный просмотр:

Тема:       Главные и второстепенные члены предложения

ТЦУ:

  • повторение и обобщение умения распознавать главные и второстепенные члены в предложении, формирование первоначальных представлений о распространённых и нераспространённых предложениях;
  • развитие познавательного интереса, интеллекта, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли;  формирование навыка самоконтроля;  умение работать в группе;
  • воспитание учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, и поддерживание необходимой мотивации  на каждом уроке

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Форма работы: групповая

Методы: репродуктивный, стимулирования мотивации, частично-поисковый

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, листы работы группы, рефлексивные дневники,  раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Настроение?!( смайлики)

2. Запись даты, вид работы.

3. Сказка о главных и второстепенных членах предложения.

3. Каллиграфическая минутка.

-  На минутку чистописания приглашаем букву  «О». 

Приём на внимание.
- Записать слоги  ОС  СО  столько раз, сколько услышите хлопков. (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

-  Посмотрите в окно. Какое время года? (Осень.)

- Запишем это слово: ос_нь.

- Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.)

Запись с комментированием.

 Ос..нь  щедро одаривает  л..са  разноцветными красками.

-  Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

4. Целевая установка.

Чтобы продолжить наш урок, нам необходимо разделиться на 4 группы, объединиться в группы.

5. Повторение правила работы в группе.

Знакомство учащихся с листом работы групп.

Распределение ролей в группах:

Руководитель группы (определяет, кто выступает и кто что делает)

Наблюдатель (следит за временем и работой учащихся)

Секретарь (заполняет лист работы группы)

6. Работа по теме урока

Знакомство учащихся с темой урока.

- Какой цели мы должны достичь сегодня на уроке?

Задание 1.

"Мозговой штурм" - ответ на вопрос - 1 балл

1. Какой главный член предложения отвечает на вопросы кто? что?

2. Какой главный член предложения подчеркивается двумя чертами и на какие вопросы отвечает?

3. Назовите член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

4. Какой  член предложения  обозначает место, время и способ действия?

5. Какие члены предложения образуют грамматическую основу,

6. Какой член предложения отвечает на вопросы: какой? чей?

7. Что обозначает подлежащее?

8. На какие вопросы отвечает обстоятельство и что оно обозначает?

9. Какой главный член предложения  отвечает на вопросы что делает? что делают? что будут делать?

10. Что обозначает сказуемое?

Задание 2.

Составить из слов предложение и разобрать по членам предложения, определить части речи.

1 группа: Составить из слов предложение и указать орфограммы.

Закружила осень в лесу рыжие метели.

2 группа: Составить из слов предложение. Дать характеристику предложению.

3 группа: Составить из слов предложение. Разобрать предложение по членам предложения.

4 группа: Составить из слов предложение. Разобрать предложение по частям речи.

Оценивание учащимися 2 задания выполненной работы (2 балла)

Задание 3.

Прочитайте предложения. Среди данных предложений найдите предложение соответствующее схеме. Укажи главные и второстепенные члены предложения.

 

Природа радостно встречает весну.

С юга подул теплый ветер.

Теплый пар восходит от земли.

Появились первые весенние цветы.

1)         

2)                          

3)                                                            .

4)                                                            .

Оценивание учащимися 3 задания выполненной работы (2 балла)

Физминутка

Потрудились - отдохнем,

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

 Всем улыбки подарили.

Задание 4.

"Дополни текст". Укажи главные и второстепенные члены предложения.

1 группа: Наступила                 осень. Она идет                 шагами.

2 группа: Небо сияет ярким голубым             .  Теплый ветер гонит по небу легкие                   .

3 группа: Ласковое солнышко светит                  .                     появляются первые проталины.

4 группа:                    на солнце сосульки. Зазвенела звонкая                    .

Оценивание учащимися 3 задания выполненной работы (5 баллов)

Задание 5.

"Зоркий глаз". Найдите спрятанное слово и вставь его в предложение. Определи каким членом предложения является это слово.

1 группа: Звонкий ручей ... бежит по весенней улице.

овтсьлнтяопроворнотсбо

2 группа: ... солнце льет на землю тепло.

еинелевесеннеедерпо

3 группа: Теплый весенний воздух ... от испарения земли.

еомзадрожалеузакс

4 группа: Утром яркое ... быстро съело тонкий лед.

еещажелсолнцедоп

Оценивание учащимися 3 задания выполненной работы (5 баллов)

Задание 6.

"Продолжи предложение"

Заполнение рефлексивных дневников

1. Главные члены предложения это - ...

2. Подлежащее отвечает на вопросы: ...

3. Подлежащее подчеркивается ...

4. Сказуемое отвечает на вопросы ...

5. Сказуемое подчеркивается ...

6. Второстепенные члены предложения это - ...

7. Дополнение отвечает на вопросы - ...

    подчеркивается - ...

8. Определение отвечает на вопросы - ...

    подчеркивается - ...

9. Обстоятельство отвечает  на вопросы - ...

    подчеркивается - ...        

7.Сказка о главных членах предложения

8. Домашнее задание.

упр.

9. Рефлексия.

 Посовещайтесь  и оцените  работу своей группы. (смайлики)

- белый  цвет: удовлетворительно - много ошибок, необходимо повторить тему.

- красный цвет: хорошо - работал и  неплохо, но есть ошибки.

- желтый цвет: отлично - работал отлично, можешь оказать помощь другим ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.Задачи:Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные пре...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива...

Открытый урок -4 класс-Русский язык Тема: "Второстепенные члены предложения".

Конспект урока по теме"Второстепенные члены предложения. Обстоятельство, дополнение".Презентация к уроку....